Последние тридцать тысяч лет

Александр Гаврилов 7
   ПОСЛЕДНИЕ ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ

   Бредя по страницам сайта, посвящённым философии, словно проходишь по тридцати, примерно, последним тысячелетиям борьбы человека за жизнь и поисков человеком Истины. Полная свобода философского слова (и чувства) просто не могла не повторить, след в след, всю историю философии. Здесь есть всё, что было в истории и что есть сейчас.
   Вот - пещеры палеолита, где перед импрессионистскими изображениями ушедшей флоры и фауны первобытные охотники в ритуальном танце выкрикивали заклинания, призывавшие удачу и спасение от голодной смерти. Эти танцы длились десятки тысячелетий. Наверное поэтому подобных заклинаний много и на страницах сайта.
   Период становления религий тоже не остался без внимания. Люди, пока свободные от догм и канонов, изливают свои упования смутно представляемым Богам, известным им, преимущественно, только по имени, а иногда – и безымянным.
   А после принятия утверждённых канонов  люди рассуждают о Вечном и Насущном уже в строгих конфессиональных рамках.
   Отдельная песня – восточные учения, мощной волной нового времени, вырванные из древних убежищ на своей Родине и принесённые в наш век на наши берега. Они впечатлили многих своей колоритной необычностью. И вот наши философы, ощутив в себе «Атмана» - частицу безначального и безбрежного «Брахмана», направляемые «кармой», скитаются по «ашрамам», осуществляя свою «дхарму».  Наиболее радикальные, застыв в «падм-асане», направляют змеиную энергию «Кундалини» вверх по «чакрам», для достижения «самадхи», в котором «Атман» освобождается от тела, сотканного из косной «Пракрити» и вновь сливается с породившим его «Брахманом». А потом – назад. И ощущения от пребывания в этом состоянии невозможно передать словами человеческих языков. Поэтому до сих пор никто толком не знает, что же это такое… (Неромантичные современные психологи и психиатры говорят об этом скучными словами: измененное состояние сознания.)  Настораживает только то, что действительно удивительная йога нисколько не эволюционировала за пять, примерно, тысяч лет своего существования, а прикосновения избранных душ к высотам вселенского Духа, по возвращении, не оказало никакого влияния ни на земную историю человечества, ни на историю родной Индии.
   Завораживают утонувшие во Времени и водах материки. Восхищают исчезнувшие народы и цивилизации, достигшие недосягаемых для нас высот и не оставившие никаких материальных следов своего существования. Но известны названия материков, имена народов и их путь в истории.
   А дальше – море других  более традиционных мыслей и взглядов -  от воспоминаний о европейской античности до злободневной современности, которая, иногда, выглядит очень достойно и, при этом, не дисциплинирована никакими традициями и школами.
   Изредка встречающиеся философы-традиционалисты выглядят приятно и необычно на этом фоне. Хотя, чаще они больше похожи на Аристотеля с его несколько высокомерной самооценкой, чем на Сократа с его самоиронией.
   И много стихов. Они напоминают, что создание философии – это Сотворение Мира. А Сотворение Мира – всегда Поэзия.
   Все древнейшие философии были поэмами. Они ещё не назывались философскими системами – иначе, какая уж поэзия. Мудрецы искали Истину.
   В приблизившейся к нам греческой античности поиск Истины, по вдохновению, продолжали крупнейшие мыслители. Но появились софисты-профессионалы. Владея наработанными логическими приёмами, они учили  (не бесплатно) доказывать, что угодно - на примере противоположных утверждений. Из этого, по большому счёту, следовало, что любое доказанное не является Истиной.
   Большие философы брезгливо морщились от такого утилитарного применения логики, но, по велению времени, тоже широко пользовались логическим методом и на нём строили свои системы.
   Обогатившись средневековой схоластикой, метод вошёл в философию Нового Времени. Создатели классической европейской философии доказывали свои взгляды, как теоремы. Они тоже строили новые миры, но как же нелегко разглядеть их действительно великие сооружения сквозь густую завесу тяжёлого языка необязательных терминов и доказательств…
Трудами профессионалов поэзия ушла из современной философии.
   «Я алгеброй гармонию проверил, её, как труп, на члены разложив». А.С.Пушкин.
   А любители возвращают поэзию в философию. И, по счастью, нечасто утруждают себя доказательствами, хотя, иногда и любят ввернуть в доступный текст десяток-другой затрудняющих понимание терминов.
   Существенно  и то, что в большинстве произведений авторам тесно в материальном мире, и они, то и дело, переступают границу в мир горний. Иногда – излишне далеко. Важно, ведь, не только высказаться, но и чтобы тебя поняли.

   «…способность верить в Бога – высшая из всех человеческих способностей. Разум подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может…»  Блаженный Августин.
   Истину не доказывают. Её провозглашают. Как Нагорную Проповедь. Имеющий уши (и желательно, голову и душу) да услышит. Голова нужна, чтобы понять сказанное, а душа – чтобы войти в резонанс с Истиной – ведь, не всё провозглашаемое – Истина.
   Сегодня и всегда.