10. 5. Козима фон Бюлоу Вагнер

Елена Вагнер Федосеева
«Лебединое озеро и тайны сказочного короля Людвига».
( история и политика, публицистика)

ВНИМАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ!
ОТ АВТОРА ЕВФ:

Принимаю предложения от профессиональных издателей о сотрудничестве по поводу публикации авторского исследования (книги) о жизни всемирно известного короля Людвига Баварского, получившего среди современников титул « последний в мире сказочный король». Книга  «Лебединое озеро и тайны сказочного короля Людвига».
Учитывая большой опыт публичных выступлений, яркую внешность автора и несомненную харизму, возможно участие автора в многочисленных презентациях книги, событийных мероприятиях, вплоть до авторских вечеров и проведения лекций с использованием аудио-видео-аппаратуры, что, несомненно, простимулирует интерес к книге и продажу ее широкой публике. Возможна организация PR- компании по продвижению книги в СМИ.
Возможно сотрудничество с турфирмами, организующими поездки по Баварии и непосредственное включение книги в турпакет, что без сомнения, обеспечит гарантированную продажу книги.

Объем  – примерно 15- 18 усл. п.л. с уникальными цветными иллюстрациями
Возможен выпуск подарочных VIP- изданий на хорошей бумаге увеличенного формата.
Целевая аудитория – неограниченный круг читателей разных возрастов, интересующихся загадками истории и жизнью выдающихся людей, а также широкий круг путешественников по историческим местам мира.

По вопросам сотрудничества обращаться: helenavagner@mail.ru,
Фейсбук: Елена Вагнер Федосеева.
Skype:helenavagner2011
Whatsup:+ 7 926 896 86 61
Viber:+ 7 926 896 86 61




Гл. 10. Людвиг и женщины.
10.5. Козима фон Бюлоу – Вагнер и ее роль в жизни Людвига.

« Возвышенный король! Самый грациозный повелитель»
и « Самый  верный друг» -
Козима фон Бюлоу о короле Людвиге II

Козима родилась 24 декабря 1837 года, в тот же день и год, что и  Императрица Елизавета Австрийская. Что за странное совпадение обстоятельств? В жизни не бывает случайностей и можно ли считать наличие двух абсолютно одинаковых в астрологическом плане женщин подарком судьбы для Людвига. Они были абсолютные ровесницы и абсолютные астрологические близнецы. Хотя в такой мистической науке, как астрология, разница в часах, минутах и даже секундах играет огромную роль. Обе женщины, сыгравшие столь значимую роль в жизни Людвига, оказались «рождественскими и воскресными подарками» для своих родителей и для и мира в целом.

Конечно, ставить их на одну ступеньку социальной лестницы и степени значимости для мира в целом было бы ошибкой. Они родились в разных семьях. Одна в семье великого герцога Баварии и в ее жилах текла королевская кровь, другая в семье талантливейшего композитора и пианиста, но по материнской линии она также была аристократкой. Сиси суждено было стать императрицей Австрии, а Козиме – женой одного из гениальнейших людей планеты. Козима родилась в городе Комо в Италии. Ее отцом был известный композитор и пианист Ференц Лист, а матерью графиня Мари д’Ангоулт. И Сиси и Козима были старше Людвига на восемь лет. Будучи весьма тонко чувствующей натурой с особым мироощущением, столь преданным искусству и наделенным даром чувствовать прекрасное, Людвиг стремился к глубоким, доверительным отношениям с неординарными личностями.

Несмотря  на разницу в возрасте, Козима стала близким другом и наставником Людвига. Кроме того, учитывая сложный характер и короля, и Рихарда Вагнера, она взяла на себя роль посредника между композитором и его молодым покровителем. Возможно, в этом и заключалась часть ее исторической миссии.  Ее брак с пианистом, дирижером и почитателем таланта Рихарда Вагнера Гансом фон Бюлоу, который был заключен  в Берлине, не был основан на великой любви, скорее более на уважении и общей для них увлеченности музыкой. Козима фон Бюлоу не любила своего мужа как мужчину. Таким образом, неудивительно, что при тесном общении и вспыхнувшем взаимном влечении она и Рихард Вагнер стали любовниками.

