рассказ 20 лет спустя

Алексей Тесенгольц 3
                20 лет спустя
Какие всё-таки есть меткие пословицы, как их часто называют – злободневные. «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Понятно, что несчастье – это коронавирус, а счастье, что я полдня повозился на «полевых» работах на дачном участке, сел за компьютер и наткнулся на старую статью из своей истории.
Приближается самая прекрасная пора - пора цветения. Птицы счастливы. «И стол, и дом» на каждом дереве. И ещё более счастливы от того, что они не знают о коронавирусе. Как в анекдоте: «Почему дети мало подвержены этому вирусу? Да потому, что они не читают новости».
В магазинах впрок запасаются продуктами, но я не мог понять, почему туалетной бумагой тоже? Когда узнал, даже легче стало, а то я не хорошо подумал о людях. Воспитанный человек повесит рулончик на шею и будет отрывать по кусочку, чтобы взяться за ручку в автобусе.
Всё это смешно, если бы не было так грустно. Кто бы мог подумать, что человечество давно пережило эпидемии чумы, холеры и других экзотических заболеваний. А при нашей развитой науке не в силах справиться с каким-то вирусом, да ещё удостоили его короной.
Не хочется верить, что это Божья кара. Да, мы знаем из библейской истории, что Бог несколько раз уничтожал людей, один Ноев потоп чего стоит. Но травить вирусом людей… Бог не снизойдёт до такой низости. Тут есть другой божок – Дьявол, этот красовец способен ещё и не на это.
Мы получаем столько информации по этому поводу, что игнорировать советами учёных  было бы просто неприлично. Перейдём на виртуальное общение друг с другом.
Вернёмся к моей статье.
Когда-то объявили конкурс рассказов, как мы адаптировались в Германии. Куда же без меня, я и написал, как я дошёл до жизни такой. Но дальше дело не пошло: либо конкурс закрыли, либо нашёлся тот, кто написал лучше меня.
Мы давно приехали, ещё в 98-м году. До этого времени я никуда из Союза не выезжал и многое меня удивляло. Я поражался, как и новейшей строительной техникой, так и мелочами, например, крепежом водосточных труб и шин громоотводов. Меня поражало, что высоченный башенный кран управляется пультом с земли. Миниатюрные экскаваторы с набором ковшей разных размеров. Всё описать невозможно. Это и трубки для отопления, их крепление, и ремонтные работы на улице, когда вынутый грунт или увозят, или накрывают плёнкой, а иногда высасывают гофрированной трубой и многое другое.
Мне было 62 года, я был относительно физически здоров, и  не хотел быть "халявщиком". В конце концов, я хотел заработать пенсию, а не жить на подачке социала, да и проверить - смогу ли я в Германии работать.
Я пришёл в центральный Sozialamt и предложил свои услуги. Мне не отказали напрямую и обещали подобрать работу. Через две недели я напомнил о себе, но ответ был такой же. Уже третье моё посещение их убедило, что лучше мне предложить работу, а  иначе я их "достану".
Чиновник достал список работ или предприятий и сделал несколько звонков. Первый вопрос работодателя был: "Он говорит по-немецки"?
Я уже настроился извиниться и откланяться, но услышал, что, оказывается, мой отвратительный немецкий, чиновник оценил положительно. У меня на лбу выступила испарина.
Не буду описывать детали оформления, но меня назначили в городской архив и я стал Hausmeister, по русски это называют – старший, куда пошлют.
Когда я  представлялся в архиве, то бегло сказал, что могу работать по мелкому ремонту с металлом, деревом, со строительными работами и т.д. Они с недоверием посмотрели на меня, такого талантливого, и подумали по-немецки: "Поживём – увидим".
Разумеется, главной моей работой было ежедневно убирать в конце рабочего дня мусор из урн во всех кабинетах, туалетах, менять рулоны бумаг и салфеток и работать пылесосом.
Городской архив - это огромное здание с многочисленными помещениями с рядами стеллажей. Кроме того, в городе находилось ещё несколько филиалов, и меня нередко посылали, куда родина требует.
На самом деле, я не был первоклассным специалистом, т.е. мастером на все руки, но те работы, что им нужно было, я выполнял.
Постепенно от работы по уборке меня освобождали и поручали отремонтировать мебель, разобрать старые стеллажи и смонтировать новые, покрасить какие-то стеллажи, разобрать старые машины с магазином-ячейками и много другого.
Но, для начала, мне поручили сделать ремонт в комнате, которую освободили от старых стеллажей. Новые стеллажи - оцинкованные и разборные, а старые, ГДР-овские, из труб и гаек. После многочисленных покрасок гайки не отвинчивались и пришлось всё срезать и долбить стены.
Так вот, мне и поручили привести комнату в порядок, а что можно - покрасить. Это была проверка на мою профпригодность.
