Без света. Глава 1

Зюлёв Леонтий Михайлович
Оглавление:

Глава первая. Интерес
Глава вторая. Учитель
Глава третья. Куда катимся?
Глава четвёртая. Решение
Глава пятая. Нужно решиться
Глава шестая. Подсказка
Глава седьмая. Рождение энергофага
Глава восьмая. В темноте
Глава девятая. Новая жизнь

 Глава первая. Интерес.
 
   Самым уважаемым историческим персонажем Льва был Никола Тесла. Давно, ещё со школьных лет. Он, шалопай и троечник, познакомился с новым учителем физики, направленным в школу после окончания института. Лев перешёл в девятый класс, отработав положенную практику на садовом участке. Вместо вёдер с водой для полива многочисленных грядок, судьба подкинула ему непыльное занятие. Памятуя о том, что единственная его пятёрка в свидетельстве об окончании восьмилетки по черчению, руководительница практики попросила его написать таблички с названиями растений на участке. Растений высаживали тысячи и, посмотрев, что в день Лев писал не больше полусотни табличек, ему в помощь определили такого же лоботряса Ива.
Писать красиво Ив не умел и занимался подготовкой табличек, малюя фанерки для них чёрной краской. До сих пор Лев щеголяет в разговоре словечками из названий фауны той поры, не имея ни малейшего понятия, как они выглядят.

   Практика осталась позади. Закончился сенокос, где мальчишки работали наравне со взрослыми, и в середине августа, сидя на лавочке и балагуря с друзьями, они впервые увидели идущего мимо субтильного юношу с длинными чёрными волосами, их он совершенно не заинтересовал. Вечером оказалось, что его поселили на квартиру к одинокой тётке через дом от Льва. Ватага до темноты играла в волейбол во дворе дома, где обосновался новый постоялец.

    Он вышел размяться с детьми. Неважного игрока быстро раскусили и вдоволь порасстреливали в традиционной игре "в картошку". Евгений, так звали учителя, возможно, и обиделся на такой приём, но виду не показал, а взамен получил круг общения с будущими учениками, хотя ни они, ни он этого ещё не знали.

   Старого физика посреди года помели за пьянку, и в восьмом классе этот предмет у Льва вели все, кто хоть что-то в нём смыслил. В кабинете и лаборантской царило запустение. Юная лаборантка Катя несильно рьяно несла свои обязанности, иногда протирала пыль на стеллажах с оборудованием да изредка готовила простенькие лабораторные. Перед серьёзными приборами она испытывала трепет, присущий девчонкам.

   Евгений принял от завхоза приборы по описи и присел в углу лаборантской в задумчивости. Часть их даже не распаковали. Школы снабжали централизованно, оборудование привозили круглый год, а пустить его в дело случайные люди не спешили. Да и стоили тогда такие вещи бешеных денег, и отвечать за них мало кому хотелось. Прикинув время до первого сентября, Евгений загрустил. Нагрузка у него получилась предельная, писанина планов не оставляла времени на что-то ещё.

   В другой же волейбольный вечер физик обратился с просьбой к пацанам помочь привести приборы в порядок, предупредив, что платить за работу школе нечем. Пацаны почесали затылки и... отказались, лето заканчивалось, а в надоевшую школу раньше времени хотелось несильно. Согласился один Лев, днём слоняющийся без дела и вечно придумывавший какие-нибудь проказы, иногда опасные, и частенько испытывающий на определённой части тела отцовский ремень.

   Сначала сделали опись оборудования по классам и разложили по стеллажам. Это заняло неделю. Сейчас учителя используют компьютеры и виртуальные опыты, тогда в пору покорения космоса и высадки людей на Луне, отношение к физике было другим. Ни один предмет не обходился так дорого. В каждой школе, организовывали кружки или научные общества и проводили исследования на уровне повторения исканий знаменитых физиков. Там, где физику вели учителя-энтузиасты, ни один урок не обходился без демонстрации законов в действии. Опытов ставилось огромное количество. Серьёзные учёные работали над программами предметов и обеспечением их наилучшего преподавания. Возможности школьных лабораторий впечатляли. Сейчас, оглянувшись на сорок лет назад, можно сказать - преподавались естественные науки тогда с отменным качеством. Будь в стране другой строй и возможность применения полученных знаний, страна бы имела не только современные вооружения. Но история не терпит - "а если бы?"

   После распаковывания приборов и сортировки их по изучаемым темам и по классам, делать стало вроде бы нечего. Тогда Евгений предложил подготовить приборы к работе хотя бы на одну четверть. Первые же опыты и результаты их захватили мальчишек. К тому времени Лев уговорил помогать физику ещё двоих друзей "с головой и руками". Вскоре их пришлось отправлять домой в конце дня едва ли не насильно, так они увлекались. Сам Евгений, не обременённый семьёй, засиживался в школе допоздна.

    Больше всего нравились лабораторные по электричеству. Специальный набор, вроде конструктора, позволял провести двести таких опытов, и все они для ребят открывали что-то новое. Какому из мальчишек, прочитавшему "Остров сокровищ" Стивенсона и узнавшему, что есть какие-то огни Святого Эльма, не захотелось бы получить эти огни в кабинете физики? А проверить невозможность создания вечного двигателя, соединив электромотор с генератором, чтоб этот генератор электромотор и питал?

   Лев, читавший всё подряд в любую свободную минуту, получил возможность проверить кое-что из прочитанного на практике. Однажды, готовя лабораторную с неоновыми трубками, он наткнулся на неизвестное для себя имя: Никола Тесла, изобретателя высоковольтного трансформатора, в поле которого и светились фигуры и буквы из стеклянных трубок, заполненные неоном. Ему это запало в память, и через несколько дней на его просьбу школьная библиотекарша вручила небольшую брошюрку о великом изобретателе.

   Описание опытов Тесла привело мальчишку в восторг. Особенно рассказ об автомобиле, подаренном изобретателю, у которого тот выбросил бензиновый двигатель, заменил его электромотором и каким-то "чёрным ящиком" с начинкой из деталей, приобретённых в магазине радиотоваров. Автомобиль ездил ни на чём. Уже проделавший опыт с мотор-генератором Лев понимал, что так быть не должно. Все расспросы Евгения ничего не дали, тот лишь сказал:
   - Да, факт такой известен, но ни схемы, ни самого автомобиля нет. К этому приложили руку нефтяные компании. Представляешь, что случилось бы, реализуй Тесла идею в мировом масштабе? Нефтяные магнаты пошли бы по миру с сумой!

   На этом интерес Льва к великому изобретателю поиссяк на долгие годы, но полученные знания засели в голове.

                Продолжение: http://www.proza.ru/2020/04/05/183