Память сердца не подведет

Михаил Гудаев
О Канинской-Шоинской школе на страницах газет и журналов

(Статья из газеты Нярьяна Вындер от 1 ноября 2007 года. Автор Валентина Ханзерова, бывший преподаватель Шоинской средней школы.)

"9 ноября Шоинская школа отметит свой 75-летний юбилей.

Шоинская средняя школа была для меня стартовой площадкой к учительской профессии. В 1956 году после окончания института я была направлена сюда подменным учителем русского языка и литературы в старших классах. Полгода – в Шойне, полгода – в Оме. Начинать работу со старших классов в русской школе было очень трудно. Классы были по 30–40 человек, в средних классах немало трудных детей. Надо сказать, они часто «доводили» молодых учителей.

Но, как бы, то, ни было, я нашла с учениками общий язык, они на моих уроках работали, может потому, что я на них никогда не кричала, не выгоняла никого из класса, не оскорбляла, не унижала человеческое достоинство, но я требовала, убеждала: «Пришел в школу учиться – так учись, гулять, и веселиться будешь после уроков».

Директором работал тогда Дмитрий Васильевич Кашенцев, глубоко образованный, интеллигентный человек. Помню такой случай: началось посещение уроков руководством, что всегда отражается на учителе, будь то стажист или начинающий, еще совсем зеленый, как я тогда.

Здесь очень важна позиция руководителя, его внутренняя культура, такт, человечность. Вначале побывал на уроке литературы классный руководитель 10-го класса. Урок мой ему не понравился. Он разнес меня в пух и прах прямо в учительской при всех: что я и робка, и класса не видела, и не отходила от стола – заглядывала в план и т.п.

Как я себя чувствовала, поймет только учитель. Еще несколько таких разборов – и можно было убить веру человека во что угодно. Очень переживала и даже не понимала до конца, в чем дело. Готовилась к урокам всегда тщательно, ученики меня понимали, уроки мои им нравились. А тут появились страх и сомнение, неуверенность. А стоит ли снова идти в школу?

К моему счастью, начал посещать уроки литературы директор Дмитрий Васильевич Кашенцев. Не помню, на скольких уроках он побывал, но на всю жизнь запомнила анализ первого и осталась благодарной ему на всю жизнь. Он сказал, что урок ему понравился, что учительница умело, преподносит материал, сумела заинтересовать учеников – как важно поддержать начинающего, вовремя подать руку помощи, вселить уверенность и надежду. Иногда маленький, незначительный факт может стать решающим в человеческой судьбе, особенно, когда молодой специалист делает первые, робкие шаги к своей профессии.

В 1957 году я приехала по назначению в Канинскую школу уже в качестве учителя. Прошло десять лет после ее окончания, но, казалось, ничего не изменилось за это время: те, же здания, те, же воспитатели, обновился только коллектив учителей и директор уже не Анатолий Петрович, а Надежда Всеволодовна Плотникова.

А в 1959 году были объединены Канинская семилетняя и русская средняя. С этого времени и начала действовать Шоинская средняя общеобразовательная школа. Она занимала четыре здания: оба здания бывшей Канинской школы были заняты под интернаты – отдельно для мальчиков и девочек, старое здание русской школы занимали начальные классы, а средние и старшие классы учились в новой двухэтажной школе.

Директором тогда работал Дмитрий Алексеевич Петровский, участник Великой Отечественной войны, историк. Умный, эрудированный человек, пользовавшийся авторитетом среди населения поселка, уважением учителей и учащихся. Мог без подготовки ответить на любой вопрос, читал лекции в Доме культуры, доклады к знаменательным датам без единой бумажки. Уроки истории Дмитрия Алексеевича инспектора из окроно считали образцовыми. Это был настоящий руководитель: внимательный и тактичный по отношению к подчиненным, строгий и требовательный и к себе, и к коллегам, и к ученикам, в то же время, уважал в каждом человека, будь то председатель сельского Совета или простой рабочий.