Я даже осмелился предложить им несколько рационализаторских идей. Я обратил внимание, что на столах работников архива по 3 – 4 блока питания,  ещё какие-то коробочки, которые мешали. Я предложил смонтировать их на панели из оргстекла и прикрепить рядом под подоконником. Они куда-то позвонили и передали моё предложение.
— Нет, нельзя, он испортит приборы.
— Я только ножки откручу и укреплю приборы на панели, — успокоил я их.
— Нет, если что замкнёт, не выплатят страховку.
Часто привозили пустые коробки для бумаг или папок. На новых стеллажах есть верхняя полка и там складировали эти коробки. Но большинство стеллажей было старого образца, а там верхняя полка отсутствует.
Я укрепил четыре деревянных бруска и на эти стойки привинтил полку, и показал, что на неё можно тоже складировать коробки. Привели пожарника. Тот внимательно посмотрел на моё производство и заявил, что эти бруски могут гореть при пожаре. Здесь десятки тонн бумаги, а мои бруски, значит, создают угрозу. Немцы очень консервативны и такие новшества не приемлют. Это в Союзе у меня трудовая книжка ломилась от рацпредложений.
Был бы я учёным  врачом, возможно бы придумал антивирус и снял бы не заслуженную корону с коронавируса.
Я читал в газете, что Назарбаев посетил Израиль и ознакомился с оросительной системой. Она занимает в мире ведущее место. Он восторженно спросил: "Что это за люди, что придумали такое?" "Это ваши люди - евреи", — ответили ему. У Назарбаева три дня была депрессия.
Однако бросается в глаза доброжелательность и вежливость коренных немцев, особенно пожилых. Если в магазине с тележкой замешкаешься или случайно создашь неудобства кому-нибудь, улыбнувшись, скажут: "Es geht" ("Ничего страшного")  У нас, на Украине, я бы услышал: "Куды прэш, тоби що, повылазыло?". Это в лучшем случае, а то и: "И колы вжэ ци явреи уидуть в свий Израиль?"
Это бытовало не только в Украине. Одна наша знакомая русская немка из Казахстана рассказывала: «После войны мой отец не мог найти работу и причитал: эти хитрые евреи заняли самые тёплые места и невозможно нигде устроиться. Каково же было моё удивление, когда я познакомилась ближе с этим народом. Они оказались грамотные, культурные и интелегентные  люди.»
Ещё несколько примеров о вежливости немцев. Ехал я как-то в трамвае. Зашла пожилая немка невысокого роста с сединой на голове. Её улыбчивое лицо выражало доброжелательность. Рядом со мной оказалось свободное место. Она поздоровалась и попросила разрешение присесть рядом. Проехав несколько остановок, она меня поблагодарила, попрощалась и вышла. Я был поражён и как-то неловко себя почувствовал.
Шёл я утром по Hartmannstra;e к озеру. Тротуар широкий и посредине полоса велосипедной дорожки, выложенная цветной плиткой. Оглянувшись, что никто не едет, я почему-то захотел идти именно по ней. Через несколько минут слышу: "Entschuldigung, das ist Fahrradweg" ("Извините, это дорожка для велосипедистов"). Оглядываюсь на остановившегося велосипедиста, но негодования в его глазах не было, он просто констатировал факт. Извинившись, я поспешно отошёл в сторону. Велосипедист меня поблагодарил и поехал дальше. Я получил информацию к размышлению: почему он не объехал меня со стороны? С обеих сторон по два-три метра и ни одного пешехода. Легче предположить, что он подумал обо мне.
Иногда мы удивляемся немцам, хотя мы приехали в эту страну и должны приспосабливаться к местным обычаям и культуре. Да и немцы порой нам удивляются. Их поражают наши помпезные застолья. От обилия русских столов они теряются. Хотя жадными их не назовёшь, но красной нитью через их нравы проходит национальная скрупулезность и экономичность.
Моя дочь работала в магазине, и у одной из сотрудниц был день рождения. Здесь, как и у нас на родине, коллеги скинулись и в конце смены поздравили, вручив ей конверт. Именинница поблагодарила и уехала домой. На следующий день она принесла торт, чтобы угостить поздравивших её. Выглядело это не совсем обычно. К торту прилагался список с фамилиями, сдавших деньги. Каждый подходил, отмечал себя в списке, брал свою порцию и уходил. Попробуй к такому привыкнуть...
При посещении нашего лечащего врача я каждый раз обращал внимание на огнетушитель, который стоял на полу. В знак уважения к врачу я в очередной визит принёс кронштейн для огнетушителя, электродрель и всё, что нужно, чтобы укрепить его на стене. Ни врач, ни медсестра не восприняли мой благой порыв.  Объясняю, что я это сделаю бесплатно. Никакой реакции.
Наверное, у них есть свой Наusmeistеr и, если нужно, он им всё сделает. В Союзе за такую услугу меня бы не знали куда посадить, и благодарности не было бы предела, по крайней мере, в тот момент.
