Выдержки... цитаты и абзацы

Александр Евдокимов
Александр Евдокимов


ВЫДЕРЖКИ… (цитаты и абзацы)
/из статьи
«ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»/


…Какие параллели?!...
Какие «горизонты единовременности»?!...
Поэтому, «сверх-марионетка» Гордона Крэга, «стилевые» упражнения Этьена Декру в «перестройке драматического театра» (30-ти летней!!!) и «биомеханика» Всеволода Мейерхольда настойчиво и обосновано требовали одного – основу режиссёрских решений необходимо формировать в   д р а м а т у р г и и,  то есть – в сценарно-режиссёрском замысле! 
И!...
В этой живой атмосфере поиска истины, очень точно о драматургической миссии режиссёра говорил Мейерхольд: «В хорошем режиссёре в потенции сидит драматург. Ведь когда-то это была одна профессия…».
Только потому, что в создаваемых пьесах, некоторые писатели не всегда и недостаточно учитывают (не знают) зрелищную природу театра, режиссёры стали разрабатывать сценарии, дополняя и исправляя «ошибки» авторов. 
Знаменитый постановщик театрализованных представлений (главный режиссёр Московской Олимпиады-80) Иосиф Туманов на всех семинарах подчёркивал, что ведущую роль в разработке драматургии (сценария) он отводит самому режиссёру.
Александр Довженко и Василий Шукшин, как и многие другие кинорежиссёры, весь постановочный процесс воспринимали только в тесном единстве драматургии и режиссёры. 
О режиссуре, в которой воплощается драматургическое начало, размышлял и Максим Горький, акцентируя на том, что драматург и режиссёр «это даже не параллельные силы, а как бы втекающие одна в другую. Надо потолковать не о какой-то демаркационной линии, которая распределила бы права режиссёра и сценариста, а о том, как сделать так, чтобы это слилось в нечто целое и дало бы наибольший эффект».
Ещё в XVIII веке Готхольд Лессинг, в основанном им журнале «Гамбургская драматургия», даёт критические оценки в статьях по актерскому искусству и драматургии, где анализирует природу двух искусств, которые являются источником творческого процесса, объединённых «поэтикой»: живопись – это немая поэзия, а поэзия – это говорящая живопись.
Литературные метафоры того времени ярко подтверждают животворящую и кипящую атмосферу «сотворения театрального мира», окутанного перипетиями страстей драматургии, под символичным светом вдохновений – таинственным светом луны и со страстной жаждой причаститься любой твари божией – к перевоплощениям: хотя бы повыть!…
И, именно, в это время, и, именно, в Гамбурге – герой великого Гоголя, из нетленного произведения «Записки сумасшедшего», приходит к выводу, что луну делает в Гамбурге – старый хромой гончар…
Гоголевская ирония говорит о серьёзных публичных «сражениях» на страницах европейских изданий, а журнал Лессинга стал своеобразным манифестом немецкого просвещения.
В своём трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» Лессинг критикует узкие и поверхностные предназначения того, что если в поэзии видеть только «стремление к описаниям, а в живописи – жажду аллегорий, ибо первую старались превратить в говорящую картину, не зная, в сущности, что же поэзия могла и должна была изображать, а вторую – в немую поэзию, не думая о том, в какой мере живопись может выражать общие понятия, не удаляясь от своей природы и не делаясь лишь некоторым произвольным родом литературы».
Рассматривая область сходного воздействия на человека обоих искусств, автор трактата отмечал, что они различны, как по предметам, так и по роду их подражания – это, априори, два пространства и не следует втискивать поэзию в узкие границы живописи, а живописи позволить заполнить всю обширную область поэзии.
Лессинг утверждал, что область поэта – это временна’я последовательность, а последовательность пространственная – это область живописца.
Режиссёр-драматург опирается в своём творчестве на эти два искусства: пространственное и временное, являясь одновременно и «поэтом», и «живописцем».
Область «поэта» и область «живописца», которые Лессинг исследует в своём трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», объединяет «ПОЭТИКА», а другими словами – ДРАМАТУРГИЯ, но с точки зрения режиссёрского творчества – это два метафизических пространства: сценарно-режиссёрское и режиссёрско-постановочное.
Но!...
Творческие процессы в вербальных (поэзия) и  в визуальных (живопись) форматах, всегда начинаются с одного – с замысла: любой эмпирический материал подтверждает существование пространства, которое является источником создания предмета искусства.
Лессинг, в своём трактате, утверждает области «поэта» и «живописца», говоря о конечном результате, то есть, рассматривает – предмет искусства, но упускает то, что их объединяет – ПОЭТИКУ!
Пространство театрализации, как мы знаем, состоит из двух этапов («областей») – сценарно-режиссёрского и режиссёрско-постановочного, но между ними и над ними, всегда находится «поэтика» – драматургическая основа.
Напомню, что несмотря на название, трактат Аристотеля «Поэтика», написанный в 350-м году до н.э., не имеет ничего общего с современной поэзией.
Палитру (сплав) «поэта» и «живописца» создаёт режиссёр-драматург и эти совмещённые режиссурой искусства – инструмент реализации замысла.
Предмет искусства театрализации один – театрализованное представление, как завершённый сценарно-режиссёрский замысел, хотя «области», соединённые режиссёрским творчеством, – две, – потому, что сценарий – это промежуточный этап в работе над реализацией замысла.
Ступень, но со своим автономным пространством, в котором первична – режиссура.   
Если, с метафизической точки зрения, рассматривать весь творческий процесс создания художественного произведения от замысла – до  реализации, то, исходя из всего выше изложенного, сценарно-режиссёрское творчество – это неделимый продукт из раздельных последовательных этапов, или частей (областей, по-Лессингу).
 Отсюда, рассматривать только два пространства – драматургии и режиссуры, будет неправильным и недостаточным, так как ЗАМЫСЕЛ, как источник «события-завязки» – это первооснова обеих пространств: «Поэзии» и «Живописи» – сценарно-режиссёрской (вербальной) и режиссёрско-постановочной (визуально-материальной).
Другими словами, в результате исследований известной практической схемы, в рамках определённой модальности, возникает третье пространство – «ПРОСТРАНСТВО ПОЭТИКИ»: «экспозиционно-прологовая» суть которого – ЗАМЫСЕЛ!...
…То есть, тут надо понимать, что «социальный заказ», или та тема, или проблема, которые волнует вас, как режиссёра (скажем: оголтелая попытка переписать историю под политические конъюнктуры) и есть то информационное поле, а следовательно, тот насыщенный информацией объём, как питательная среда, и станет источником замысла – от  точки озарения и замысла – до «пространства поэтики».
 Конечно, вся методология, которая рассматривается в данном эссе, никакого отношения не имеет к ивент-индустрии, там всё проще – у них конвейер (там – праздники, праздники, праздники… всё праздно!), а здесь – пространство искусства театрализации, которое, кстати, стало источником рождения многих видов искусств и, прежде, театрального, поэтому своё профессиональное рождение театрализация «приобрела» позже –   п о с л е    в с е х!...
Праздники, праздники, праздники…