Ч П. Районного значения. Авария вертолёта Ми-2

Виктор Бровков
Экипаж восьмёрки возвращался из аэропорта МВЛ города Куйбышева.
Маршрут пролегал через Карачаганакское месторождение нефти и газа, с посадками на двух буровых вышках, в город Уральск.
На борту находились две смены буровиков, взятых в Куйбышеве. Накануне Ми-восьмой привёз в Куйбышев оборудование с одной из буровых для ремонта. И заказчик решил, что не гоже вертолёту возвращаться без загрузки, да и время выигрывается. Обычно бригады прилетали в Уральск, а уже из него разлетались по буровым. А тут такая «Оказия», и лишний рейс восьмёрке делать не надо, и людей пораньше на работу можно отправить.
Позади осталась закрытая со всех сторон высоким каменным забором с караульными вышками по всему периметру, и машущими белыми платками, сорванными с головы, заключёнными женской тюрьмы, когда вертолёт пролетал чуть-чуть в стороне от неё. Бурный восторг был не только у женщин, но и у мужиков, из буровой бригады, с шумом обсуждающими, оставшихся внизу женщин.
Экипаж восьмёрки, ещё вчера, на отдыхе в гостинице поговорил о нелёгкой судьбе заключённых, женщин, судя по стриженым головам, большинство из них были молодыми девчатами.
Позади остались и леса за Куйбышевым, и многочисленные деревни, располагающиеся по берегам рек и речушек, текущих к родной матушке Волге.
Впереди показался берег реки Урал, а за ним множество буровых вышек, и вдали, за ними, дымящая длинными трубами насосная станция.
«Вот мы и на месте, Володя, подскажи буровикам, пусть пристегнутся, и не шатаются по салону. Вертолёт раскачивают. А нам  сейчас нужно будет два раза садиться»-выполняя круг, вокруг одной из буровых, чтобы определить направление ветра, произнёс командир вертолёта, обращаясь к бортовому механику. «Виктор, давай заходи на площадку, ветер слабенький в правый борт. Я на контроле»-это было уже обращение ко второму пилоту. И тут же сам доложил-«Уральск-контроль, я 54754, прибыл в район работ, на связь прошу через один час». Тут же получили ответ-«Я Уральск контроль, Вас понял. На связь через час разрешаю. Окончание работы доложите!». «До связи 54754. Окончание работы, вылет к Вам доложу»-ответил командир.
Вертолёт, молотя шумящими винтами, и разгоняя, сбежавшихся и отчаянно лающих собак, прикормленных буровиками, приземлился на площадку около первой буровой вышки и заглушил моторы.
Экипаж, пока меняются буровики, радостно хлопая друг друга по плечам и здороваясь, пожимая друг другу руки, отошёл в сторонку покурить. Такую картину, они наблюдали почти ежедневно. Ничего не обычного не было.
Собаки, сбежавшиеся на площадку, радостно махали хвостами, ожидая от вновь прибывших буровиков подачки.
Снова взлетели, и пролетели над десятком буровых вышек. До этого пилотирование осуществлял второй пилот. «Беру управление на себя, ты на контроле»- произнёс командир вертолёта, и стал заходить на посадку на вертолётную площадку, расположенную около второй вышки.
Вся процедура встречи-прощания повторилась Прошло уже около часа, с последнего сеанса связи с диспетчером Уральского аэропорта.
«Уральск-контроль. Я 54754 работу на месторождении закончил. Взлёт с последнего места посадки в 16.25. на безопасной направляюсь к вам. Прибытие рассчитываю в 17.35»-доложил второй пилот.- «Вас понял, связь с подходом доложите»-голос диспетчера. «54754. Понял, связь с подходом доложить!»-голос второго пилота. Внизу проплывали, перелески и пруды, змейкой вилась железная дорога. Было тихо и спокойно на душе у всего экипажа. Скоро долгожданный отдых, с походом на протоку реки УРАЛ искупаться и освежиться после напряжённого трудового дня.
Через полтора часа вертолёт приземлился в аэропорту города Уральск, и зарулил на вертолётную стоянку.
«Экипажу срочно зайти в АДП, машина уже за Вами выслана. СРОЧНО!!!»-в наушниках раздался голос диспетчера.
Ми-2, обычно возвращался позже восьмёрки, да и летал он тоже больше неё. Рядом со стоянкой восьмёрки, его на стоянке не было. Ничего не обычного. Пилот двойки и на протоку приходил позже восьмёрочников. Не обычным было то, что Ми-8 никто не встречал. Заруливали самостоятельно
Подошёл дежурный автобус. Шофёр торопил-«Быстрее ребята, Вас ждут!!!»