Это произошло в ноябре 1863 года. Год спустя, в начале ноября 1864 года Козима стала не только любовницей Вагнера, но и хозяйкой его дома, его секретарем и ловким дипломатом, поддерживая его отношения с внешним миром, и что немаловажно, стала значимой фигурой в его взаимоотношениях с королем Людвигом.  Она умела найти подход и нужные слова, чтобы донести до Людвига намерения и желания композитора. С ее стороны это была тонкая экономическая и культурная дипломатия. 19 апреля 1865 года Козима родила Вагнеру дочь Изольду, названную, несомненно, в честь героини оперы Вагнера. Именно в это время ее муж Ганс фон Бюлоу руководил оркестром на репетиции оперы Вагнера « Тристан и Изольда». Таким образом, первая дочь  Козимы и Рихарда Вагнера стала своеобразной вехой в «творчестве» великого композитора.

Тот факт, что король Людвиг писал Козиме фон Бюлоу через своего секретаря фон Пфистермейстера 20 мая 1865 года из замка Берг, можно рассматривать как акт высочайшего доверия. Министр требовал от нее возможности «доставить удовольствие Его Величеству, чтобы тот мог сделать Вагнера счастливым по случаю его приближающегося дня рождения». Это была довольно сложная для нее промежуточная позиция. Людвиг хотел порадовать композитора и ему был необходим соратник,  которого он видел и, кстати, нашел в лице любовницы Вагнера. Но не только Людвиг был высокого мнения о таланте Козимы как женщины и как дипломата. Пообщавшись с ней, секретарь кабинета фон Пфистермейстер сказал относительно Козимы следующее: « Просвещенная, умная, спокойная женщина, ее разум является самым лучшим зеркалом для оригинальных идей Вагнера».

В архивах Рихарда Вагнера был найден документ, датированный 9 июня 1865 года: « Берг: Коз. Пфист. Король». Эти шифровки показывают, что Козима была приглашена в замок Берг впервые вместе с Рихардом Вагнером и Францем Серахом фон Пфистермейстером.  16 июля 1865 года в записях была сделана приписка, что двое детей Козимы также присутствовали на встрече с королем в замке Берг.
4 июня 1865 года король выразил сердечную благодарность Козиме через г-на Пфистермейстера за передачу коллекции рукописей и нескольких старых статей о Вагнере. Людвиг искренне восхищался  усердием Козимы и настойчивостью « с которой вы, дорогой друг, собираете разрозненные материалы для мастера, как трудолюбивая пчела». Эта яркая метафора из уст Людвига звучала, как особая похвала отнюдь не формального характера.

Пфистермейстер, который по просьбе Людвига писал это благодарственное письмо Козиме, решил по собственному желанию в конце добавить небольшой анекдот от себя, который свидетельствует об очень «странном таланте нашего любимого Величества». Он пишет: « Когда я вернулся с длительной прогулки верхом на лошади на следующую ночь – король позвал  меня – он принимал теплую ванну, стоя в по пояс воде в большой ванной комнате. Он хлопал в ладоши, попеременно ударяя то одной, то другой рукой с различной силой по поверхности воды. Последовательность звуков напомнила мне, в конце концов, заключительный мотив из оперы «Тристан и Изольда». К сожалению, это была музыкальная сцена полностью, когда Изольда склоняется над мертвым телом Тристана. Она с удивительными музыкальными деталями явственно послышалась в моих ушах. Странно, не правда ли?».

