Каббалисты с брайтона глава 11

Левин Айзек
11. КАББАЛИАНА НОМЕР 12. Развязка и 1ая Каденция. Начало речитатива. Спокойно. Плавно. Иногда легкая тревога. 2001 – 2007.
We may be oceans away, you feel my love, I hear what you say…

        Наверно из меня никудышный следак был бы. В тот момент я так сочувствовал Марку, что завел машину и уехал. А...черт с ними, этими нелепыми шопенщиками! С этими скромниками, мышками, сердцеедами, секретами, Островами в Океане! Страсти-мордасти! «С жиру бесятся», как говорила моя бабушка! Му-узыка! Тысячи лет люди жили без роялев! Вот даже у царя Давида было что? Струнные и духовые – и то – по большим праздникам! И раввины так вобще говорят – нет Храма, нет и музыки. Удобно им – раз нет Храма – то и нет того, нет сего. Только петь можно... ага... что-то похоронное. А в свободолюбивой Африке вообще дальше барабана не пошли! Бум-бум и вся музыка. И будя. Прав был Лао-дзы: народ должен быть неграмотным, растить рис и строить дамбы. Все! Искусство – верхам, рис – низам. Низы – могут, верхи - хотят. Даже Лев Толстой всяких шекспиров-бетховенов в сортире умочил.

       Вообще, на месте Марка мог быть бы я, если бы первый зашел в Ту незакрытую дверь! И сейчас сидел б одураченный, околпаченный, у разбитого корыта. И преданный Верой. «Любимое существо». Нет, что-то есть оказывается хорошее в холостяцкой жизни! В крайнем случае можно Шопена послушать и с Владимиром Самойловичем Горовицем. В записи. Сидя в сторожевой будке и тихо проклиная три четверти мусора, что вываливает по радио единственная классик-стейшн 105-9. Наверно там сплошные спе-ци-а-листы! Кроме программ Фред Чалда там во-още – такой чудесный, мастерский сумбур в музыке! Одни «для шабашки» танцы-шманцы сотни симфоний Йоськи Гайдна наш черно-белый народ, якобы очень жаждет, и требует на ура! Потом на десерт – подать сюда супер-технику шабашек Моцарта. И на "компот" - скрипичные эксперименты шабашек Бетховена – тоже очень знаете ли важно, это же вечное!  Раз написано утвержденным в гении – то там все должно быть высшего сорта! Энциклика демоса! На солнцах пятен нет и быть не может. Ну, иногда уж для комплекта - «товарища Шульберта и Брамса». А по ночам – валькирии Вагнера, «для тех кто не спит». Йя-ху-хо! Ага... для нас... ночных сторожей и прочих ночных бабочек, жучков и паучков. О... мистер! Ду ю лайк классику? Вау... о... гуд... шарманн... вандерфул... найс... грэйт... магнифисент... сюперб... амайзинг!.. бриллиант!...

        Я ехал, и почему-то про себя поругивал 105-9 и Веру. И околпаченного Марка. Скромница наша. 3 товарища. Были – и вышли. Еще до Чопа.   К дому "шопенщины" теперь почти не подъезжал. Так, иногда чтоб увидеть издалека как они. Несколько раз в год устраивал "случайную" встречу с Марком. А через 6 лет на подобной встрече он меня увидел и только бросил пару фраз:

       – Есть серьезный разговор. Сегодня же приходи к нам на 3й стрит.
Вера заболела. Тяжело. Саркома.

       Неужели настало время раскрытия тайны Айзека и проявления Алика? Вечером, я пряча лицо и патлы в большом букете гвоздик, пришел. Дверь была открыта, Марк сидел на стуле в прихожей. Глаза закрыты. В ушах – спикеры.

       - Марк?
Он вздрогнул, узнал меня.

        - Да вот, как-то записал Веру... не могу наслушаться... свихнусь наверно... назвал эту пьесу «1й шопениан». Нравится кликуха?  Помнишь, как я 6 лет назад от нее ушел, пьяный?...   Меня нашел какой-то ребе и сказал, что Вера хочет со мной поговорить и дать подарок... а, как мы ее услышали в общаге?.. Мы, дилетанты, думали – это что-то от Него, а это была Она!...  Это была неотличимая, гениальная подделка! Вот что подсознательно и заворожило к ней!...

А тут она вообще перестала играть... потом когда я ушел... у нее вдруг про-ре-за-лось вдох-но-ве-ние! Она сыграла, конечно не так, как раньше, и призналась... в сем секрете ве-ли-ем!

