Ф. Д. Пит Дэвид Бом скрытый порядок и холодвижение

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЭВИД БОМ, СКРЫТЫЙ ПОРЯДОК И ХОЛОДВИЖЕНИЕ
Фрэнсис Дэвид Пит

 Пространство не пусто. Оно полно, в отличие от вакуума, и является основой существования всего, включая нас самих. Вселенная не отделена от этого космического моря энергии
Дэвид Бом.

Дэвид Бом был одним из самых выдающихся физиков-теоретиков своего поколения и бесстрашным претендентом на научную ортодоксальность. Его интересы и влияние выходили далеко за пределы физики и охватывали биологию, психологию, философию, религию, искусство и будущее общества. В основе его новаторского подхода ко многим различным вопросам лежала фундаментальная идея, что за видимым, осязаемым миром лежит более глубокий, скрытый порядок неразделенной целостности.
Дэвид Бом родился в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, 20 декабря 1917 года. Он учился в Университете штата Пенсильвания, чтобы изучать физику, а затем в Калифорнийском университете в Беркли, чтобы работать над докторской диссертацией с Дж. Робертом Оппенгеймером. Будучи в Беркли Бом как идеалист, стал участвовать в политике, и он был обвинен в коммунизме ФБР во главе с Дж. Эдгаром Гувером. Это не позволило ему получить разрешение на работу с Оппенгеймером над Манхэттенским проектом в Лос-Аламосе по производству первой атомной бомбы во время Второй мировой войны. Однако, работая над докторской диссертацией в Беркли, он обнаружил «расчеты рассеяния столкновений протонов и дейтронов», которые использовались командой Манхэттенского проекта и были немедленно засекречены. В результате Бому было отказано в доступе к его собственной работе, и ему не разрешили написать или защитить его диссертацию. Оппенгеймер должен был подтвердить перед факультетом университета, что Бом действительно успешно завершил свое исследование. Бом был удостоен докторской степени по физике.
Бом был удивлен, обнаружив, что, как только электроны оказались в плазме, они перестали вести себя как индивидуумы и начали вести себя так, как будто они были частью большего и взаимосвязанного целого. Позже он заметил, что у него часто складывалось впечатление, что море электронов в каком-то смысле живо.
В 1947 году он стал доцентом в Принстонском университете, где встретился с Альбертом Эйнштейном. Эйнштейн обнаружил, что Бом был для него родственным духом, коллегой-единомышленником, с которым он мог вести увлекательные беседы о природе вселенной. Он распространил свои исследования на изучение электронов в металлах. Снова, казалось бы, случайные движения отдельных электронов сумели произвести высокоорганизованные общие эффекты. Инновационная работа Бома в этой области укрепила его репутацию физика-теоретика.
В 1951 году Бом написал классический учебник под названием «Квантовая теория», в котором он представил четкое описание ортодоксальной, копенгагенской интерпретации квантовой физики. Копенгагенская интерпретация была сформулирована в основном Нильсом Бором и Вернером Гейзенбергом в 1920-х годах и до сих пор остается очень влиятельной сегодня. Но даже до того, как книга была опубликована, Бом начал сомневаться в предположениях, лежащих в основе традиционного подхода.
Холодвижение является ключевым понятием в интерпретации Дэвидом Бомом квантовой механики и для его общего мировоззрения. Оно объединяет общий принцип «нераздельной целостности» с идеей, что все находится в состоянии процесса или становления (или того, что он называет «универсальным потоком»). Для Бома целостность - это не статическое единство, а динамическая целостность. в движении, в котором все движется вместе во взаимосвязанном процессе. Эта концепция наиболее полно представлена в Цельности и в полном порядке, опубликованном в 1980 году.
В рамках  квантовой теории основное предположение Бома состоит в том, что «элементарные частицы на самом деле представляют собой системы чрезвычайно сложной внутренней структуры, действующие по существу как усилители информации, содержащейся в квантовой волне». Как следствие, он развил новую смелую теорию вселенной. Новая модель реальности, которую Бом называет «имплицитным порядком».
