О культуре научной и культуре телевизионной

Владислав Поляковский
или рассказ о том, как одной воистину прекрасной тележурналистке выпала тема научная

с подзаголовком

или какие формы может обретать соотношение культуры научной и культуры телевизионной

Друзья мои дорогие !
Сейчас, в момент разгула корона-вируса деваться особо некуда. Лично мне хочется вести себя максимально философски, дабы из складывающейся ситуации извлечь максимум плюсов, ибо минусов в жизни, увы, хватает. И предпринять попытку реализации плана смелого по открытию видео-блог канала, мало-мальски регулярного, когда бралось бы обязательство не реже одного раза за неделю, две, месяц, два, квартал, полгода, год, пятилетку радовать зрителей новым занятным материалом…
Как мне кажется, начинать нужно с науки, во главу угла положив культуру естественнонаучную с ее традиционным лозунгом поисков истины. Научной, по меньшей мере. Но: есть еще и иная культура: популярная ! В одном из самом распространенных проявлений – культура телевизионная. С ее лозунгом максимальной популярности выпускаемых видеопродуктов.
Увы, культуры различные. И настолько различные, что в ряде своих проявлений они просто начинают друг и с другом конкурировать. И такая конкуренция может проявиться в..  Далее рассказ ведется ровно по мотивам одной заметки, или статуса в социальных сетях одной прекрасной профессиональной журналистки по имени Марина, он-лайн друга автора этих строк под одной из социальных сетей. Она умна, прекрасна, где-то даже тянет на музу, и… ее имя НЕ изменено.
Занесло ее как-то делать телевизионный фильм на историческую тему, причем на тему эпох, давно ушедших. Показались ей весьма интересными два мужа ученых, которые были интересны сами по себе, и были специалистами в смежных, но не тождественных областях знания, и было принято решение их снимать ПОРОЗНЬ. В разных эпизодах.
В один прекрасный момент съемки подошли к концу, слова сих мужей ученых были перенесены на бумагу, и им, согласно хорошей традиции, ИХ слова, а заодно и ТЕКСТ ВСЕГО ФИЛЬМА, был передан на финальную правку, дабы гарантированно всех ляпов избежать.
Мужи ученые начали читать этот текст, и тут началось САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ: они начинали править (или черкать, что то же самое) слова … СВОЕГО КОЛЛЕГИ, а отнюдь не свои ! Свои при этом отнюдь не меняя ...
Далее, судя по словам этой прекрасной журналистки, вопросы, связанные с правкой, рано или поздно разрешились, и фильм успешно вышел в свет. НО: была ли отработан принцип его максимальной научной и познавательной эффективности? Увы. Едва ли. В частности, на вопрос автора этих строк в комментариях: а нельзя ли было сделать так, чтобы эти два мужа ученых все-таки нашли точки своего несовпадения и эти их точки несовпадения все-таки хоть как-то прозвучали в фильме, что достигалось ЛУЧШЕ ВСЕГО путем их одновременного появления в кадре, ответ был дан следующий: «Я не собиралась из фильма делать ток-шоу».
Вот так. В порядке банальности: весь научно-просветительский потенциал фильма был реализован, мягко говоря, не на полную катушку. А положение дел в науке было показано таким образом, чтобы интерес к оной погасить, но никак не пробудить. Что поделать: один из канонов, один из лозунгов популярной культуры: отделение земного от звездного. В отличие от лозунга науки: поиски и нахождение истины.
За лайки заранее благодарен…