Детские радости

Алевтина Бирюкова
               
           Минуты радости бывают в жизни любого человека, тем более у  ребенка.  Радость может быть большой и маленькой, маленькие быстро забываются, а  большие сохраняются в памяти на долгие годы.  Моей незабываемой радостью, которая произошла в раннем детстве, стала встреча с живым папой, а не на фотокарточке, и первая в жизни конфета, которую я получила из его рук в последние годы войны.
              В то жестокое время, чтобы выжить, сохранить своих  маленьких детей, мама и ее сестра, проводив мужей на фронт, с  нами  на  руках, вернулись в родительский дом маленького поселка "ГРАБЕНКО", к  нашей бабушке Евдокии Яковлевне. У моей  мамы,  я  была  одна, а у маминой сестры,  двое  моих  ровесников  Володя  и  Галя,  и  похоронка  на  мужа.  Наши  мамы  были постоянно заняты:  с утра проводили  уроки в сельской школе,  потом  работали на  ферме или на поле с колхозниками,   после покоса, уже на убранном поле с учениками собирали  колоски. Нас оставляли на  попечении  бабушки  Дуни,  но  и  она  трудилась  в  колхозе. А  за  печкой сидела слепая  прабабушка  Настя.  Мы  постоянно  забирались  к  ней, слушали  сказки, рассказы  о  гражданской   войне, которая происходила  на  ее  глазах, (тогда   зрячих),  слушали  ее  журчащий  голос. Она  гладила  нас ласково  по  головкам, часто   засыпали  возле  нее, она и   была  нашей  воспитательницей  большую  часть дня.
       В теплое время года   кувыркались на земляном полу бабушкиной избы.  Летом  его  устилали  травой,  от  которой исходил  аромат  луга,  зимой  траву  заменяла  солома,  от  нее  шло  тепло. В  зимние морозы часто забирались на печку к прабабушке, ведь  печку  топили  соломой  и  хворостом,  а  тепла  они  давали мало. 
         Коровы у бабушки  не  было, но  немного молока давала  коза  Белка, его с  трудом хватало нам -  детям.  Козочку  мы    любили, ласково   называли   Белочкой,  но  с  произнесением  буквы  «л»  были  проблемы,  а  Белка  понимала  нас  и всегда  шла  на  наш  зов.  С  большого  огорода взрослые убирали  картошку,  сахарную  свеклу, тыквы,  лук,  половину его  засеивали  просом.  Свеклу  бабушка  вялила  в  печке, она была для нас единственной известной на ту пору сладостью,  пили  компот  из  сухих  яблок,  наравне с   взрослыми,  ели пшенный  суп, иногда  с  маслом, пшенную тыквенную  кашу. Пшено взрослые  вручную перетирали из проса.  Когда  успевали  все  делать,  не  запечатлела    детская  память!
      Незабываемым  событием  стало  возвращение  папы  с  фронта после ранения. Папа ушел на фронт, когда я была совсем маленькой и конечно не могла его помнить, а  став чуть старше,  на стене постоянно видела   фотокарточку, которую он прислал с фронта, поэтому думала, что  папа существует только на этом снимке. И вдруг пришел живой красивый молодой офицер с улыбкой на лице и  радостно сообщил мне, что он мой папа,   в это мне трудно было поверить.  Он хотел  взять  меня  на  руки, но  я  недоверчиво посмотрела  на  него и постаралась объяснить  взрослому дяде,  что  мой  папа  на  фотокарточке,  показала  на  ту, что висела  на  стене, ее он и прислал  с  фронта.               
       Папа достал из кармана  брюк галифе  несколько  конфет  и  дал  их  мне.  Я  никогда их не видела, не  знала, не пробовала на вкус, поэтому спросила:  «Что  это  такое»? Внимательно с надеждой посмотрела на  ставшего мне родным человека, он  еще раз улыбнулся и сказал: «Кушай, дочка конфету, она сладкая, тебе обязательно понравится».  Я впервые в жизни засунула  в  рот конфету, сладкая подушечка из папиного кармана  мне очень понравилась, по  вкусу она напоминала  бабушкину  вяленую  свеклу, и живой папа  мне очень понравился.
        Я  радовалась  встрече  с  живым  папой и  первой   в жизни  конфете. Подошли  Володя с Галей, вместе с ними    мы   пробовали подушечки на вкус и  разглядывали  фотографии  на  стене.  Оказывается,   живой  папа точно такой же, как и тот,  которого  постоянно   видела на  фотокарточке.  Скорее  бы  вернулся  с  войны папа  Володи  и  Гали,  но  на  фото  он, почему-то,  в  черной  рамочке.