Хотя письма короля никогда не содержали приглашений для мистера и миссис фон Бюлоу, но Вагнер всегда имел в виду Козиму, при визитах к королю, и , как правило, она сопровождала его. В частности, после посещения короля 25 июня 1865 года он написал: « Вечером я возвращался с озера Тегернзее в Мюнхен, где я оставил моих храбрых львов ( М-ра и М-сс Шнор фон Каролсфельд). Мой прекрасный, нежный и верный друг, дочь Ференца Листа сопровождала меня. Вся ее жизнь подчинена единственной цели – и в этом и заключается магическая сила, которая связывает нас с вами, мой драгоценный король. В течение этой прогулки прошлым днем по великолепной долине, я поделился с моими друзьями некоторым печальным опытом моей жизни и общения с людьми. Мой друг все еще полна отвращения к этому моему опыту. Затем ее охватил внезапный приступ транса, экстатического сна, такое  время от времени с ней случается. В течение этого транса  она говорила ясно и последовательно излагала свои мысли относительно образов, которые она видела в глубочайшем сне, но абсолютно ничего не помнила вскоре после своего выхода из этого состояния. Внезапно она сказала следующие слова:

« О, да! Я совершенно точно вижу Собор Святого Грааля. Да, этот характерный для алтаря вид. Возможно, это более глубокое  значение « Последнего суда» Микеланджело в Сикстинской капелле. Одна сторона означает твою работу, одна более яркая, чем другая, другая сторона твоего жизненного опыта, более ужасная, чем другая и сверху, весь в облаках – Парцифаль ( как мы вас называем между собой, драгоценный друг!), как судья мира. И ниже, много ниже – о, как это ужасно! Я не хочу это видеть! Вечное предательство!» Она замолчала и проснулась». Как видно из этого письма Вагнера композитор превозносил «своего верного друга Козиму» перед королем точно также, как и в своей автобиографии, которую он написал собственноручно. Трактат назывался « Моя жизнь». Помимо этого, под диктовку Вагнера, Козима записала и отредактировала окончательную версию автобиографии композитора, которая была послана королю для ознакомления в наиболее успешный период  дружбы двух великих людей.

20 августа 1865 года, незадолго до двадцатилетия короля, Вагнер, в конце концов, упомянул о своей любовнице в письме к Людвигу прямо: « Я нахожусь среди планет  из круга избранных друзей, чьей любви и заботе  смерть поручила меня и мою работу. Благородная, мудрая, заслуживающая доверия женщина тесно связана с этим кругом. Если вы хотите знать что-либо обо мне, что вы не понимаете, спросите эту редкую женщину, которая чиста, как весенняя богиня Норна ( прим. Авт. Норна -богиня судьбы в скандинавской мифологии) – она будет зеркалом всего для вас. Повернитесь к ней, мой благородный, прекрасный друг! Я не принадлежу никому в целом мире, исключая вас и этих двух женщин ( Козима и ее дочь Даниэле)».
После этого искреннего признания, Козима фон Бюлоу и Людвиг II вступили в переписку, в которой Козима играла роль посредника между королем и гением. На первый взгляд, письма короля кажутся невероятно экспансивными.

Однако, более глубокий анализ показывает, что они содержат сотни сокровенных и таинственных  цитат, которые Людвиг почерпнул из различных литературных произведений   от сочинений Данте и Гете до либретто опер Вагнера и ораторий Листа. Людвига также занимали литургические тексты и стихи из Библии. Другими словами, эти письма подтверждают, что молодой король был хорошо начитан и образован. Кроме того, он был крайне неравнодушен к духовной мудрости, которую содержат эти произведения и его чуткое сердце откликалось на самые сокровенные истины, разбросанные словно жемчужины между строк сюжетных описаний.

После того, как Вагнер был вынужден поктнуть Мюнхен, и Крозима фон Бюлоу присоединилась к нему в Трибстене, композитор попросил Людвига опубликовать заявление, сформулированное им самим, в форме письма к Гансу фон Бюлоу, в котором он настаивал предать забвению неуместность их отношений с Козимой. Однако, несмотря на то, что король дал согласие и выразил свою волю опубликовать это письмо, в течение долгого времени эта измена оставалась не понятой им до конца .  Все еще находясь под впечатлением информации о тайных интимных отношениях Вагнера с Козимой фон Бюлоу в присутствии законного супруга и до конца не поверив этому,  Людвиг писал секретарю своего кабинета Даффлипу: « Неужели возможно, чтобы это печальное предательство было правдой? Это действительно случай адъюльтера ? Если это так, они об этом еще пожалеют!».

