66 Начало великого переселения народов. Упадок

Аркадий Кузнецов 2
древних государств и распространение христианства и буддизма.

Море жизни всегда обуревает меня.
Воздвигает враг валы на меня.
Добрый кормчий, ты - оборони меня!
                (Месроп Маштоц)

- Всё-таки почему началось такое мощное переселение племён? И почему с востока на запад?
- Более того, Андрей, с востока на запад кочевые племена продолжали передвигаться и позднее, вплоть до XIII века.
- Их что, каким-то магнитом притягивало из Азии в Европу?
- Скорее всего причина здесь - изменение на многие века климата. Он стал гораздо суше в Центральной Азии, а в Европе - более благоприятным для людей.
- А откуда это известно, Схолий?
- Из хроник и воспоминаний, а ещё климат отражается на наросте вековых деревьев, слоях почвы...
1. Эпоха великого переселения народов.
  На рубеже II-III в.в. н.э. началось значительное перемещение многих "варварских" племён на границах цивилизованного мира, получившее в исторической науке название великого переселения народов.
Вопросы:Вспомните, в каком тысячелетии до нашей эры также наблюдалось вторжение многих племён в другие земли, в том числе на территорию существовавших тогда государств. Чем обычно вызывается передвижение племён?
  Многие учёные считают, что причиной значительного переселения народов стал приток на запад кочевников из Центральной Азии, где в это время  изменились условия климата: наступила так называемая "великая засуха" на несколько веков, и возможностей прокормиться многочисленным общинникам стало гораздо меньше. Одновременно с началом натиска германских племён на границах Рима на востоке Азии ряд племён вытеснил к западу гуннов(хунну), а те, в свою очередь, вторглись в степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия.
  Ослаблением сарматов и скифов под ударами гуннов воспользовалось германское племя готов, пришедшее в III веке с берегов Балтийского моря, где о них напоминает остров Готланд, в Причерноморье. ПО пути готы разбили славянское ополчение во влаве с вождём(князем) Божем(Бусом). По легендам, почти сто лет продолжалось правление конунга готов Германариха. По-видимому, готы взяли и разрушили Ольвию, Томы и некоторые другие римско-греческие города. На Чёрном море появился готский флот, положивший конец спокойному мореплаванию во владениях Рима:"варвары" грабили даже Грецию, заходя в Эгейское мире. А Чёрное море в далёких странах даже начали называть Готским.
Вопрос: Вспомните, как раньше(у греков)называлось Чёрное море. Подумайте, почему в III веке стали отказываться от прежнего его названия.
2. Упадок Римской и других империй в III веке.
  Тем временем в крупнейших государствах начала нашей эры усиливался общий упадок. В Риме при династии Северов было всё труднее контролировать весь "римский мир". Сын Септимия Каракалла предоставил в 212 г. гражданство всему свободному населению провинций.
Вопрос: Почему ему пришлось это сделать? Объясните, почему указ Каракаллы горячо одобрила только местная власть.
  Можно сказать, что мера Каракаллы надолго продлила существование Римской империи, но не укрепила в ней стабильность. Свои претензии на власть теперь выражали укрепившие своё положение наместники, прежде всего - военачальники. В 237 г. им удалось свергнуть последнего Севера - Александра. Но ужесточившаяся борьба за власть привела к тому, что императоры, поддерживаемые лишь своими войсками(отсюда название "солдатские императоры")удерживались у власти лишь по нескольку лет, а то и месяцев. Часто, чтобы приобрести популярность у плебса, "солдатские императоры" тратили огромные государственные средства на всякие торжества: так, уроженец Каменистой Аравии Филипп Аравитянин устроил грандиозное празднование тысячелетия "Вечного города".
Задание: Сосчитайте, в каком году это было.
  Упадок хозяйств, основанных на рабском труде, приводил к увеличению числа колонов. Но и рабы, и колоны, видя слабость господ, всё чаще отказывались им повиноваться. Особенно мощное повстанческое движение багаудов ("борцов") началось в Галлии.
