Рептилии комбрига Левицкого

Вячеслав Прытков
                “РЕПТИЛИИ”     КОМБРИГА     ЛЕВИЦКОГО.

“Будем  надеяться, что  дело, которое так  удачно  у  нас началось,
не  погибнет, что нам  удасться  систематично  достигнуть  большего
развития  подводного  плавания…»
                И. Ризнич -  русский  подводник


Капитан  1  ранга  Павел  Павлович  Левицкий  (1859  -  1938), назначенный  начальником  Учебного  отряда  подводного  плавания, прибыл  вместе  с  семьёй  в  порт  Императора  Александра  III  -  Либаву, где  должен  после  контр – адмирала  Э. Н. Щенсновича  продолжить  обучение  офицеров – подводников  для  зарождающегося  русского  подводного  флота. В  отряде  готовились  люди, поверившие  в  большое  будущее  нового  класса  кораблей, но  не  смотря  на  преданность  делу  и  веру  подводников  материальная  база – (первые  строящиеся  в  России  подводные  лодки)  оставляла  желать  лучшего. Заложенные  ещё  в  1905  году  четыре  400 – тонные  лодки  по  проекту  американского  изобретателя  Саймона  Лэйка, планировалось  использовать, как  подводные  крейсера, развивающие  приличную  скорость  до  16  узлов  и  имеющие  дальность  хода  до  3000  миль  без  пополнения  запасов  топлива. Однако, из – за  плохого  качества  производимых  работ, слабенького  оборудования  и  нехватки  рабочих  и  специалистов, после  почти  пятилетнего  их  строительства  получились  не  подводные  крейсера, а  «ваньки – встаньки», как  их  назвали  моряки. Эти  лодки  при  погружении  имели  большой  дифферент  или  на  нос  или  на  корму, что  делало  очень  опасной  их  эксплуатацию. Изобретателю  Лэйку  было  заявлено  об  устранении  этого  серьёзного  дефекта, но  он  не  добился  каких – то  лучших  результатов  при  проведённых  испытаниях, предложив  принять  построенные  лодки.

Морскому  министерству  ничего  не  оставалось, как  укомплектовать  лодки  экипажами, поднять  на  них  Андреевский  флаг  и  впредь  отказаться  от  американских  специалистов. Павел  Павлович  Левицкий, руководив  Учебным  отрядом  подводного  плавания, получил  под  своё  начало  Бригаду  подводных  лодок  Балтийского  моря, состоящую  из  2 – х  дивизионов. В  её  2 – й  дивизион  и  входили  те  злополучные  лодки  под  названием  рептилий: «Аллигатор», «Дракон», «Кайман»  и  «Крокодил».

Комбригу  пришлось  решать  нелёгкую  задачу – выяснить  все  причины  негодности  лодок  и  устранение  этих  неполадок, чтобы  в  дальнейшем  лодки  могли  быть  пригодными  для  плавания, как  в  надводном, так  и  в  подводном  положении. Оба  дивизиона  Бригады  базировались  в  Ревеле. Сам  Левицкий  совершил  ряд  испытательных  выходов  в  море, связанных  с  большим  риском; в  результате  оказалось, что  основная  беда  кроется  в  чрезмерной  перегрузке  лодок,  достигавшей  двух  десятков  тонн. Об  этом  исследовании  Павел  Павлович  Левицкий  представил  полный  доклад  в  Морское  министерство.

Чтобы  довести  до  личного  состава  ответ  Морского  министерства  комбриг  собрал  вместе  командиров  подлодок  2 – го  дивизиона.
Прибывшие  офицеры – подводники, относившиеся  с  уважением  к  своему  начальнику, даже  шутливо  называвшие  его  «папой», ещё  не  догадывались  о  важности  и  серьёзности  предстоящего  разговора. Замолк,  обычно  отпускающий шутки  и  веселивший  друзей – «Тимоша», командир  подводной  лодки  «Дракон», Фон – дер – Рааб  Тиллен  Тимофей  Леонидович. Взгляды  всех  были  устремлены  на  комбрига, начавшего  свою  речь  со  слов:

«Господа! Прошу  обратить  особое  внимание  на  то, что  я  сообщу  вам  сегодня. Нет  необходимости  упоминать  о  том  плохом  состоянии  наших  подводных  лодок, построенных  Лэйком, которому  правительство  обязалось  выделить  платёж  в  размере  978508  рублей, почти  миллион.
Так  вот, отныне, он  этот  миллион  не  получит, все  деньги  поступают  в  ваше  полное  распоряжение.
Да, господа, в  ваше, с  тем, чтобы  вы, опираясь  на  ваш  богатый  опыт  и  знания, по  собственному  усмотрению, использовали  их  для  нужных  переделок  на  лодках, от  себя  лично, обращаясь  с  заказами  на  любой  завод, повторяю, любой, будь  то  казённый, частный, либо  портовая  мастерская.
Причём, подчёркиваю, для  быстроты  дела, всё  это  будет  происходить  без  предварительного  рассмотрения  и  утверждения  ваших  планов  в  Морском  министерстве. Вот  бумага. Распоряжение, полученное  мною.
Так, что, господа, теперь  вы – хозяева, и  можете  сами  сделать  на  лодках  всё  необходимое, превратив  их  из  «ванек – встанек»  в  настоящие  боевые  корабли. Dixi!»

В  течение  зимы  все  лодки  были  перестроены: стали  легче, результат  превзошёл  ожидания. Время  погружения  составило  5  минут  с  устойчивым  положением  под  водой, а  незначительное  уменьшение  полного  хода  на  1,5  узла  сочли  приемлемым.

Комбриг  П. Левицкий  не  только  проявил  личное  мужество, но  и  доверил  командирам  подводных  лодок  дивизиона  важное  государственное  задание, поверив  в  их  опыт, знания  и  способности, которые  позволили  преодолеть  серьёзные  недостатки  в  ходе  строительства  субмарин, всё, что  не  смог  устранить  даже  сам  конструктор  подводных  лодок  С. Лэйк.

Позже, будучи  уже  контр – адмиралом, П. Левицкий  состоял  при  Морском  министерстве, и  ему  было  поручено  следить  в  Ревеле  за  постройкой  подводных  лодок., а  его  «рептилии» -  «Аллигатор», «Крокодил», «Кайман»  и  «Дракон»  приняли  участие  в  Первой  мировой  войне: совершали  боевые  походы, атаковывали  вражеские  корабли, топив  транспорты  и  пароходы.

Дело  подводного  плавания  в  России  станет  жить  и  развиваться  самостоятельно  только  по  отечественным  проектам  с  привлечением  талантливых  конструкторов, таких  как  БЕКЛЕМИШЕВ, БУБНОВ, ГАВРИЛОВИЧ, МАЦИЕВИЧ, МАЛИНИН, БАЗИЛЕВСКИЙ, КРИТСКИЙ  и  др.

Приложение:   С. Лэйк  (1866  -  1945) – американский  инженер – конструктор, создатель  первых  подводных  лодок, продавал  и  строил  свои  лодки  для  России;
                Э. Щенснович  (1852 – 1910)  -  вице – адмирал, один  из  первых  организаторов  подводного  дела  в  России.
                «Dixi» -  (лат.) – «Я  всё  сказал!»

4  апреля  2020  года                Вячеслав  Прытков.