Когда Вагнер и Козима, манипулируя чувствами и привязанностью короля  к композитору, вынуждали Людвига предоставить денежную пенсию Мальвине Шнорр фон Каролсфельд,  тогда уже овдовевшей, на основании того, что именно она доверила королю правду об их отношениях, король, которому была крайне неприятна человеческая хитрость, чрезмерная меркантильность и плебейская изворотливость, писал по этому поводу в конце 1867 года: « Мне внушают чрезвычайное омерзение постоянные интриги и жалобы Вагнера, мадам фон Бюлоу и их подчиненных. Я слишком снисходителен и терпелив с этими людьми, даря им столько своего благоволения, что у них есть масса причин, чтобы  быть довольными и благодарными.  Нить моего терпения, в конце концов, начинает истончаться».

Козима была очень наблюдательной женщиной и, несомненно, обладала выдающимися способностями в умении понимать и чувствовать людей. Она достигла высокого мастерства в психологическом подходе, который она использовала по отношению к королю. Например,  в момент, когда Людвиг 24 июля 1866 года был намерен отказаться от трона, Козима тактично напомнила королю, что она всегда верила в принцип « царствования по велению Божьему  как в религию». Таким образом, - писала она, - я верю исключительно только в Вас, Мой величественный король! Как король, наделенный властью, вы должны поднять искусство.  Я молюсь Богу, от которого короли получают свою власть и титул, чтобы Он смог возродить ваше сердце и утешить Вас, чтобы Он послал Вам ангела, как Он явил его Иисусу Христу на Горе Олив, чтобы Вы, кто делает других людей счастливыми, могли бы также найти свое счастье и мир. На веки верная и любящая Вас, в смертельном страхе и великой радости!».

Людвиг ответил ей: « Могу ли я попросить вас подготовить любимого друга к моему решению оставить трон. О, как мне хочется чтобы он сжалился надо мной и не настаивал на том, чтобы я выносил эти пытки и дальше… Как король я не могу быть наедине с ним. Я умоляю вас, напишите мне поскорее, пошлите мне радостные новости, уверьте меня, что Уникальный и Обожаемый мною поддерживает меня,  что существуют более ценные короны и величественные империи, чем эти несчастные на нашей грешной земле! Помогите ему понять страсть моей любви к нему, о, мой друг, только потом я начну жить вновь. Освободите меня от этого ужасного существования! ( 21 июля 1866 года).  Эти строки были написаны всего лишь спустя два года после его восшествия на престол! Огромная личная и человеческая несвобода ощущалась молодым королем очень ясно. Власть, на первый взгляд, казалось бы, дающая человеку  свободу и легитимное право свободно, по своему усмотрению распоряжаться всеми видами ресурсов, как толкуют это слово все словари мира, на деле оказалась для Людвига тяжким бременем. Он был слишком подвержен своим чувствам. Он находил удовольствие в иных ценностях, нежели неукоснительно следовать принципам удержания власти и руководства страной и вверенными ему людьми.

Он искал поддержки и понимания в женщине, близкой его обожаемому кумиру. В тайне он надеялся, что и она и Вагнер разделят его взгляды и стремления. Но у Вагнера и Козимы была своя миссия в этой жизни. Вагнер был призван дать осязаемую органами человеческих чувств жизнь божественной музыке. Она не должна была остаться только  в его сердце или  на бумажных листах, исписанных нотами его рукой. Ее реальные звуки, столь гениально и гармонично скомпонованные именно Вагнером, должны были услышать тысячи, десятки тысяч, а затем и миллионы людей. В этом ему мог помочь только такой человек, как Людвиг, наделенный от рождения властью и необходимыми для воплощения в жизнь творческих замыслов композитора полномочиями.