Теория Имплицитного Порядка содержит ультрахолистический космический взгляд; она связывает все со всем остальным. В принципе, любой отдельный элемент может раскрывать «подробную информацию о каждом другом элементе во вселенной». Центральная основная тема теории Бома - «нерушимая целостность совокупности существования как неразделенного плавного движения без границ».
В начале 1980-х Бом гг. разработал свою теорию имплицитного порядка, чтобы объяснить странное поведение субатомных частиц, которое квантовые физики не смогли объяснить. По сути, две субатомные частицы, которые когда-то взаимодействовали, могут мгновенно «реагировать на движения друг друга, когда они находятся на расстоянии световых лет». Этот вид взаимосвязанности частиц требует сверхсветовой передачи сигналов, которая быстрее скорости света. Это странное явление называется эффектом ЭПР, названным в честь мысленного эксперимента Эйнштейна, Подольского и Розена.
Бом счел, что странное поведение субатомных частиц может быть вызвано ненаблюдаемыми субквантовыми силами и частицами. Действительно, кажущаяся странность может быть вызвана скрытыми средствами, которые не противоречат обычным представлениям о причинности и реальности.
Бом считает, что эта «сокрытость» может отражать более глубокое измерение реальности. Он утверждает, что пространство и время действительно могут быть извлечены из еще более глубокого уровня объективной реальности. Эту реальность он называет Скрытым Порядком. Внутри имплицитного порядка все взаимосвязано; и, теоретически, любой отдельный элемент может раскрыть информацию о любом другом элементе во вселенной*.
Если заимствоватьидеи голографической фотографии, голограмма является любимой метафорой Бома для передачи структуры Скрытого порядка. Голография опирается на волновое взаимодействие. Если две длины волны света имеют разные частоты, они будут мешать друг другу и создавать шаблон. «Поскольку голограмма записывает детали вплоть до самой длины волны света, она также является плотным хранилищем информации». Бом отмечает, что голограмма ясно показывает, как «общее содержание - в принципе распространяющееся на все пространство и время - заключено в движении волн (электромагнитных и других видов) в любой данной области».  Голограмма иллюстрирует, как «информация обо всей голографической сцене включается в каждую часть фильма». Она напоминает «Скрытый порядок» в том смысле, что каждая точка фильма «полностью определяется общей конфигурацией интерференционных паттернов». Даже крошечный кусок голографического фильма покажет развернутую форму целого трехмерного объекта.
Исходя из своей голографической аналогии, Бом предлагает новый порядок - Скрытый Порядок, где «все заключено во все». Это так в отличие от явного порядка, где вещи разворачиваются.  Бом говорит так:
 «Сам фактический порядок (имплицитный порядок) был записан в сложном движении электромагнитных полей в форме световых волн. Такое движение световых волн присутствует везде и в принципе охватывает всю вселенную пространства и времени в каждом регионе. Это свертывание и развертывание происходит не только в движении электромагнитного поля, но и в движении других полей (электронных, протонных и т. д.). Эти поля подчиняются квантово-механическим законам, подразумевая свойства разрыва и нелокальности. Совокупность движения раскрытия  может значительно превзойти то, что проявилось в наших наблюдениях.  Мы называем эту совокупность именем «движение». (Essential David Bohm. Ed. L.Nichols. L. - N.Y.,2003. P.85)**.
Бом считает, что Имплицитный Порядок должен быть расширен в многомерную реальность; иными словами, движение в бесконечность охватывает и разворачивается в бесконечную размерность. В этой среде существуют независимые субтоталии (такие как физические элементы и человеческие существа) с относительной автономией.  Слои Имплицитного Порядка могут идти глубже и глубже к неизвестному. Именно эту «неизвестную и неописуемую совокупность» Бом называет движением.  Холодвижение - это «фундаментальная основа всей материи».