Теперь я уже знаю, что немцы избегают пользоваться услугами случайных умельцев (дядей Васей), а все работы производят через фирмы.
В Германии многим работникам приходиться продлевать контракт на работу  на следующий год. Я проработал в архиве два года. Потом работал на фирме Akwaristika i  Floristika. Там готовят корма для рыб, птиц и всевозможные экзотические предметы для дач и дворов. Пришлось кувалдой разбивать на куски окаменевшие деревья, кварцевые  камни, горный хрусталь и другие материалы. Я и там предлагал новшества, но безуспешно. Например, разбивать камни пневмомолотком или под прессом, реакция была однозначной.
Потом  один немец, узнав какие я выполняю работы, пригласил меня на свой котэтжный участок. Он задумал изготовить коллекторную систему в грунте. Нужно было прорыть траншеи, уложить трубы с перфорированными отверстиями, чтобы грунтовые воды стекали в одно место в виде колодца – сборника. Я  у него тоже занимался разными хозяйственными работами по металлу, дереву и электричеству (по мелочам). Установил забор, уложил из плит дорожки и другие хозработы, разумеется, был и садовником.
Осмелюсь сделать несколько замечаний. В немецком законодательстве не совсем удачно продумали вопрос оплаты, таким, как мы. Мы не можем получать больше, чем Sozial на 100-150 € в месяц, остальное высчитывают. Когда я работал, моя жена практически не получала социальную помощь. Этим и пользуются некоторые хитрецы. Они избегают работы и живут на социальные деньги. Ну, может где подрабатывают по чёрному.
Аrbeitsamt, на мой взгляд, не совсем выполняет свои функции. Их работа сводится к организации всевозможных курсов. Этим они обеспечивают работой своих чиновников и преподавательский состав. На это тратится огромная сумма денег, но проку от курсов никакого. Это вам скажет любой слушатель. Там учат писать Bewerbung-и и всякое разное. Нарисовать палочку или закарлючку и придумать продолжение рисунка. Детский сад!
Arbeitsamt должен обеспечивать людей работой, или хотя бы предложить несколько вариантов. Так работает Dekra. Они, хоть на полгода, но находят работу, т.е. дают старт. Таким образом они помогли моей дочери в первые годы поработать в магазине и в бюро.
В одно время шла речь, что все эти Arbeitsamt-ы объединят, но что-то не сработало. Видимо, масса чиновников лишатся работы. Они же раздувают щёки от своей значимости.
Это ещё не всё, я посягнул на святое святых. В немецком языке, как известно, отсутствует буква Ч, т.е. она заменяется четырьмя буквами  TSCH. Самое главное слово в Германии Deutschland, где буква Ч пишется четырьмя знаками.
Как-то мы праздновали один из дней рождения, где я оказался рядом с одним мужчиной. Мне дочка подсказала, что он работает в системе просвещения. Вот я и задал ему мой больной вопрос о букве Ч. Он слегка улыбнулся, но ничего не ответил. Он оказался слишком умён, чтобы начать со мной полемику. Но, я знаю, что он подумал:
- Это вы у себя в Союзе поменяли одни буквы на другие, из СССР в СНГ, и что получилось? Вам дали пинком под зад.
О том, что приехавшие наши специалисты оказались не у дел, об этом писано-переписано. Здесь тоже недоработка в законодательстве. Очень немногие сумели продолжить работу по своей специальности, а напрасно,  наши специалисты внесли бы весомый вклад в экономику Германии, тому пример Израиль, о чем я уже писал. Слава Богу, что моя дочь освоила немецкий и работает преподавателем математики в школе и в гимназии.
А в целом, мы благодарны Германии, что нас приняли, и мы живём в прекрасных бытовых условиях и получаем социальную помощь, хотя большинство людей для Германии пальцем не пошевелили.
Я понимаю, что немцам обидно отдавать львиную долю заработка (налоги), в том числе, на социальную помощь эмигрантам. Пусть уж на уровне правительства дипломаты договариваются, чтобы наши не полученные пенсии на Украине, пересылали Германии, как это практикуется из России.
Я горжусь нашими соотечественниками, что они не замешаны в криминальных преступлениях, как многие люди из восточных стран.
Вернусь к началу своей исповеди. Пора бы уже и попрощаться с коронавирусом. Неужели не найдётся подобный Энштейну или Перельману, чтобы придумать, как избавить человечество от этого незваного гостя?!
Придумали ракеты,  нанатехнологии, роботы, а медики чуть ли не головы перешивают. Может нужно здоровых людей переселить в малонаселенные районы. Да нет, не стоит – мы и там загадим территорию.
Самое доступное - выполнять предписания врачей: сидеть под домашним арестом, по любому поводу мыть руки и уповать на  Бога.