Что бы было с Вагнером и его верной подругой и волей судьбы  возлюбленной Козимой, с их делом, с их жизнями, откажись Людвиг от престола?  Козима была права, уговаривая короля воспользоваться данным ему Богом правом и помочь  возродить искусство, посредством которого на землю поступают тонкие энергии радости и любви, зашифрованные в звуках, словах, ритмах, рифмах и цвете. Будучи, по всей вероятности, медиумом, судя по свидетельству самого Вагнера, Козима  сама была проводником неких откровений и понимания происходящего, которые разумному человеку покажутся пустой фантазией и вымыслом. Но для творческих людей эти невидимые и незаметные для обычных людей знаки и сигналы являются единственной реальностью в мире, наполненном до краев ложью и озабоченном исключительно материальными благами и ценностями. Эти знаки и божественные откровения являются единственным источником вдохновения, творчества и истины для избранных. Козима, будучи умной и тонкой женщиной, также, как и русская царица Мария Александровна, призывала Людвига исполнить свой долг перед миром.

Отношения Вагнера и Людвига поддерживались во многом благодаря этой женщине. Неудивительно, что, восхищаясь Вагнером, Людвиг, возможно, неосознанно переносил часть гениальности Вагнера и своей любви к нему на эту женщину.  Людвиг предвидел   решение Козимы остаться с Вагнером в Трибстене. По-человечески, со временем он осознал характер их отношений и, возможно, силу их любви. Возможно также, что не будь этого страстного огня незаконных отношений, которые необходимо было скрывать от суровых общественных воззрений на адъюльтер, каковыми они и были в глазах большинства примитивных людей, не было бы и столь страстной музыки «Тристана и Изольды» и прочих произведений Вагнера. Кому как не самому композитору, имеющему интимные отношения с чужой женой, известны все оттенки волнительных и страстных переживаний Тристана. В музыке Вагнера слышатся многоликие оттенки живых чувств, именно этим она сильна и привлекательна для слушателей. Она записана сердцем Вагнера. 

Разрыва отношений с покровителем к счастью не произошло. Признание своей любви друг к другу и их любви к королю принесло облегчение всем – и Козиме, и Вагнеру, и королю, который органически не выносил любую ложь, тем более от близких ему людей, каковыми и стали композитор и его подруга.  Над всем этим витают чувства короля, выраженные им в письме к Козиме в марте 1869 года « Забудьте все ваши страдания, забудьте их от моего имени, простите меня и всех остальных, вы наказали меня столь сильно, как я того заслуживаю. Возможно, вы даже не подозреваете, как искренне и нежно я люблю вас. После Друга вы наиболее любимая мною на земле и единственная, кем я восхищаюсь».

Много лет спустя 29 апреля 1878 года Козима заметила в своем дневнике: « Когда Рихард  вспоминал наши старые трудные времена в Мюнхене, он говорил: «Как я только вынес все это на земле?». Но она также добавила, что Рихард Вагнер искренне сознавал, что « король был единственной персоной, который неустанно стоял на их стороне за годы развода с Бюлоу, годы  « нелегитимных» отношений». Письма между Людвигом II и Козимой фон Бюлоу выразительно подтверждают правдивость этого замечания.

Письмо, которое Людвиг написал Козиме Вагнер после неожиданной смерти композитора в Венеции, выражает его неподдельную боль и доказывает близость их отношений. Будучи первым лицом в государстве, тьем не менее Людвиг писал Козиме , как близкий друг. Он обращался к ней со словами : « Самая драгоценная женщина, самый дорогой друг! Нет слов, которые выразили бы глубокую боль, которую чувствует моя душа по поводу глубокой и неизмеримой утраты, которую вы понесли. Какой ужасный удар судьбы постиг вас и ваших бедных детей, всех нас, друзей и бесчисленных поклонников великого мастера и незаменимого друга. Он был человеком благородного ума. Кто бы мог подумать, что он уйдет от нас столь рано!  Будьте уверены, драгоценный, любимый друг, что ваш вечно преданный друг разделяет с вами и вашими дорогими детьми горькую боль и в глубине его души сожалеет, что Возлюбленный оставил нас столь ужасно рано…Да благословит его Бог! Он обрел ми,  и более не будет страдать! Как сильно я люблю вас за вашу жертвенную, неослабевающую  любовь к Незабываемому… Это вы …которая привнесла истинную красоту и счастье в его жизнь.

Искренне преданный вам и вашей драгоценной семье, вечно ваш верный друг Людвиг
Мюнхен, 16 февраля 1883 г.»