В АДП было ВСЁ командование Уральского Авиапредприятия и наши вертолётные специалисты И оба техника с механиками и инженера. РТОС
«Значит так!»- начал разговор командир Уральского Авиаотряда-«Примерно пол часа назад, командир Вашего вертолёта Ми-2 передал, что заходит на посадку на берегу Урала, для детального осмотра трубы, перекинутой через него Затем, он прокричал, что у него отказал двигатель!  И. всё. Больше на связь он не выходил. Мы сейчас с Вами летим на то место! И причём немедленно! Всё ясно! Вопросы есть!». «Всё понятно. Поехали»- за всех ответил командир вертолёта.
Через пятнадцать минут вертолёт, с Чрезвычайной Комиссией на борту, был в воздухе. А ещё через пол часа, он подлетал к берегу реки Урал, на котором догорала «двойка»
Вид сверху был ужасным! На полянке леса, метрах в пятидесяти от реки, полыхало ярким пламенем, с чёрными клубами дыма, то что осталось от вертолёта. Вокруг были разбросаны клочки от несущего винта. А ещё метрах в пятидесяти в мелком кустарнике, целая и невредимая лежала хвостовая балка с винтом и редуктором. Ни лётчика, ни наблюдателя, нигде не было видно. «Эх! Сгорели ребята!»-в сердцах по СПУ прокричал командир вертолёта. Все на борту сильно переживали.
Приземлились на самом берегу реки. Пока экипаж глушил моторы, ВСЕ остальные побежали, через мелколесье, к месту падения «двойки». А затем, и командир, второй пилот и бортовой механик Ми-8 тоже бегом направились на полянку.
«Слава Богу! Все живы!»-воскликнул не верующий в Бога бортмеханик.
  К стоящим у небольшой дымящейся кучке, со сверкающим бенгальскими огнями, догорающим редуктором вертолёта, прихрамывая и поддерживая друг друга, из ближайших кустов шли пилот Ми-2 и наблюдатель от заказчика.
Все были в крови. Головы перевязаны каким-то тряпьём.
Бортмеханик восьмёрки побежал обратно к вертолёту за медицинской аптечкой, чтобы перевязать раненых, а остальные члены экипажа побежали к пострадавшим, чтобы помочь им дойти до комиссии.
«Я заходил на посадку, когда гакнул левый двигатель. Пытался уйти, но у меня ничего не получилось, и мы зацепили за кусты винтами. Затем падение. Легли на левый борт. Пожар. Боря, (он показал глазами на наблюдателя) от удара потерял сознание. Я его вытащил из вертолёта и дотащил до кустов, подальше от горящей «вертушки. Затем потерял сознание сам. Очухались от звука заходящего на посадку вертолёта. Перевязали друг друга моей порванной рубашкой, и пошли к месту аварии. Вот и всё. И всё что было в вертолёте сгорело»- рассказал командир вертолёта Ми-2
«Как Вы себя чувствуете?»-задал вопрос старший начальник. -«Спасибо. Жить будем. А Вы работайте, мы подождём. Нашей вины здесь нет. Виновата техника А я вроде всё делал, как написано в РЛЭ. Разберитесь пожалуйста!»- ответил за обоих, командир «двойки» во время перевязки.
Оба экипажа сидя вдалеке и курили, наблюдая, как комиссия   рулеткой отмеряет расстояние до всех обломков, нанося его на составленные кроки аварии. И расстояние от обрубленных кустов и веток, до центра пепелища.
«Виктор, ты меня извини, но всё твоё рыбацкое хозяйство, вместе с удочками было в вертолёте, и ему пришёл кердык!»- извинялся командир «двойки» «Ты это о чём? Брось! Хорошо, что живыми остались! А он об удочках переживает. Уймись всё нормально» отвечал второй пилот.
Комиссия работала до захода солнца. И уже с последним дневным лучиком солнца, Ми-8 вылетел в Уральск. А садились уже в полной темноте, когда в воздухе поют свою монотонную песню вездесущие комары, и стрекочут сверчки.
Лётчика Ми-2 и наблюдателя увезла карета скорой помощи в город на обследование и лечение. А Ми-8 ещё два дня летал, с очень большими начальниками, прилетевшими из Управления и Москвы, на место аварии, а экипаж давал показания о том, что видели, и как жили в гостинице до происшествия.
 Пилота Ми-2 оправдали.  И он выписавшись из больницы улетел домой долечиваться. Из Алма-Ата прилетела другая «двойка». А экипаж Ми-8, поменялся и тоже улетел домой.
Следующий раз в город Уральск этот экипаж попал только зимой.
Конец рассказа.
 

 
.. …