VII. Гл-13. Пилотаж

Геннадий Чергизов
 *** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***               

     Надо слетать ещё, добить вираж с креном 60 и попробовать бочку, ну и что-нибудь из вертикальных фигур. Теоретически, технику выполнения их на Як-52 я изучил. На других самолётах когда-то выполнял. И на Л-29, и на МиГ-17, и на Су-27. Здесь только скорости другие.

     Залили бензин, проверили масло, воздух. Всё в норме. Бензина больше 60 литров не заливаем, по 30 в бак. Чем легче самолёт, тем лучше. Масла на пилотаж должно быть от 8 литров до 10.
    Собираюсь выполнять вертикальные фигуры, самые простые – пикирования, горки и боевой разворот. Поставил себе такую задачу – осваивать пилотаж на Яке не спеша, поэтапно. Не хочется на этом пути «обкакаться».

     Набираю 1000 метров. Хорошо на Як-52 - можно лететь с открытым фонарём, обдувает прохладным воздухом, хотя на земле жарко. Обзор шикарный, вся планета как на ладони. Высота приличная, видны и близлежащие сёла, и Васильевка на северо–востоке и Каховское водохранилище на севере, земля внизу. Занимаю место в центре нашей импровизированной пилотажной зоны, то есть над центром нашего лётного поля. Курсозадатчик стоит на компасе на 200 градусов. Надо пилотаж выполнять по «полосе».

     Устанавливаю скорость 210 км/час и начинаю выполнять виражи с креном 60. То левый, то правый. Получаются вроде в пределах нормы. Буду делать бочку. Разгоняю в горизонте скорость 230, энергично беру ручку на себя до 15 градусов по авиагоризонту, фиксирую угол, даю, точнее, «тыкаю» ручку чуть от себя, и энергично кручу влево и с усилием от себя, чтобы нос не опускался. Ручку приходится давить от себя. Самолёт так же энергично крутится влево вокруг оси. Проворачивается подо мной наше зелёное лётное поле, вот снова небосвод. Есть оборот вокруг оси. Возвращаю ручки в центр. Як, раскачиваясь, прекращает вращение. Подбираю ручку на себя. Скорость упала. Даю обороты, по прямой снова набираю 230 км/час и выполняю правую бочку. Корявенько, размазывается. Получается «кадушка». Надо помогать педалью. Выполнил ещё пару бочек, уже лучше, для начала – пойдёт. Главное для меня сейчас – почувствовать самолёт.

     Теперь сделаю пикирование и горку, потом – пикирование и боевой разворот. Пикирование и горка – фигуры совсем простые, только название, что «вертикальные». Устанавливаю уже привычный курс по оси нашей «пилотажной зоны» 20 – 200 градусов. Беру ручку на себя, надо потерять скорость, ведь правильно пикирование начинается на скорости 140. Задрал нос, прибираю РУД. скорость быстро падает. Вывожу в горизонт, 140 км/час. Отдаю ручку от себя, по авиагоризонту устанавливаю угол пикирования 30 градусов, приходится давить ручку, чтобы его выдержать, скорость хорошо растёт, снижаюсь по курсу. Стрелка высотомера быстро бежит по шкале, уменьшается высота. Вот и скорость уже 250, пора выводить, хотя высоты ещё ого-го, больше 800 метров. перегрузка приличная. Тяну ручку на себя, выхожу в «горизонт». Скорость уже под 300, тяну дальше, двигаю РУД вперёд до упора, устанавливаю угол набора по авиагоризонту те же 30 градусов. Растёт высота и падает скорость. Выдерживаю угол набора. Надо начать вывод из горки, согласно Инструкции, на скорости 170, чтобы не потерять скорость на выводе ниже 140 км/час. По Инструкции это минимальная скорость на пилотаже. Надо соблюдать. С усилием давлю ручку от себя, вывожу в горизонт, ориентируюсь на скорость 140. Перегрузка уже отрицательная. Всё, вывел. Скорость где-то около 140. Теперь растёт, на 180-ти начинаю разворачиваюсь на обратный курс. Снова прибираю РУД, задираю нос, теряю скорость до 140 и снова ввожу в пикирование с углом 30 градусов. Як послушно пикирует, негромко «тарахтя» мотором, но хорошо разгоняет скорость. В поле зрения наше зелёное лётное поле, слева и справа лесопосадки, за ними, и впереди дальше жёлтые убранные пшеничные поля. На скорости 250 тяну ручку, начинаю выводить из пикирования и даю РУД полностью вперёд. Мотор ревёт, прохожу «горизонт», пора выполнять «боевой разворот». Буду крутить влево.

      Я, почему-то всегда начинаю фигуры с левой. Раньше и не задумывался над этим. Наверное, потому, что «правше» удобнее давить влево!? Ладно, не будем заморачиваться.

     На всех типах «боевой разворот» выполняется одинаково – тянешь ручку на себя – «через плечо». Крен плавно увеличиваешь сначала градусов до 30, одновременно тянешь ручку на себя, энергично увеличиваешь угол набора, продолжаешь тянуть на себя и крен доводишь до 50 градусов. Но всё это делается «одним махом». Просто разворачиваешь самолёт энергично влево вверх с задачей быстрее набрать максимальную высоту.

     Самолёт разворачивается и одновременно набирает высоту. Надо развернуться на 180 градусов и набрать максимальную высоту, не потеряв скорость ниже 140. Падает скорость, растёт высота. В поле зрения слева внизу земля, зелёное лётное поле, остальное – небо. Всё быстро перемещается. Мотор звонко ревёт, тянет резво «ячок» вверх. Начинаю отпускать потихоньку ручку – уменьшать больше тангаж и, в меньшей степени крен. Теперь перед глазами сплошной небосвод и Як летит туда. Вот уже и скорость приближается к 140, и самолёт ложится на горизонт, убираю крен. Самолёт развернулся примерно на 180 градусов. Скорость потихоньку растёт, уточняю курс выхода. Прохожу до края нашей «пилотажной зоны», разворачиваюсь и выполняю ещё раз этот, можно сказать, «комплекс» - пикирование – боевой. Проделываю это, явно не на «отлично», но в пределах нормы. В Авиации есть такое, с долей юмора выражение, – «самолёт цел, лётчик жив, значит полёт удался».

     Васильевка и аэродром, самолёты и полёты. Всё это хорошо, но вокруг лето, август, хочется на море. Тем более, что море не так далеко. Азовское.  От Запорожья до Азовского моря каких-то 170 км. Задумали мы с семейством съездить в Кирилловку. Это такое курортное местечко местного значения.
     Поехали на недельку со знакомыми на их микроавтобусе. Там на месте полно на берегу разных баз отдыха, пансионатов и прочего. Много километров береговой черты в районе села Кирилловка забито «местами отдыха». Август, солнце, тёплое мелкое море, полно народа. По приезду сразу окунулись в море, красота. Правда, чтобы окунуться в воду, надо от берега метров сто пройти. Мелко. Всё-равно – красота. Пляж просторный, горячий мелкий песок. Стали размещаться. Небольшие домики, без особых удобств, недорого. Питание своё, да это на море и не проблема. Устроились без проблем. Спать улеглись в предвкушении, начинающегося завтра с утра долгого отдыха на море.

     Утром нас разбудил какой-то шум, даже периодически – грохот. Это начался шторм. В августе, кругом лето, жара и, вдруг налетел ветер – взбунтовалось море, волны с грохотом накатываются на пляж. Пошёл дождь. Пропала жара, опустел пляж. Думали, это быстро пройдёт. Но, не тут-то было. Прождали пару дней в домике под завывание непрекращающегося ветра. Играли в карты, ели, спали. Иногда уже и мёрзли. Потом плюнули и уехали домой. Отдых на море в августе нам не понравился.

     В Запорожье и в Васильевке тепло и тихо. Устраиваем очередные парашютные прыжки. Неспешно, уже со знанием дела. Парашютистов-спортсменов подтягивается всё больше. Уже подъезжают и с Днепра. Мы становимся «известными». Пожаловали даже журналисты из запорожской городской газеты, интересуются, что здесь происходит. Мы не секретничаем, с удовольствием рассказываем всё, что знаем и даже больше.
     Парашютисты прыгают, Володя Дмитрийчук бросает их из нашего Ан-2. Гриша Мазур и Миша Пузанов обеспечивают все эти парашютные прыжки. У Гриши свой личный парашют, ПО-9. Он участвует в каждом подъёме и успевает уложить свой парашют, проверить группу, перед подъёмом и ещё обязательно покурить свой неизменный «Беломор». По последним временам, папиросы уже, вроде и не продаются, но Гриша свой «Беломор» где-то находит. А ещё у него фишка – вскрывает всегда новую пачку папирос, разрезая её посередине острым, специально «подготовленным» для этого, ногтём. Потом пачка переламывается пополам. Это как ритуал.

     Мы с техником возимся с Як-52. Хочу сегодня сделать «зонку», так сказать, на повторение, что есть, как известно, «мать учения». И хочу попробовать настоящие «вертикальные фигуры» -  переворот, петлю, боевой разворот. Расширяю, так сказать, свой «репертуар» по степени сложности.

     Всё как обычно – взлетел, набрал высоту тысяча метров, установил курс, осмотрелся, бросил взгляд на приборы – всё в норме. Для начала выполняю уже привычные вираж с креном 60, пару бочек, потом пикирование – боевой. Это вроде разминки. Времени занимает эта «разминка» немного. Вот снова на «боевом» курсе. Самолёт гудит, пробивает его мелкая дрожь. Ну, прямо, как резвый скакун. Сейчас «поскачем».

     Буду делать «комплекс» - переворот – петля – боевой. Прибираю РУД, подбираю ручку на себя – гашу скорость. На приборе 140, горизонт. Задираю нос на 15 градусов, фиксирую угол, даю ручку влево, надо перевернуть самолёт «вверх ногами», тянуть ручку и выводить, несущийся к земле самолёт, в горизонт. Это и есть «переворот». Всё просто. Як вращается влево. Вот я уже перевернулся вниз головой, тычком ручки вправо прекращаю вращение, мгновение вишу на привязных ремнях, энергично тяну ручку на себя. Вся зелёная панорама подо мной перемещается, самолёт несётся к земле, тяну ручку, сначала плавно, потом всё сильнее, уже давит перегрузка. На угле снижения 45 градусов даю обороты, подвожу к горизонту на скорости 300. Первый раз на Яке буду делать петлю. Тяну ручку на себя, главное условие петли – перегрузка не менее 4 единиц. Тяну, перед глазами сплошное небо, вот Як подходит к вертикали, перегрузка за четыре, продолжаю тянуть. Запрокидываю голову назад, жду горизонт. Перевёрнутый. Смотрю на скорость, нельзя потерять ниже 140. Наконец, появляется полоска горизонта, уменьшаю усилия на ручке. Самолёт, несколько, можно сказать, затормозив, нехотя переваливает через верхнюю точку. Теперь, разгоняясь, несётся вниз головой. Скорость сначала увеличивается плавно, вот начинает расти быстрее, угол подходит к вертикали, теперь перед глазами сплошная земля, зелёное лётное поле. Надо тянуть ручку. Перегрузка увеличивается, растёт и усилие на ручке. Здесь, на выводе, обычно самая большая перегрузка, часто даже больше, чем на вводе в петлю. Вот и сейчас, - около пяти единиц. Появляется светлый горизонт, самолёт уже на угле снижения в 45 градусов. Даю обороты, вывожу в горизонт. Всё, петлю выполнил. Теперь левый «боевой». Скорость 300, ручку на себя и влево. Як закручивается и устремляется влево вверх. Тяну. Стрелка высотомера показывает увеличение высоты, а стрелка указателя скорости, наоборот, – падение скорости. Уменьшаю угол набора и плавно убираю крен. Самолёт выходит в горизонт, развернувшись на обратный курс и набрав высоту. Всё, комплекс выполнил. Можно заходить на посадку.
     Як невозмутимо, с чувством исполненного долга, снижается по кругу, садится, заруливает на стоянку.

     Неожиданно в голове само по себе возникло сравнение Яка с «ВЕЛОСИПЕДОМ»! Да, в воздухе Як послушен, легко управляется, выполняет все фигуры и просто все элементы полёта с лёгкостью, играючи. Он прост как …велосипед! И ничего лишнего! На нём ощущение полёта во много раз выше, чем на том же Су-27. Там, при всех его великолепных возможностях, ты сидишь в загерметезированной кабине, вокруг тебя больше двадцати тонн металла, огромная МАССА, всё вибрирует и гудит, ты в кислородной маске, на голове громоздкий ЗШ, небо ты видишь через толстый фонарь. А на Яке можно летать даже с открытым фонарём. Вот он, воздушный поток, - забегает прямо в кабину, можно потрогать рукой и слышно его обтекание хорошо, он совсем рядом. Отделяет тебя от «воздушного пространства» тонкий дюраль. Земля рядом, проносятся под тобой со скоростью деревья, машины, люди. Ты именно «несёшься» над Землёй! На реактивном истребителе, даже на сверхзвуке, нет такого ощущения скорости. Нет такого ощущения ПОЛЁТА! А при выполнении фигур пилотажа ты крутишься и вертишься с Яком, словно и не окружён никакой оболочкой самолёта, а просто перемещаешься в воздухе, имея только самолётную ручку управления в руке! Головой легко мотать во все стороны и успевать всё увидеть – ведь на ней только лёгкий шлемофон!

04.04.2020 – Севастополь.

* - на фото: - наши «перворазники» - аэр.Васильевка – 1997г.
               

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/04/2268