Голограмма и голономия

В сотрудничестве со стенфордским нейробиологом Карлом Прибрамом Бом участвовал в ранней разработке холономной модели функционирования мозга, модели познания человека, которая резко отличается от общепринятых идей***. Бом работал с Прибрамом над теорией, согласно которой мозг работает подобно голограмме в соответствии с квантовыми математическими принципами и характеристиками волновых паттернов.
Теория или модель голономного мозга, разработанная нейробиологом Карлом Прибрамом вначале в сотрудничестве с Бомом, представляет собой модель человеческого познания, которая описывает мозг как голографическую сеть хранения. Прибрам полагает, что эти процессы включают электрические колебания в тонковолокнистых дендритных сетях мозга, которые отличаются от более известных потенциалов действия с участием аксонов и синапсов. Эти колебания являются волнами и создают волновые интерференционные паттерны, в которых память кодируется естественным образом. это можно описать с помощью уравнений преобразования Фурье. Прибрам и другие отметили сходство между этими мозговыми процессами и хранением информации в голограмме, которая также использует преобразования Фурье (математические). В голограмме любая часть голограммы с достаточным размером содержит всю хранимую информацию. В этой теории часть долговременной памяти аналогичным образом распределена по дендритной беседке, так что каждая часть дендритной сети содержит всю информацию, хранящуюся по всей сети. Эта модель учитывает важные аспекты человеческого сознания, включая быструю ассоциативную память, которая обеспечивает связь между различными частями хранимой информации и нелокальностью памяти (конкретная память не хранится в определенном месте, то есть в определенном нейроне) ,
Основной характеристикой голограммы является то, что каждая часть хранимой информации распространяется по всей голограмме. Оба процесса хранения и поиска осуществляются способом, описанным уравнениями преобразования Фурье. Пока часть голограммы достаточно велика, чтобы содержать интерференционную картину, эта часть может воссоздать всю сохраненную картинку, кроме как с более нежелательными изменениями, называемыми шумом.
Аналогия этому - область вещания радиоантенн. В каждом меньшем отдельном месте в пределах всей области можно получить доступ к каждому каналу, подобно тому, как вся информация голограммы содержится в части. Другая аналогия голограммы - то, как солнечный свет освещает объекты в поле зрения наблюдателя. Неважно, насколько узок луч солнечного света.  Луч всегда содержит всю информацию об объекте и, когда он соединен линзой камеры или глазного яблока, создает одно и то же полное трехмерное изображение. Формула преобразования Фурье преобразует пространственные формы в пространственные частоты волн и наоборот, поскольку все объекты по сути являются вибрационными структурами. Различные типы линз, действующие аналогично оптическим линзам, могут изменять частотный характер передаваемой информации.
Такая нелокальность хранения информации в голограмме имеет решающее значение, потому что даже если большинство частей повреждено, все содержимое будет содержаться даже в одной оставшейся части достаточного размера. Прибрам и другие отметили сходство между оптической голограммой и памятью в человеческом мозге. Согласно теории голономного мозга, память хранится в определенных общих областях, но хранится не локально в этих областях. Это позволяет мозгу поддерживать функцию и память, даже когда он сильно поврежден. Только когда нет частей, достаточно больших, чтобы вместить целое, память теряется. Это также может объяснить, почему некоторые дети сохраняют нормальный интеллект, когда большие части их мозга - в некоторых случаях половина - удаляются. Это также может объяснить, почему память не теряется при разрезании мозга в разных сечениях.
Одна голограмма может хранить трехмерную информацию в двухмерном виде. Такие свойства могут объяснить некоторые способности мозга, в том числе способность распознавать объекты под разными углами и размерами, чем в исходной хранимой памяти. Прибрам предположил, что нейронные голограммы были сформированы дифракционными картинами колеблющихся электрических волн в коре. Важно отметить разницу между идеями холономного и голографического. Прибрам не предполагает, что мозг функционирует как одна голограмма. Скорее, волны в более мелких нейронных сетях создают локализованные голограммы в более крупных работах мозга. Эта патч-голография называется голономией или оконными преобразованиями Фурье.