  Часто причиной падения популярности римских императоров были поражения их войск на восточных границах. В 224 г. в Парфянском царстве восстали персы, восстановившие своё царство. Их предводитель Ардашир победил в решающем сражении через два года последнего парфянского правителя Артабана V. Ардашир был провозглашён шахиншахом("царём царей"). Его войска предприняли попытку восстановить могущество Персидской державы. В отличие от парнов, персидских царей считали близкими себе многие их подданные. Хорошо сплочённые войска разбили римлян на севере Месопотамии и вторглись в Сирию и Малую Азию. Сын Ардашира Шапур взял в плен цезаря Валериана, который таки умер на чужбине, так как римляне не смогли выплатить за него выкуп.
  Во второй половине III века н.э. Римской империи стал реально угрожать распад. Галлия, Испания и Британия признали как императорскую власть наместника западных владения Рима и образовали так называемую Галльскую империю. В Сирии возникло самостоятельное государство со столицей в Пальмире, где правила царица Зайнаб(Зинобия). В то же время от римского господства освободилась Дакия.
  Распад империй начался и на востоке древнего мира. Около 220 г. после военных столкновений наместников, среди которых выделялся жестокостью усмирявший массовые движения полководец Цао Цао, Ханьская держава распалась на три части. В то же время Кушанская династия сохранила только владения в Индии и Гандхаре, а в Средней Азии образовались самостоятельные государства.
Вопрос: Объясните, почему у власти в государствах древнего мира в III веке часто стояли военачальники.
3. Попытки укрепления империй.
  Правящие круги пытались укрепить различными способами свою власть. В Риме начал неограниченное сосредоточение власти в своих руках император Аврелиан, взявший Пальмиру и проведший в триумфе Зинобию. Было покончено и с независимостью Галльской империи. После ещё нескольких переворотов в 284 г. на римский престол вступил Диоклетиан -уроженец Далмации(побережье современной Хорватии), человек самого незнатного происхождения (сын вольноотпущенника). Диоклетиан стал называть себя не принцепсом, а доминусом("господином"), носить корону, ввёл обычай целовать себе одежды и туфлю. Он упразднил многие органы власти республиканского происхождения, заменив сенат советом из особо доверенных придворных. Пышность двора Диоклетиана напоминала монархии Востока. Был даже введён новый счёт времени - от начала правления Диоклетиана.
  Император увеличил число различных чиновных ведомств на местах. Для их содержания увеличивались налоги. Сам правитель чаще находился не в Риме, который был укреплён новыми стенами, а в городе Никомедия в Малой Азии. В Медиолане, на севере Италии, была резиденция соправителя на Западе, правителям-августам помогали ещё два цезаря.
Вопросы: Как можно назвать режим власти при Диоклетиане? Было ли прочным укрепление при нём империи? Докажите.
  В новом Персидском царстве(чаще стало употребляться название Иран - от области Ариана или "государство Сасанидов"(предком шахиншахов, или просто шахов, был наместник Сасан) также правители стремились упрочить своё положение. В Ктесифоне, как и в римских резиденциях, строятся пышные дворцы. Верховный маг Картир реформировал иранскую религию, усилив в ней поклонение верховному светлому началу - Ахурамазде и признав официальным руководством для государства идеи Заратуштры.
Вопрос: Вспомните, идеи какого китайского мыслителя уже давно были провозглашены образцовыми для государства.
  В 265 г. произошло новое объединение Китая под управлением династии Цзинь. Кроме военной силы, восстановить мощь государства должны были преобразования в хозяйстве. В Индии в конце III - начале IV в.в. укрепилась местная династия Гуптов, центр владений которых был в долине Ганга.
4. Положение христиан в III - начале IV в.в.