Казалось, директору все под силу, все умеет: может сам отремонтировать печку или показать печнику, как лучше сложить кирпич, чтоб тяга была сильнее. А с какой гордостью и со смехом рассказывала техничка Степанида Васильевна Бобрикова о том, как сам Дмитрий Алексеевич учил ее топить печи углем, как она говорила, по «унуке» (науке).

В памяти учеников он остался прекрасным учителем и добрым, внимательным человеком. А если и ругал, то за дело. Вспоминает Марина Григорьевна Хатанзейская (тогда Марина Латышева), ныне директор Карской школы:

– Дмитрий Алексеевич был очень задушевным человеком. В выходные всегда приходил к нам в интернат, интересовался всем, что касалось учеников, спрашивал, как нас кормят, чем мы занимаемся в свободное от уроков время. Приносил сырое мясо, айбурдал вместе с нами, он был интересным рассказчиком и замечательным учителем. Мы все его любили.

Я работала в Шоинской средней школе с 1959-го по 1970-й год. Мне всю жизнь везло на директоров и коллег. Коллектив педагогический был в большинстве молодым: от 22 лет (сразу после вузов), а пенсионеров не было. Завучем работал О.Е. Раменский, математиками – Р.И. Попова, А.Н. Борисов, Д.Н. Кузнецов, Н.В. Плотникова – биолог, У.Я. Носова – географ, Г.Г. Ястребов вел физкультуру.
Русский язык и литературу преподавали Елизавета Федоровна Назарова, Диана Семеновна Анашкина и Валентина Артемьевна Ханзерова (автор статьи). Нельзя не назвать замечательных учителей начальной школы, после объединения школ их стало больше: это Е.Н. Кузнецова, А.Е. Коткина, Л.З. Авдеева, А.М. Римских, Н.Ф. Варницына, Л.В. Бурдикова. Коллектив был большой, возможно, я не всех назвала, ведь прошло 37 лет, как мы переехали в Нарьян-Мар.

На хорошем счету в округе была наша пионерская организация имени Н. Крупской, а руководила ею еще совсем молодая Ангелина Павловна Подлубная. Какие были сборы, трудовые десанты, костры прямо на сопках, пионерские зарницы.

Большое место в воспитательной работе уделялось трудовому воспитанию детей. В интернате и в классах было самообслуживание, по субботам всем классом занимались генеральной уборкой: мыли стены, парты, полы. Девочки из интерната ухаживали за свиньями, курами, мальчики зимой под руководством директора Дмитрия Алексеевича ставили рюжи на реке, ловили рыбу для столовой интерната.

Классные руководители, учителя проводили большую воспитательную работу: классные часы, беседы на разные темы, готовили концерты, пьесы, выступали в ДК для населения, ходили в походы... Для выпускных вечеров сами ученики с классным руководителем зарабатывали деньги: пилили и кололи дрова. Одним словом, школа жила полной, интересной жизнью. Был хороший учительский хор, которым руководила директор ДК Зося Васильевна Христенко.

В Шоинской средней школе обучалось тогда около четырехсот учащихся: дети оленеводов, военнослужащих, ребята из Неси, Омы, Вижаса, Чижи, Кии... А какие умницы учились у нас в старших классах: Надя Ермолина – отличница, Коля Кузнецов, Вика Пуляевская, Наташа Чистякова, Таня Ружникова, Валя Анашкина, Володя Григорьев, Коля Мезенцев, Витя Бурдиков, Соня Герфанова и много, много других, разве можно всех перечислить. Наши выпускники успешно сдавали вступительные экзамены в вузы и техникумы страны.

Немало выпускников Шоинской школы живет сейчас и в Нарьян-Маре – это семьи Сахаровых, Коткиных, Матвеевых, Римских и другие.

Скоро школа отметит свой 75-летний юбилей. Примите самые теплые, самые искренние пожелания добра, здоровья, творческих успехов, совета и взаимопонимания в семьях, благополучия, а в перспективе – много хороших и умных учеников, новой большой школы с кабинетами с современной техникой.