Голографическая модель может также учитывать другие особенности памяти, которые более традиционные модели учесть не могут. Модель памяти Хопфилда имеет раннюю точку насыщения памяти, до которой извлечение памяти резко замедляется и становится ненадежным. С другой стороны, модели с голографической памятью обладают гораздо большей теоретической емкостью памяти. Голографические модели также могут демонстрировать ассоциативную память, хранить сложные связи между различными концепциями и напоминать забвение через хранилище с потерями.

Информация

Бом пишет: «Фактическая природа информации и способ ее передачи еще не совсем ясны. Действительно ли правильно, например, говорить о «поле» информации, поскольку информация не падает с расстоянием и не связана с энергией в обычном смысле. Возможно, понятие поля должно быть расширено или на квантовом уровне, и  мы должны говорить о допространственных структурах или об алгебраических отношениях, которые предшествуют структуре пространства и времени"  (Essential David Bohm. Р.257)
Понятие «активной информации» Бома связано с его «онтологической интерпретацией» (ранее это «причинно-следственная или скрытая интерпретация переменных»). Я предлагаю освободить ее от какой-либо конкретной теории и поднять до уровня Общего принципа. Бом никогда не считал, что его онтологическая интерпретация является последним словом в квантовой теории, скорее, что она предложит идеи и пути для дальнейших исследований. Я считаю, что одним из наиболее ценных является его понятие информации.
 «Да, если вы говорите, что вся материя на самом деле работает на основе информации, не только материя в нервной системе или ДНК, работающая в клетке, но даже электрон образуется из пустого пространства, будучи информированным, как если бы он был неизвестным источником информации, который может быть во всем пространстве. И тогда мы не можем иметь, просто нет четкого разделения между мыслью, эмоциями и материей. Вы видите, что они перетекают друг в друга. Даже в обычном опыте у вас мысли и эмоции перетекают в движение материи в теле. Или движение материи в теле порождает эмоции и правильные мысли. Теперь единственный важный момент, что современная наука не имеет представления о том, как мысль может напрямую воздействовать на объект, который не находится в контакте с телом, которое вы видите, или напрямую через какую-то систему. Но если вы скажете, что весь мир существования заключен в пространстве, что из этого пространства выходит вся материя, включая нас самих, наш мозг, наши мысли ... тогда информация может постепенно влиять в пространство, так что материя начинается, можно сказать всегда формируется в соответствии с той информацией, которая у нее есть, и поэтому мыслительный процесс может изменить это информационное содержание. Поэтому я бы сказал, что это выглядит возможным, хотя я думаю, что очень осторожные эксперименты должны быть проведены, прежде чем мы скажем, что это действительно происходит ».
 «Поскольку голограмма записывает детали вплоть до самой длины волны света, она также является плотным хранилищем информации». Бом отмечает, что голограмма ясно показывает, как «общее содержание, в принципе распространяющееся на все пространство и время, охватывается движением волн (электромагнитных и других видов) в любом данном регионе» (Quantum theory as an indication of a new order in physics). Голограмма иллюстрирует, как «информация обо всей голографической сцене включается в каждую часть фильма». Она напоминает «Скрытый порядок» в том смысле, что каждая точка фильма «полностью определяется общей конфигурацией интерференционных паттернов». Даже крошечный кусок голографического фильма покажет развернутую форму целого трехмерного объекта.

Материя, жизнь и необходимость
 
Как же Бом относится к частице, самой важной составляющей материи? По сути, он считает, что частица является лишь «абстракцией, которая проявляется в наших чувствах»****.  По сути, для Бома космос - это материя; по его собственным словам: «то есть, всегда есть совокупность ансамблей, все присутствующие вместе, в упорядоченной последовательности стадий раскрытия и раскрытия, которые в принципе смешиваются и взаимопроникают друг в друга во всем пространстве».