  В период "солдатских императоров" христианские общины особенно широко распространились во владениях Рима. Среди христиан было много не только простых, но и знатных людей. Некоторые из них почитали Христа вместе со старыми богами.
Вопрос: Как вы думаете, почему новая религия привлекла в это время внимание многих людей, в том числе из высшего общества?
  Периоды заигрывания с христианами(например, при Септимии Севере, когда императрица Юлия Домна собирала в своём кружке не только философов-язычников, но и христиан)сменялись жестокими гонениями. В 251 г. император Деций специальным указом запретил христианам проповедовать своё учение, проводить службы и собрания и приказал им принести жертвы римским богам.
Вопрос: Почему таких указов не было раньше, хотя христиане и раньше временами преследовались?
  Власти всё свирепее охотились за христианами, заставляя их отрекаться от своей религии с помощью жестоких пыток. Среди мучеников, погибших за свою веру - священник Валентин из Италии, по легенде, первый начавший венчать супругов по христианскому обряду(день святого Валентина у западных христиан - день влюблённых), а также широко почитаемые святые-женщины: Агата(Сицилия) и Марта(Малая Азия).
  Новый всплеск гонений на христиан пришёлся на последние годы правления правления Диоклетиана. Пытаясь возродить почитание Юпитера, воплощением которого считался император и распространяя в империи культ восточного солнечного божества Митры, Диоклетиан стал относиться к христианам с огромной ненавистью. Преследования христиан распространились и на приближённых императора. Среди особо почитаемых христианских святых - военачальник Георгий(Георгий Победоносец), казнённый в 303 году. Разрушались молитвенные дома христиан - базилики (их также стали называть церквами). Лишь цезарь Констанций Хлор сохранил терпимое отношение к христианам.
  Кроме христианства, проникшего и восточнее римских границ - в Закавказье и Месопотамию, появлялись и другие новые религиозные учения. Основоположником одного из них в Иране был проповедник Мани(216-270 г.г.). Мани учил, что в мире существует идея абсолютного блага; достичь его можно, отказавшись от обычной земнной жизни, в которой господствует зло и следуя предельно аскетичным жизненным правилам. Манихеи - последователи Мани почитали, как своих учителей, также Будду, Заратуштру и Иисуса. Мани был также автором поэтических гимнов, художником и музыкантом. В конце-концов проповедника обвинили в совращении людей ложным учением и казнили мучительной смертью. Преследуемые в Иране, манихеи уходили к степным кочевникам Центральной Азии.
Вопросы: Чем были похожи учения Христа и Мани? Чем манихейство близко буддизму? Почему христианство преследовалось и в царстве Сасанидов, а манихейство - и в Риме?
5. Рождение в IV веке христианского мира.
  Уже через несколько лет после начала нового преследования христиан было видно, что этим только подорвана сила власти  Римской империи. В 305 г. Диоклетиан, будучи уже дряхлым стариком, совершил редкий поступок - отрёкся от престола, передав его соправителям. Началась новая гражданская война - между наследниками августа. Через несколько лет победы в ней добился сын Констанция Хлора - Константин(правил до своей смерти в 337 г.). Взяв Рим у своего соперника - Максенция, Константин приказал казнить не только его самого, но и всю его семью, включая сына-подростка. В разгар кровавых оргий некоторые римляне пытались уговорить вернуться к власти Диоклетиана, но он сослался на свою старость и до конца жизни занимался огородничеством в своём дворце в городе Спалато(ныне - Сплит).
