Страницы боевого пути

Тамара Антропова
Посвящается моему дяде
Дмитриеву Артему Ивойловичу


               Без объявления войны

   
               Артём окончил школу, сельскохозяйственный техникум и в октябре 1939 года был призван на службу в ряды РККА. Уже строились планы дальнейшей жизни, которые прервал голос Левитана, по радио он объявил о вероломном нападении Германии на Советский Союз.
 
               Эшелон с призывниками шёл на Урал. Артём смотрел в окно поезда, за которым мелькали картины знакомых мест, и вспоминал свой дом, точнее избу. Он родился в красивом селе Верх – Уба, в Восточном Казахстане. Оно лежало в долине реки Убы, притока Иртыша, между сопок с чудными названиями: Лысуха, Мохнатуха, Кукушкина сопка.
- Увижу ли я родное село,- думал он.

               Дмитриева Артёма Ивойловича, как человека образованного по тому времени, направили учиться на краткосрочные курсы младших командиров артиллерии. После окончания курсов, воевал в составе 930 артиллерийского полка 371 Витебской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, которая была сформирована в городе Чебаркуль Челябинской области осенью 1941 года и состояла в основном из сибиряков и казахстанцев. В течение месяца провели боевую подготовку, и к 15 ноября были передислоцированы в Ярославль, затем в Кимры Тверской области.

               Дивизия принимала участие в освобождении Белоруссии, Литвы, вела бои за овладение Восточной Пруссией. Отличилась в боях при овладении городов Витебска и Вильнюса, при прорыве немецкой обороны у реки Неман.


               Спас – Деменская операция


               Смоленская стратегическая наступательная операция «Суворов», Войск Западного и Калининского фронтов, была проведена с целью: уничтожить левое крыло немецкой группы армий «Центр» и не допустить переброски её сил на юго-западное направление, где Красная Армия наносила главный удар, а также освободить Смоленск.

               По замыслу командования, главная роль отводилась Западному фронту, которому предстояло разбить гитлеровцев в районе городов Ельни, Спас-Деменска, а затем наступать на Рославль, нанося удар во фланг вражеской группировки, развёрнутой против Брянского фронта.

       1августа 1943 года, во время наступательных боёв, сражался огневой взвод шестой батареи 930 артиллерийского полка 371стрклковой дивизии под командованием старшего лейтенанта Дмитриева. На открытой местности, он вывел свой взвод, который попал под обстрел противника.

               Подвинувшись вперёд, быстро произвёл огневой налёт по батареи фашистов и двум пулемётным точкам. В результате августовских боёв, на своём боевом счету он имел: уничтожена 1 артиллерийская батарея, 1миномётная, 4 пулемётные точки, 4 повозки с грузом и до 170 немецких солдат и офицеров.

               Начав 7 августа наступление 20 августа, завершили Спас - Деменскую операцию, продвинулись на глубину 30-40 км, а затем были остановлены на промежуточном оборонительном рубеже.


               Река  Лучеса


               С осени 1943 по июнь 1944 года вблизи реки Лучесы (Лучосы) проходила линия фронта. В феврале – марте Западный фронт Красной Армии проводил несколько масштабных попыток наступления, но каждый раз продвижение составляло только несколько километров. Наступление тонуло в огне фашистской артиллерии, вязло в болотистой и лесистой местности, приводя к тяжёлым потерям, не принося существенного продвижения и результата.
 
               Во время наступательных боёв, командир 1 батареи 930 артиллерийского полка 371 стрелковой дивизии, старший лейтенант Дмитриев, проявил себя смелым и настойчивым артиллеристом. При прорыве вражеской обороны, в районе деревни Павлюченки Витебской области, он всё время находился впереди, в боевых порядках пехоты и корректировал огонь. В этих сражениях его батарея уничтожила два блиндажа противника, одно пулемётное гнездо с расчётом, одну противотанковую пушку и до 40 гитлеровцев: солдат и офицеров. Артиллеристы дали возможность нашей пехоте занять северо-восточную окраину деревни Павлюченки.