Однако явный порядок Бома является вторичным - производным. Это вытекает из закона имплицитного порядка, закона, который подчеркивает отношения между развернутыми структурами, которые переплетаются друг с другом в космическом пространстве, а не между «абстрактными и отдельными формами, которые проявляются в чувствах».
Объяснение Бомом «манифестации» в основном состоит в том, что в некоторых подпорядках, в «целом наборе» Имплицитного Порядка, существует «совокупность форм, которые имеют приблизительный вид повторения, стабильности и отделимости». Эти формы способны казаться осязаемыми, прочными и, таким образом, составляют наш проявленный мир.
Бом также заявляет, что «скрытый порядок должен быть расширен в многомерную реальность». Он продолжает: «В принципе, эта реальность - это единое целое, включая всю вселенную со всеми ее полями и частицами. Таким образом, мы должны сказать, что холодвижение разворачивается и разворачивается в многомерном порядке, размерность которого фактически бесконечна. Таким образом, принцип относительной автономии суб-тотальностей теперь распространяется на многомерный порядок реальности ». (Essential David Bohm. Р.97)
Бом иллюстрирует эту многомерную реальность, демонстрируя взаимосвязь двух телевизионных изображений аквариума, где рыбы видны через две стены под прямым углом друг к другу. Видно, что существует определенная «связь между изображениями, появляющимися на двух экранах». Мы знаем, отмечает Бом, что два изображения аквариума представляют собой взаимодействующие реальности, но они не являются двумя независимо существующими реальностями. «Скорее, они ссылаются на одну действительность, которая является общей основой обоих».  (Bohm D. Wholeness and Implicate Order. N.Y.,1980. P.80). Для Бома эта единственная реальность имеет большую размерность, потому что телевизионные изображения являются двумерными проекциями трехмерной реальности, которая «удерживает эти двумерные проекции внутри себя». Эти проекции являются только абстракциями, но «трехмерная реальность не является ни одним из них, а скорее чем-то другим, чем-то вроде природы за пределами обоих».
Если во вселенной есть видимая эволюция, то это потому, что различные масштабы или измерения реальности уже заложены в ее структуре. Бом использует аналогию « информированного» семени, необходимого для возникновения живого растения. То же самое можно сказать обо всей живой материи. «Жизнь заключена во всей полноте и - даже когда она не проявляется, она как-то скрыта». Холодвижение - это основа жизни и материи. Там нет дихотомии.
Что нас ждет впереди? Для Бома это развитие сознания!

Сознание

Бом воспринимает сознание как нечто большее, чем информация и мозг;  скорее это информация, которая входит в сознание. Для сознания Бома «включает осознанность, внимание, восприятие, действия понимания и, возможно, еще больше». Кроме того, Бом сравнивает активность сознания с деятельностью Имплицитного Порядка в целом.
Бом отмечает, что сознание можно «описать с помощью ряда моментов». По сути, «один момент порождает следующий, в котором ранее подразумеваемый контекст теперь является эксплицитным, в то время как предыдущий эксплицитный контент стал скрытым». (Ibid. P.198). Сознание - это обмен; это процесс обратной связи, который приводит к растущему накоплению понимания.
Бом считает, что человеческая личность является «неотъемлемой чертой вселенной, которая в некотором фундаментальном смысле была бы неполной», если бы человека не существовало*****.  Он считает, что люди участвуют в целом и, следовательно, придают ему смысл. Благодаря человеческому участию «Скрытый Порядок узнает себя лучше».
Бом также чувствует новое развитие. Человек находится в полном контакте с Скрытым Порядком, человек является частью всего человечества, и он является «центром внимания для чего-то за пределами человечества». Используя аналогию превращения атома в конечном итоге в мощную и цепную реакцию, Бом считает, что человек, который использует внутреннюю энергию и интеллект, может преобразовать человечество. Коллективность индивидов достигла «принципа сознания человечества», но у них нет «энергии, чтобы достичь целого, скорее  чтобы все сжечь».