  Между тем в начале IV века правители некоторых стран начали принимать христианство как официальную религию. В 301 году царь Армении Тиридат III, ранее преследовавший христиан, освободил из подземной тюрьмы священника Григория и сделал его своим духовным наставником. Вслед за крещением Тиридата последовало строительство христианского храма в Вагаршапате(ныне - центр армянской церкви), а в 314 г. Армения была провозглашена христианской страной. При этом новая религия была приспособлена к традиционным обычаям: сохранились праздники плодородия и даже принесение в жертву животных. Главы армянской церкви, первым из которых стал Григорий Просветитель, стали назваться католикосами(от греческого слова "правоверный"). Приняв свой вариант христианства, Армения выделилась как самостоятельное государство между Римом и Ираном. Позднее христианское учение как единственную религию принял в 330 г. царь Мириам в Иверии(Восточная Грузия) при активном участии проповедницы Нино(Нины), провозглашённой, как Григорий в Армении, равноапостольной(то есть равной по своей миссии апостолам) покровительницей страны.
Задание: Попробуйте сказать своими словами, почему приняли христианство в Армении и Грузии.
  Константин, мать которого - Елена была глубоко убеждённой христианкой, также изменил отношение к последователям учения Христа. В 313 г. в Милане он принял указ, разрешивший в Римской империи исповедовать христианскую религию. Влияние единобожия и проповедей о спасении души стремительно росло. В 325 г. в Никее (Малая Азия) открылось собрание христианских епископов - церковный собор. Он упорядочил многие церковные обряды и праздники и принял единый символ веры - единство Бога в лице Отца, Сына и Святого Духа. Праздник Рождества Христова был установлен в восточный день Непобедимого Солнца - после зимнего солнцестояния, 25 декабря. Вскоре Елена совершила паломничество в святые места в Палестину и воздвигла Крест Господень на месте распятия Христа, установив праздник Воздвижения.
  После Никейского собора христианство стало господствующей религией. Император поощрял строительство церквей. Епископы поучили земли и богатства, переданные им государством. Появились монахи (от греческого слова "одинокий") - христиане, ведущие отшельнический образ жизни. Основоположником монашества стал Антоний Египетский, проведший в Египте годы преследования христиан.
Вопросы: Докажите, что официальное принятие христианства в Риме вновь продлило существование империи. Почему в паре - святые Константин и Елена - церковь почитает прежде всего Елену?
  Константин решил окончательно перенести столицу из Рима с ненадёжной знатью и большим количеством рабов в восточную часть империи с бОльшим числом христиан. 11 мая 330 года была торжественно освящена новая столица - Константинополь на месте греческого города Византий в проливе Босфор между Мраморным и Чёрным морями. В Константинополе были построены хорошо укреплённый дворец, мощные стены и укреплена гавань в бухте Золотой Рог.
Вопрос: Почему Константин выбрал для столицы именно это место? Объясните, почему Константинополь стали называть "золотым мостом между Европой и Азией".
  При преемниках Константина христианство всё больше освящало верховную власть. Попытка одного из императоров - Юлиана, прозванного Отступником,вернуться к язычеству не имела успеха. Преследовать стали уже язычество и всё, что с ним связано. В 393 г. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и отменил Олимпийские игры, посвящённые Зевсу.
  В 375 г. переселение народов вступило в новый период: гунны вторглись в Причерноморье. Римские авторы сочиняли разные небылицы о происхождении ранее неведомых воинственных племён, а гунны тем временем уничтожили Боспорское царство и заставили уйти на Дунай готов. В 378 г. готы вторглись во владения империи. К ним присоединились рабы, колоны и местные племена. Готы наголову разбили римские легионы при Адрианополе. Феодосий с трудом откупился от варваров, поселившихся на границах империи. Многие готы приняли христианство.
Вопрос: Почему римские войска потерпели поражение от готов?
  К концу IV века Рим и Иран разделили на свои владения земли Армении; Константинополь подчинил ещё языческую Колхиду.
6. Южная и Восточная Азия в IV-V в.в. Распространение буддизма.