               В наступательной битве в районе реки Лучесы – левый приток Западной Двины, Дмитриев, находясь впереди, заметил, как немецкая пехота сосредотачивается в одной из лощин для контратаки. Спустя минуты его батарея была готова к бою. Немецкие автоматчики до 30 человек бросились в атаку. Он приказал открыть огонь. Было уничтожено до 15 врагов, остальные отступили.
К сожалению, несмотря на локальные успехи, Западный фронт понёс огромные потери. Форсировать реку удалось только 23 июля 1944 года, в ходе Витебской операции (начального этапа операции Багратион).
 
               Позже Командир снайперского взвода младший лейтенант Георгий Ушков напишет:
Тебя давно на карте я искал,
Полоска голубая среди леса -
Простая белорусская река
С красивым, строгим именем Лучеса.
Мы на рассвете встали пред тобой,
Ты нас ждала, как может ждать невеста
И мы вели здесь долгий смертный бой,
Чтоб ты была свободною Лучеса.
И в память тех, кто в росную траву
Упал, свой долг, отдавши честно,
        Я будущую дочку назову,
        Твоим прекрасным именем Лучеса.

(Стихи автора без изменений)


               Граница с Восточной Пруссией


               В августе 1944 года Красная Армия вышла на подступы к границам Восточной Пруссии. Для всего личного состава фронта, для всех советских людей это было волнующим событием.

         В наступательных боях, командир батареи 930 артиллерийского полка 371 стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии, старший лейтенант Дмитриев, проявил себя храбрым артиллеристом. Он всё время находился впереди, в боевых порядках пехоты, которую поддерживал своей батареей и колёсами. Он, преследуя немецкие части огнём, не имел ни одного отставания от наших пехотинцев, смело, сам, по собственной инициативе выдвигал орудия на прямую наводку и отражал атаки пехоты и танков противника.

               13 августа огнём его батареей было отбито шесть контратак врага с левого фланга. Старший лейтенант совершил манёвр: два орудия силами расчёта переставил юго-западнее от основной огневой позиции.
               Когда началось наступление гитлеровцев, Дмитриев был готов к его отражению. До 150 фашистов, 6 танков выходили на рубеж к месту начала сражения. Два орудия Дмитриева работали безукоризненно. В результате: один немецкий танк загорелся, три отступили. Но вражеская пехота большими группами двигалась вперёд. Снаряды наших батарей ложились в гущу противника. Контратака, была отражена, на поле боя уничтожено до 60 гитлеровцев.
 
               Командиры пехотных подразделений были восхищены его работой и дали отзыв храбрости комбату Дмитриеву!

       Перед Советскими Вооружёнными Силами встали новые сложные задачи, преодолеть все трудности и разгромить немецко-фашистских захватчиков на их территории.



               Элита Красной Армии


               Далее боевой путь Дмитриева Артёма Ивойловича прослеживается в качестве командира батареи 1955 истребительного противотанкового артиллерийского Краснознамённого полка 40 отдельной истребительной противотанковой артиллерийской Рогачёвско - Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады РГК.
 
               Военнослужащие данных формирований были элитой Красной Армии, проще говоря, «артиллерийским спецназом». Это была очень опасная и тяжёлая военная специальность. Артиллерийское орудие при очень хорошей маскировке имеет преимущество всего в несколько первых выстрелов, пока его не обнаружит противник. После обнаружения, как правило, становится лёгкой мишенью. «Ствол длинный – жизнь короткая», «Прощай Родина» - все эти прозвища доставались солдатам и офицерам, воевавшим в истребительной противотанковой артиллерии (ИПТА) Красной Армии.
 