Продолжая эту тему о трансформации сознания, Бом продолжает высказывать предположение, что интенсивное усиление мощи людей, которые стряхнули «грязь веков» (неправильное мировоззрение, распространяющее невежество), вступают в близкие и доверительные отношения друг с другом. может начать генерировать огромную силу, необходимую для зажигания всего сознания мира.  В глубинах Имплицитного Порядка есть «сознание, что лежит глубоко внутри  всего человечества» (душа мира? - Пер.)******
Именно это коллективное сознание человечества действительно важно для Бома. Именно это коллективное сознание действительно едино и неделимо, и ответственность каждого человека заключается в том, чтобы внести свой вклад в построение этого сознания человечества. «Больше нечего делать, другого выхода нет. Это абсолютно то, что должно быть сделано, и ничто другое не может работать ».
Бом также считает, что индивидуум будет в конечном итоге исполнен после завершения космического ноогенеза. “Обращаясь ко всем элементам космоса, включая человеческие существа, как к проекциям конечной совокупности, Бом отмечает, что, поскольку «человек принимает участие в процессе развития этой совокупности, он коренным образом изменяется в той самой деятельности, в которой его цель изменить ту реальность, которая является содержанием его сознания".

* Здесь напрашиваются явные параллели с "тождеством" молодого Ф.Шеллинга и русской метафизикой всеединства, однако эта интереснейшая тема на сегодня практически не исследована ни философами, ни христианскими апологетами. Если коснуться наиболее принципиальных моментов, то "для Шеллинга материя есть обнаружение вечной сущности абсолюта, внедрение бесконечного единства в относительное", а "дух и материя являются двумя сторонами абсолютного тождества" (Линьков Е.С. Диалектика субьекта и объекта в философии Шеллинга. Л.,1973. С.59). Именно этот подход оказался весьма привлекателен уже для славянофилов, со свойственным им поверхностным блеском - и неправомерно! - сблизивших его с восточно-православным учением о Божественных энергиях; ошибка здесь состояла в том, что Шеллинг - а по сути весь немецкий идеализм - отождествляет личность с волей, что для богословия последних Вселенских соборов и особенно для византийской мысли недопустимо ввиду учения о двух волях во Христе и, соответственно, нетождественности Его Личности и воли (сопоставление с Шеллингом см.: Бузина Т.В. Обожение в богословской и философской традициях  я благодарен петербургскому патрологу Г.И.Беневичу, указавшему мне на этот важный момент задолго до появления этой работы 2009 г.). С христианской точки зрения здесь "не только вопрос о взаимоотношении двух планов бытия; это - вопрос - есть или нет между человеком и Абсолютом жизненное соприкосновение, жизненное отношение (Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения познания. М.,1917. С.332). В христианстве реальность Христа как Богочеловека "дает возможность связать сущее непосредственно с человеком", а "история есть Богочеловеческий процесс, конечной целью и результатом которого должно быть единение человека с Богом"  (Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск,1991. С.76-77). Нам  представляется, что в такой перспективе позиция фаталиста Бома при всей ее противоречивости (явной неразграниченности Бога и духовного мира) ощутимо глубже и интереснее немецкого идеализма с его явной абсолютизацией человеческого.   
** Понятие "свертывание-развертывание" (explicatio-complicatio) берет начало в онтокосмологии Николая Кузанского, для которого (прежде всего в "Ученом незнании") мир есть некое «развёртывание» (explicatio) Бога, в котором изначально «свёрнуто всё», иначе говоря, Бог во всем и все в Боге (cм.: Альфсвог R. Explicatio-Complicatio Dei в понимании Кузанским отношения между Богом и миром В целом взгляды Бома неплохо укладываются в эту старую мощную традицию немецкого панентеизма (см., напр., аналогии с Кузанцем: Marcin R.B. In Search of Schopenhauer's Cat. Cambridge,2006. P.57-58). Процессуалист Дэвид Рей Гриффин в спорной книге (Griffin D.R. Sacred Interconnections: Postmodern Spirituality, Political Economy and Art. N.Y.,1990. P.21) упоминает в этой связи целый ряд немецких мистиков, включая Экхарта, Хильдегарду и Метхильду Магдебургскую. От всего этого Бома, однако, отличает гораздо более разработанный и трезвый подход к причинности и детерминизму, резонирующий с христианским провиденциализмом.