  В царстве Гуптов, территория которого в IV веке охватила большую часть Северной и Центральной Индии, и в царстве Чалукья на полуострове Индостан официально принятой религией стал индуизм, основанный на традиционных индийских верованиях. Однако на севере Индии роль высшей силы стал играть бог Вишну, а в других районах - Шива или Брахма. Раздробленность страны сказывалась и здесь. Вновь главенствующими стали кастовые признаки. Наибольшего могущества держава Гуптов достигла при царе Чандрагупте(380-425 г.г.).
  Средняя Азия и Северный Китай в IV-V в.в. подверглись нашествию кочевников алтайской языковой семьи - восточных гуннов, жужаней и сяньби. Тюрки-табгачи основали в долине Хуанхэ государство Тоба-Вэй, правители которого вскоре усвоили китайский язык и обычаи. На юге Китая в 420 г. распалось царство Цзинь, и вновь начался "период борющихся царств".
  В эти смутные времена роль религии, объединяющей и духовно возвышающей многих людей, на Среднем и Дальнем Востоке сыграл буддизм, потерявший влияние в Индии. Буддистские проповедники окончательно закрепились в Китае, откуда стали совершаться паломничества в святые места Индии, похожие на паломничества христиан в Вифлеем и Иерусалим. В V веке возник комплекс пещерных буддистских монастырей в Дуньхуане(на границе Китая на Великом шёлковом пути). Признавая местные верования как домашние, буддизм повсюду становился религией философов, учёных, государственных деятелей.
Вопрос: Какие верования существовали наряду с буддизмом в Средней Азии и Китае?
7. Учёные, мыслители, поэты конца древности.
  В сложных условиях конца древности по-прежнему существовала высокая культура, продолжающая прошлые традиции. Не стояла на месте техника. В 265 г. в Китае Ду Ю изобрёл водяное колесо. Со временем водяные мельницы распространились во многих странах, позволив легче и быстрее молоть хлеб.
Вопрос: Как это открытие повлияло на хозяйство?
  В V веке в Средней Азии появились изделия из горного хрусталя, добываемого на склонах центральноазиатских горных хребтов.  А на юге Китая, в Фуцзяни, возникли мастерские по производству фарфора из особых сортов глины.
  В 405 г. армянский церковный деятель и учёный Месроп Маштоц изобрёл на основе арамейского и греческого армянский алфавит. В V веке появилось также грузинское алфавитное письмо, а ещё раньше - арабское.
  Философы ведущих стран усвоили христианские и буддистские идеи. В Римской империи сложилась новая школа мыслителей - неоплатоники. Учение Платона о душеони соединили с учением о высшем божественном начале. Люди, воспитанные на культуре времён расцвета Греции и Рима, переходили  к христианству постепенно. Характерен путь Августина(354-427 г.г.), сначала - блестящего философа-язычника, а затем - знаменитого христианского богослова, епископа города Гиппон в Северной Африке. Из других богословов, определявших каноны христианской веры, известны Иоанн Златоуст и Амвросий Миланский. При этом отношение к наследию высокой античности сильно упростилось: учёные-грамматики писали краткие пересказы поэм Гомера, греческих трагедий, занимающие объём меньше страницы - многие грамотные люди именно по ним составляли представление об этих произведениях. Появились сочинения, в которых сводилась воедино церковная история от Адама и светская, то есть нецерковная, по Геродоту и Титу Ливию.
Вопрос: О чём говорит такой факт: в "Истории армян" Мовзеса Хоренаци, написанной в V веке, легендарный первый вождь армян Гайк считается правнуком Ноя?
  Одним из "девяти сокровищ" индийского царя Чандрагупты II называли поэта и драматурга Калидасу. Он создал на санскрите чудесную поэму о природе Индии "Облак-вестник" и написал для театра ряд пьес, из которых особенно известна "Шакунтала" - переработка легенды из "Махарабхаты" о прекрасной юной отшельнице Шакунтале, ветреном царе Душьянте и перстне, по которому царь вспомнил и разыскал свою забытую возлюбленную.
  На юге Китая жил современник Калидасы - поэт Тао Юаньмин(365 - 427 г.г.), автор поэмы о бегстве от суровой действительности в страну всеобщего счастья - "Персиковый источник" и проникновенных элегий.