                На их долю пришлось 70% уничтоженных немецких танков. Главной и единственной их задачей - была стрельба прямой наводкой. Батареи противотанковых частей РГК, как правило, двигались в первом эшелоне, сопровождали огнём и колёсами, на тягачах по габаритам в два раза больше танка, передовые танковые роты.
               Особую значимость этим частям придавал особый нарукавный знак для солдат и офицеров ИПТА – чёрный ромб с перекрещенными золотистыми стволами, стилизованных шуваловских «единорогов».


               Августов (Augustov)


               Город Августов был освобождён Красной Армией 24 октября 1944 года и в течение трёх месяцев был прифронтовой зоной. Наконец,14 января 1945 года, 1-й Белорусский фронт перешёл в наступление. Командовал фронтом Маршал Советского Союза Жуков Г.К. – Георгий Победоносец: называли его солдаты.
               Боевые действия протекали в трудных условиях. Реки были покрыты льдом, но не настолько прочным, чтобы переправить по нему тяжёлую технику. Это заставило наводить переправы для танков и тяжёлой артиллерии. Действия авиации, ограничивалось частыми туманами и низкой облачностью.
 
               На этом участке фронта сражался Дмитриев А.И.- командир взвода 1955 истребительно – противотанкового артиллерийского полка Отдельной истребительно – противотанковой артиллерийской Рогачёвско - Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады РГК. При прорыве долговременной и сильно укреплённой обороны противника в районе города Августов, взвод командира точным огнём своих орудий уничтожил один дзот, подавил два пулемёта, рассеял и уничтожил до взвода пехоты противника.

                17 января 1945 года в ночном бою с танками и самоходными орудиями противника, пытающимися вырваться из окружения наших частей возле села Клобучин  (Klobuczyn), старший лейтенант подпустил танки и орудия на близкое расстояние и приказал открыть огонь. Огнём батареи был сражён танк «Тигр», два самоходных орудия «Фердинанд», один бронетранспортёр.



                Логово зверя


                Путь на Берлин был открыт, до него оставалось 68 км. Передовые отряды Красной Армии устремились на территорию захватчиков. Им была поставлена задача – захватить в немецком тылу переправы и транспортные соединения.
 
                Батарея 1955 истребительно – противотанкового артиллерийского полка Отдельной истребительно – противотанковой артиллерийской Рогачёвско- Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады РГК Дмитриева А.И. занимала огневые позиции западнее города Кинец. При прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы, командир умело руководил огнём своего взвода. Были уничтожены: одна миномётная батарея противника, один пулемёт и до отделения фашистов.
               
               За время наступательных боёв от Одера до Берлина, огонь орудий его взвода способствовал общему успеху и быстрому продвижению наших частей к логову зверя.

               24 апреля 1945 года на улицах Берлина шли ожесточённые сражения. В районе тюрьмы Моабит, в одном из домов засели немецкие автоматчики. Старший лейтенант Дмитриев, умело сочетая огонь и движение, разбил дом из своих орудий. Благодаря, огневой поддержки, наши наступающие части, быстро и без значительных потерь, продвинулись к реке Шпрее.



                И вновь продолжается бой


               После Победы, капитан Дмитриев Артём Ивойлович в течение двух лет продолжал службу на территории Германии.
 
               За время войны получил два ранения: одно тяжёлое, другое лёгкое. Награждён:
Медалью «За боевые заслуги»
Орденами:
Отечественной войны II степени
Красного Знамени
Красной Звезды
Александра Невского
Отечественной войны I степени.

               После окончания службы, поехал в Новосибирск, где жила красавица сибирячка Катя. При форсировании Днепра, смелая девушка бросилась в реку, спасая ему раненому жизнь.
 
               Фронтовая медсестра Гоголева Екатерина Романовна стала ему надёжным спутником жизни. Вместе они воспитали шестерых детей. Артём не искал лёгких путей, трудился в шахте. Скончался скромный русский офицер в 1996 году в шахтёрском посёлке.