Зачем

Николай Лятошинский
А теперь продолжим предыдыдущий пост ;ЗАЧЕМ;; вызвавший столько неоднозначных и даже откровенно враждебных откликов.
    В то самое время, когда я читал слова Курта Воннегута в “Иностранке” ;о возможности писателя повлиять на вопрос войны и мира;, я часто встречался с удивительным  человеком и писателем Леваном Хаиндрава.  Человек удивительной судьбы, родившийся в Харбине, в семье сосланного некогда в Сибирь грузина, переселившегося затем в Харбин и добившегося определенного успеха, как предпрениматель, он  хранил в душе беззаветную любовь к РОДИНЕ - ГРУЗИИ, САКАРТВЕЛО. Студенческая молодость Левана прошла в Шанхае, где он учился во французском католическом университете “Аврора”. В Шанхае он подружился с Александром Вертинским и стал шафером на его свадьбе. После окончания университета,
работал корреспондентом русскоязычной газеты, брал интервью у генералиссимуса Чан Кай Ши, присутствовал, как журналист,  на линкоре “Миссури”, при подписании Японией капитуляции.
    Через несколько лет после войны, движимый патриотическими чувствами, Леван добивается переезда в СССР, на родину предков, в Грузию. Конечно же, вскоре он оказывается в застенках НКВД, и после долгих мучений и издевательств, его ссылают в северный Казахстан. Вернется он в Тбилиси после смерти Сталина.
    Я познакомился с Леваном в начале 80-х годов прошлого века, он был автором нескольких сборников рассказов, членом СП, но на жизнь зарабатывал частными уроками английского и французского.
    Почему я так подробно об этом пишу; Во-первых, мне просто захотелось рассказать об этом удивительном человеке, во-вторых, именно размышления над его жизнью и творчеством заставили меня задать себе этот вопрос - зачем;Зачем, по большому счету, мы пишем ;
     Леван Ивлианович свои романы писал “в стол”. Я помню, как прятал у себя дома машинописные книги, за которые в те времена можно было и срок получить. “Неоконченная повесть ;Тесны врата твои...;”, “Аслан-бек”, “Час шестой”... Все романы Хаиндрава были опубликованы с началом перестройки еще при его жизни.
    И вот в то время, когда писались эти книги, когда они прятались, читались тайком, тогда и мысли не могло возникнуть: зачем; Мы хотели знать ПРАВДУ. Ту самую правду, что от нас скрывали.  Думаю, многие писатели руководствуются именно этой движущей силой. Другие думают, что они сеют “светлое, доброе, вечное”, и это сделает нас, наших детей, внуков лучше.
    Но вот прошли годы, выросли новые поколения, появился интернет. Сейчас новыке технические возможности позволяют вести молниеносные дискуссии и та самая ПРАВДА, которой нам когда-то не хватало, теперь размножилась, теперь она стала У КАЖДОГО СВОЯ. Теперь все факты истории и жизни принципом “все относительно” перевернуты с ног на голову множество раз. Уже несколько поколений  начисто переформатированы и философия жизни, которую они исповедуют, для меня непостижима.
    Читает ли кто-то сегодня в Грузии книги прекрасного писателя,  патриота, благородного рыцаря Левана Хайндрава;Я не знаю. Вполне возможно, что читают. Но та ПРАВДА, которой так жаждали мы, уже давно не правда. Ее бесцеремонно просеивают сквозь сито многочисленных политических групп и течений, подгоняя под ту свою “относительность”, которая превращает мир в болото беспринципности и даже подлости.
    За тысячи лет написаны миллионы книг, романов, стихов, созданы потрясающие скульптуры, написаны картины, фрески, поставлены спектакли и сняты фильмы. МЫ СТАЛИ ЛУЧШЕ; Мы хоть на йоту переменились;Мы изжили из себя ложь, притворство, лицемерие, алчность,  гордыню; Хоть что-то низкое, порочное мы изжили;
    Вот я и спрашиваю: ЗАЧЕМ;
    Понятно, что художественное творчество - это прежде всего самовыражение. Однако, даже не смотря на попытки последнего времени примитивизировать этот процесс и опустошить, лишить духовности, культура, как совокупность творческих актов, продолжает существовать по-прежнему.
    Выдающийся русский философ Георгий Федотов высказал гениальную формулу: “Свобода есть тонкий и поздний цветок культуры”. И вот подумалось: может, вот ЗАЧЕМ;И это, казалось бы ближе к истине, но есть одно “но”. Мы, накапливая сокровища культуры, не “взращиваем ИХ И ДАЛЬШЕ”, не аккомулируем их, как действенную, движущую силу в нашем развитии. С наукой иначе, там новые достижения продвигают возможности человека во всех отношениях, накладываясь на предыдущие открытия и достижения, в том числе и в деле самоуничтожения. В культуре же, в поэзии, литературе, живописи, музыке этого не происходит. Культурное наследие -  сокровища, которыми мы любуемся, наслаждаемся, но, как видим теперь, от этого мы не становимся лучше, добрее, справедливее, гуманнее... Тогда ЗАЧЕМ;
    Получается, что самовыражаясь, самоутверждаясь, наслаждаясь творчеством и творческим процессом, бесконечно пафосно превознося роль поэзии, литературы, культуры вообще, мы вынуждены признать, что лицемерно, а порой, просто невежественно, лжем сами себе. Я предвижу гневные, полные негодования вопли разных бесноватых, одержимых идеей революционного преобразования общества путем усовершенствования через прекрасное в творчестве, эти всегда были, есть и будут. Но на протяжении всей истории от них были одни беды. Пусть кричат теперь и в сетях.
    Зачем я это написал; Да, ЗАЧЕМ;
    Ответа у меня, конечно нет. Я не знаю. Я просто смотрю вокруг, смотрю на окружающий меня фактически безумный мир, человеческую цивилизацию, в багаже которой бесконечные шедевры философии, литературы, живописи, архитектуры, науки, религии, на то, как этот багаж в общем, как бы и не существует, потому, что суть человеческая все та же, что была на заре человечества без всякого багажа... ЗАЧЕМ;
    ЗАЧЕМ; Спрашиваю я себя в стотысячный раз, благоговейно оглядываю полки с любимыми книгами и записываю первую строчку нового стихотворения...

           Николай ЛЯТОШИНСКИЙ