На полях:

  Из поэмы X-XI веков "Шах-наме"("Книга о царях") Фирдоуси о победе Ардашира над Артабаном(Ардаваном)



Но Ардашир повел ему навстречу
Отважных войско, рвущееся в сечу.
И встретились они средь пыльной мглы;
Их разделял один полет стрелы.
В рядах карнаи так загрохотали,
Что змеи из убежищ убегали.
И зазвучал под золотом знамен
Мечей лиловых скрежет, лязг и звон...
Тут грозовые тучи налетели,
И молнии на тучах заблестели...
Подземный гром и гром на небесах,—
Объял великий Ардавана страх.
И средь людей его пошло роптанье:
«То — вещий знак, небес предначертанье.
Видать, на гибель мы обречены.
Видать, неправедны пути войны».
Остался злополучный властелин
Покинут всеми, Ардаван — один...
Вот он, в деяньях грозный небосвод!
Пал Ардаван, и Ардашир падет.
Людей до звезд возносит мир надменный
И низвергает наземь в прах презренный!
Двоих схватили царских сыновей,
И цвет увял Аршаковых ветвей.

  Изменение представлений христиан о богатстве

         Легенда о крещении Константина

   Историк Аммиан Марцеллин о битве при Адрианополе

ритигерн, видя, что не умеющие вести осаду люди терпят понапрасну такие потери, посоветовал уйти, не доведя дело до конца, оставив там достаточный отряд. Он говорил, что находится в мире со стенами и давал совет приняться за опустошение богатых областей, не подвергаясь при этом никакой опасности, так как не было еще никакой охраны. Одобрив этот план царя, который, как они знали, будет деятельным сотрудником в задуманном деле, они рассеялись по всему берегу Фракии и шли осторожно вперед, причем сдавшиеся сами римлянам, их земляки или пленники указывали им богатые селения, особенно те, где можно было найти изобилие провианта... Большим вспомоществованием явилось для них то, что со дня на день присоединялось к ним множество земляков из тех, кого продали в рабство... К ним присоединилось множество рабочих с золотых приисков...
На рассвете следующего дня, который по календарю числился девятым августа, войска были быстро двинуты вперед, а обоз и вьюки размещены были под стенами Адрианополя с соответствующей охраной из легионов... Долго шли по каменистым и неровным дорогам, и знойный день стал близиться к полудню; наконец, в восьмом часу увидели телеги неприятеля, которые по донесению лазутчиков были расставлены в виде круга. Варвары затянули по своему обычаю дикий и зловещий вой, а римские вожди стали выстраивать свои войска в боевой порядок...
Со всех сторон слышался лязг оружия, неслись стрелы... Левое крыло подступило к самому стану готов...Но оно не было поддержано остальной конницей, и враг сделал натиск массой; оно было раздавлено, словно разрывом большой плотины, и опрокинуто. Пехота оказалась, таким образом, без прикрытия... Наконец под напором силы варваров наша боевая линия совершенно расстроилась, и люди обратились к последнему средству в безвыходных положениях: беспорядочно побежали, кто куда мог.

                Николай Мирликийский

  Один из самых почитаемых христианских святых - Николай Мирликийский - был епископом в городе Миры в Ликии(на южном побережье Малой Азии) в IV веке. Исторически известно, что епископ Николай был страстным проповедником признанных канонов христианства и осудил учение епископа Ария(арианство), отрицающее, например, божественность Святого Духа. Позднее авторы житий подчёркивали, что Николай помогал нуждающимся, дарил бедным и нищим подарки. Ещё позже стали говорить о первых рождественских подарках, даримых епископом Мирликийским, так как Николай стал считаться покровителем праздника Рождества(отсюда - современный Санта-Клаус в Америке и Западной Европе). Епископ, обеспечивавший морскую торговлю в Ликии, стал также считаться покровителем купцов и моряков.

               Из поэмы Калидасы "Времена года"
                Весна
Весной пылает всюду,
отягощая ветви
Пунцовыми цветами,
киншука – пламя леса,
Колеблемое ветром.
Земля в таком убранстве
Глядит невестой юной,
одетой в красный шелк.
                ------
Птиц голоса наполняют
эти зелёные чащи.
Воды средь каменных скал
бурлят, с высоты низвергаясь.
Горные кряжи - в убранстве
из дивно цветущих деревьев!
Глядя на ваши вершины,
чувствуешь в сердце восторг!
 
   Песня руководителя труппы в прологе драмы "Шакунтала"

Не похвалю, - от вас не скрою, -
Актёров и себя, пока
Не покорим своей игрою
Ценителя и знатока.
Хотя актёр всё время копит
Приёмы, навыки и опыт -
К пустой не склонен похвальбе,
Он сомневается в себе!

                Из "Поминальной песни" Тао Юаньмина

Если в мире есть жизнь,
неизбежна за нею смерть.
Даже ранний конец
не безвременен никогда.
... Как я смерть объясню?
Тут особых не надо слов:
 Просто тело отдам,
чтоб оно смешалось с горой!

Вопрос: Объясните печальный смысл стихотворения, исходя из ваших знаний о времени его написания.