Мой герой Григорий Новак

Юрий Фельдман
 Кто  сейчас из молодых и даже людей среднего возраста слышал это имя – Григорий Новак? А в моём подростково-прыщавом возрасте имя это было известно каждому , даже больше – гремело!
 Послевоенные подростки слышали по радио, читали в книжках и газетах – прославленный советский богатырь, штангист, рекордсмен Григорий Новак,  побивший все мировые рекорды в лёгкой, средней и полутяжелой весовых категориях! Чемпион мира.  Он установил 86 рекордов!   Даже Василий Алексеев, знаменитый  богатырь, олимпиец, имел рекордов на 8 меньше! Новак, мальчишкам пример для подражания,  им  покупали гири, они потянулись в залы тяжелой атлетики.

 Я тоже читал книжку о нём. О том, что в детстве слыл хилятиком, вроде меня, а потом тренировался и стал чемпионом. Впрочем, много позже, из другой книжки я узнал, ещё подростком Новак работал землекопом, а первым его спортом был борьба, где он всех побеждал не техникой, а силой. А эти занятия отнюдь не для слабаков. Тогда же я верил написанному, и мечтал, вдруг стану сильным, почти как он.

 А когда Советский Союз  в 1952году впервые  принял участие в Олимпийских играх в Хельсинки, никто не сомневался, уж кто-кто, а Григорий Новак непременно принесёт  престижную для страны золотую медаль.
  Но увы, его имя как-то сразу пропало, исчезло из газет, о нём забыло радио. Много позже я узнал,  он завоевал «только» серебро, проиграв американцу Шеманскому.  Второе место на Олимпиаде – разве этого мало? Но от Новака ждали  только победы для СССР!  А он «подвёл страну» и был наказан! За «поражение»  его изгнали из сборной, лишили звания Заслуженный мастер спорта, отняли государственную стипендию, забыли…

  …В то время я был четырнадцатилетним тощим и болезненным, перенёсшим блокаду подростком.  Учился неважнецки, но спортом, теоретически, интересовался.  Много знал о всех выдающихся спортсменах, помнил имена олимпийских,  особенно советских чемпионов, и гордился ими как патриот своей страны! Это было удивительно, так как мы были по настоящему бедны, а мой отец  отбывал 25летний срок на Урале, по знаменитой 58ой статье. Ещё жил Сталин, и надежд, что я снова увижу отца, было мало. Потом то его оправдали, но это другая история…  Тогда же я огорчался, не зная, куда пропал мой герой, что с ним? Ответа не было.
… Мы жили на Петроградской стороне, в Ленинграде. Недалеко от нашего дома при Дворце Промкооперации был зал тяжелой атлетики. Он находился на первом этаже , я подходил к окнам, смотрел как крепкие, мускулистые парни поднимали штанги и с грохотом, казавшимся мне музыкой, поднимали и роняли их на помост.

… Уже пятнадцатилетним я  решился войти в этот, пахнувший терпким потом, зал. Тренер, помню его фамилию, Минаев, предложил раздеться. Что он увидел – 48 кило при росте173 сантиметра. Кожа да кости. Он был тактичен, не комментировал, посоветовал делать утреннею зарядку и купить гантели, чтобы качать мышцы. И придти через год.

Гимнастику я делаю без побега ежедневно до сего дня, а гантели – это отдельная история. Мы с мамой пошли в спортивный магазин, а там продавались только двенадцатикилограммовые гантели. Мама засомневалась, может полегче,  но я её упросил. Купили одну, две были нам не по карману. Мама поехала на работу, а я пошел с гантелью домой. Полдороги я её ещё тащил, а потом, обессилев, катил ногой по асфальту. Прохожие посмеивались. А потом на четвёртый этаж без лифта…

 Железину эту я полюбил и спустя год поднимал по 30 раз каждой рукой. Прибавил в весе четыре килограмма, и у меня наметились мышцы.  Снова пошёл к тренеру, тот хмыкнул и велел придти ещё через год. Я обиделся и больше не пришел, но занятия с гантелями и подтягиваниями на перекладине не прекратил.

 ...Когда 60 лет тому назад, в 21 приспичило мне жениться, я переехал к теперь уже жене, со своим приданным. В одной руке я нёс деревянный чемоданчик из содержания которого помню белые кальсоны с завязочками, а в другой руке - да, её -  железную мою подругу, 12 килограммовую гантель! Кальсоны износились, а гантель служила ещё долго.
 
… А  где же мой герой,  неужто  канул в никуда, пропал?  Как бы не так, не тот характер! Уже через год, в 1953ем Григорий Новак стал артистом цирка, силовым жонглёром. И опять успешным! Колесил по стране, срывал аплодисменты! Первые годы выступал один, а потом придумал номера с двумя сыновьями, мастерами спорта по тяжелой атлетике. Где то году в 65ом я видел их выступление в Ленинградском цирке. Они весело, как мячиками, перекидывались двухпудовыми гирями, легко жонглировали тяжеленной штангой, но особо мне запомнился один номер. Отец,  лёжа держал на руках и ногах помост, по которому  крутили круги  мотоциклисты, его сыновья!

...Григорий Новак отслужил в цирке двадцать пять лет, стал Заслуженным артистом России. В 1980ом году,  пережив один год после шестидесяти, он умер от очередного инфаркта. На Востряковском кладбище в Москве, на его могиле установлен прекрасный памятник. Улыбающийся атлет, через плечо широкая лента усеянная медалями.

…А в моей долгой жизни было ещё время, когда судьба связала меня с тяжёлой атлетикой. Я несколько лет отработал врачом в спортобществе  «Локомотив», где тренировал штангистов замечательный  человек Александр Аронович Елизаров. Он воспитал много мастеров спорта и даже одного Олимпийского чемпиона Бориса Селицкого!

…Я никогда не был спортсменом, не участвовал в соревнованиях, но охотно  бегал, «таскал железо», любил жим лёжа. Мой рекорд 120 килограммов. В зрелые годы был мускулист. Сейчас, в свои 82 я пытаюсь поддерживать форму. Каждое утро делаю 40 минут зарядку на балконе. Стараюсь ежедневно не менее часа гулять, и во время  прогулок по много раз отжимаюсь от всех знакомых мне скамеек, испытывая то, что академик Павлов называл «мышечной радостью». А разбудил во мне любовь к физической культуре  Гиршл Имрович Новак,  герой  моей юности, за что я вовек ему благодарен!

                Апрель 2020 Штутгарт