*** Представленная здесь модель (т.н. гипотеза Прибрама-Бома) резко контрастирует с господствующим среди нейробиологов убеждением, что сознание в конечном счете есть физиологический эпифеномен нейронных электрических импульсов мозга. Напротив, теория Прибрама-Бома утверждает, что сознание присуще тому, что Бом космологически рассматривает как космическое целое, и проявляется как динамический  энергетический резонанс, соединяющий экспликатную область пространства–времени с нелокальной, трансцендентной областью потока, называемой "имплицитным порядком" (см. работе Ш.Джойе  The Pribram-Bohm Hypothesis **** Такой взгляд имеет много общего с эмпириокритицизмом, особенно с когнитивным подходом Э.Маха (недавно было отмечено, что ссылки Бома на последнего в его курсе квантовой механики 1951/1952 гг. сразу же пошли вразрез с марксизмом, которым увлекся молодой ученый, и в конечном счете привели его к разрыву с этой идеологией, включая советскую; см.: Junior O.F. David Bohm: A Life Dedicated to Understanding the Quantum World. Heidelberg,2019. P.64-65). Как известно, в СССР ученым-естественникам пришлось приложить титанические - и в итоге бесполезные - усилия, чтобы втиснуть теоретическую физику ХХ в. в прокрустово ложе ленинского материализма. Отрадно, что русский перевод "Квантовой теории" Бома (М.,1965) подвергся лишь минимальной правке во избежание ассоциаций с "махизмом".
***** Это скорее сильная (телеологическая) версия антропного принципа, к которой один автор причисляет Бома вместе с Добжанским и Барбарой Мак-Клинток  (Dalton A.M. A Theology for the Earth. Ottawa,1992. P.46), резонирующая также с идеями П.Тейяра де Шардена. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер (1973): «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». Наряду с общей формулировкой антропного принципа известны также его модификации: «слабый антропный принцип», «сильный антропный принцип», «принцип участия» («соучастника») Дж. Уилера и «финалистский антропный принцип» Ф. Типлера (см. эпохальную книгу: Barrow J.D., Tipler F. Antropic Cosmological Principle. Oxford,1986, с которой Бом успел познакомиться).. Формулировка сильного антропного принципа, по Картеру, гласит: «Вселенная (и следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей».В 1980-е гг. об антропном принципе появился целый ряд работ начиная с Davies P. God and the New Physics. N.Y.,1983. В отечественной и православной перспективе см. главу в работе В.И.Гоманькова "Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм: http://www.odinblago.ru/osnovnoe_bogoslovie/vi_gomankov/1/
****** Понятие "мировой души как вечного человечества", укорененное в немецкой мистике (Г.Арнольд, Ф.Баадер и др.) и сформулированное В.С.Соловьевым ("Чтения о Богочеловечестве" (1880), "Россия и Вселенская Церковь" (1888) - излюбленная тема русской софиологии, которая впоследствии (начиная с С.Н.Булгакова, у которого эта тема прослеживается до последней книги "Невеста Агнца") приобрела выраженные черты универсализма. В других случаях в отечественной мысли Серебряного века (Н.А.Бердяев "Христос и мир" (1907), П.А.Флоренский "Столп и утверждение истины" (1913) и др.) душа мира рассматривалась не как человечество, а как Церковь, так что всеобщее спасение постулировалось скорее как возможное, чем неизбежное. Реформатская традиция и особенно радикальный кальвинизм раскрывают эту антиномию Церкви и человечества через учения Нового Завета о Первом и Втором Адаме, завете и представительстве: в Адаме присутствуют все, кого он представляет, во Христе как Втором Адаме - все, кого Он представляет. Данная чисто религиозная проблематика, конечно, уже выходит за пределы физики и космологии.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn