Смелость по разрешению

Николай Лятошинский
В предыдущем эссе “ЗАЧЕМ;”, где я спрашивал зачем человечество тысячи лет копит и копит сокровища художественные, литературные, культурные;и только ли сокровища ;;, которые никак не переходят в сокровища нравственные, духовные, и почему мы не становимся лучше, никто, конечно же, ответить по существу не смог. Я думаю, что большинство читателей ;написал и подумал: читателей; или ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ сети;; вообще не восприняли мой вопрос всерьез, решив, что это очередной и столь привычный пустой до звона диалог;обычно, монолог;скучающего бездельника или комплексующего неудачника-поэта с “уважаемым публикум”
    Но были, конечно, и серьезные и весьма достойные ответы, хотя и отвечали они не на мои вопросы. Так вот, эти ответы заставили меня продолжить тему, но, несколько в ином направлении.
    Помните мой рассказ о прекрасном писателе-дисиденте Леване Хаиндрава, которого я по праву считаю своим литературным крестным, своим Учителем, хотя бы потому, что именно он отнес рукописи моих рассказов в журнал “Литаратурная Грузия”, где, впрочем, я итак работал в качестве переводчика поэзии. Интересный факт: приняв у Левана мои рассказы для публикации, редакция;конечно не по воле редакторов;не смогла напечатать написанное к ним Леваном предисловие. По тогдашним меркам, и оно было излишне диссидетским. Но я-то его читал. И до сих пор это греет душу.
    Кто прочитал предыдушее эссе, тот знает, что Леван Хаиндрава, приехав из Китая, попал в руки НКВД ;об этом его роман “Тесны врата твои”;, подвергся издевательствам, давлению, а потом был сослан в северный Казахстан ;об этом он пишет и в романе “Час шестой”  в частности;.
    И вот наступили времена перестройки. Романы Левана, писанные в стол, начали выходить один за другим. В прессе стали писать о сталинских репрессиях и журналы были переполнены лагерной тематикой. И тут...
    К сожалению у меня не осталось того номера “Литературной Грузии”, где Леван выступил со статьей... мне трудно даже дать определение ее конкретной темы. Но она потрясла всех. Тем более тех, кто знал его лично.
    Леван начал с того, что заметил: ”В Грузии не так много людей, которые пострадали от сталинского режима, больше, чем я....” А дальше он ;по пунктам; писал о том, что не может быть виноват во всем один человек, что легко пинать мертвого льва, что сваливая все на одного человека, мы оправдываем других виновных.. Он пытался открыть нам, считавшим, что мы и без того достигли вершины в свободе своих слов, что никакая это не свобода, а всего лишь очередное услужение новым хозяевам. Но меня, потрясли его слова, которые он произнес, как бы поднимаясь над всем этим кроваво-зловонным болотом: “СМЕЛОСТЬ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЕСТЬ ТРУСОСТЬ.” Вот это осталось, как путеводный луч на долгие и долгие годы вперед. Остается и сегодня.
    И вот, задумавшись над тем, зачем же мы творим и восхваляем свои творения, которые, в сущности, не делают нас лучше, а лишь развлекают и тешат наше самолюбие, я, как и прежде, вспомнил своего Учителя.  А вот о том, какое отношение его слова “СМЕЛОСТЬ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЕСТЬ ТРУСОСТЬ” имеют к обсуждаемой нами теме, я скажу чуть позже...

     Николай ЛЯТОШИНСКИЙ