Я был в шоке!  Я и сейчас... не могу простить! Раз в неделю она мне играла по одной новой пьесе, из «запасов» – оттуда... с ее прошлого... и с каждой... новой... как-будто ворошила рану в душе... и каждый раз мне хотелось слышать их все... и сразу... и врезать... ... оттого... что раньше ничего не знал!!... ничего!... и снова слушать!... вот еле уговорил записать... ... что я говорю?... врезать!... как-же... сам себя не пойму... А вообще отходит Верка... и лечиться не хотела... говорила, если молитва не поможет,  какой-то машебрех придумала, то значит ей пора уже... ... и никому не говорить, что с ней... только какому-то Айзеку из Киева... ага! тебе что ли?... даже дочке... потом... после... не тревожить... а то примчится сюда со своим выводком внучек из Израиля... бросят своего бедного каббалиста Лайтмана в одиночестве!... выть начнут... не дадут бабке спокойно уйти... Идем... она в сознании... уже месяц ничего не может есть... только пьет...

        Зашел. Возле старого поцарапанного пианино с открытыми нотами – кровать. На высоких подушках... розовые щеки. Она - крАсна дЕвица! С высоким лбом. Нос горбинкой... или нет?. Пухлость губ. Густые волосы до плеч. Она! Нет! Он! Шопе...

       - Ой, Айзек пришел!! А я... все... вот... ваша моше-берех дала мне еще 30 чудесных лет!

       Я дочку вырастила! Вы бы слышали, как она играла! У ней тут даже концерт был! Концертино для саксофона с оркестром! в 11 лет сама написала!  Приезжали с «гуд монинг америка» снимать... Умничка! За что ни бралась, везде первая! Правда, сломалась. Помните, цветок к солнцу тянется и ломается?  Жаль, музыку бросила... деток рожает, каббалу учит.
 
       Правда, обабилась как и я... играть перестала. Сидит там у разбитого корыта... на ванну денег нет. Детей купать не в чем. Вся в мамку. В бабку. А внучки такие умные, вы бы видели. 

       Ой... ребята... мое вам последнее желание. Можно? Вот эти ноты, Марк зовет «шопенщиной»... даже стал давать такие названия смешные – 1ая, 2ая... ребята... скопируйте, отвезите Гите... пусть хоть раз сыграет. Пусть внучек начнет учить. Ведь "рукописи не должны сгореть"?  А даст Б-г «спе-циал-исты» найдутся. А не даст... и не найдутся. Б-г с ними. 200 лет не горели, еще 200 лет кто-то их сохранит.

Марк стал на колени, склонил к Вере лицо и заикаясь спросил.

        - Так это... так... был.... так это был... НАСТОЯЩИЙ? ШОПЕН?? - ха... здОрово я тебя дурила!... ой и хитрая же я!.... Шопена... и да и нет... это моя последняя тайна... мои обработки обрывков ЕГО черновиков...
       
- Черновики? Да как они к тебе попали? Черновики??
       
- Ой... в 12 лет моя бабушка узнала, что я пошла в музыкальную школу и купила мне пианино... 500 рублей! огромные деньги по тем временам... 66 год... И дала мне пакет с чьими-то нотами... Сказала, что это ее бабка хранила, еще от польских ссыльных... еще тех, до царя...восстание 1830-го... или, второе, что позже... было еще одно... а... я только, через год, поняла, Чей это почерк, Чья это рука!... там были только начатки, обрывки мелодий... но я поняла, что Небо доверило мне Чудо!... Тайну!... мой Остров в Океане!...

...Ой... с каким страхом и трепетом я разбирала каждую нотку... мне казалось Он рядом со мной, сопливой девчонкой... 13ти лет... руководит и направляет... улыбается... как старший брат... уводит в свой мир... Парижа, Варшавы, Лондона туда! Туда! В 200 лет назад... Когда поняла, что это, прибежала к бабушке – кричу – ЭТО ЖЕ ЧЕРНОВИКИ САМОГО ШОПЕНА! А она... запричитала... так смешно!

         - Да хоть папы римлянского! Не знаю я ваших шопенов, токо знаю, что передавали мы этот пакет от деда да внука, от бабки да дочки с наказом – кто заиграет на раялев – тому той пакет и дать и шоб открыла... вот и дала... и не знаю ничего... чего там... какие-то линейки да точки...

       - И где?...где... теперь этот пакет? – спросили мы чуть ли не вместе

       - Ребята, вы что с Луны сюда упали?..  Это 150 лет назад через царскую таможню провозили рукописи... вот его сестра, Людовика, даже контрабандой сердце Шопена смогла провезти в Польшу!... а вот... через нашу... эс-эс-эрскую.... там «граница-на-замке». Шутка ли сказать - «хищение национального богатства в особо крупных размерах».  Расстрел на месте и бить сапогами.
 
Отобрали бы в Чопе и засадили бы дальше Сибири. А сказать вам, как меня и прочих баб таможня обыскивала в Чопе? Помните у Вальтера «Кандид»? Как тёмные алжирские пираты обыскивали прекрасных и воздушных белых пленниц, дышащих туманом и духами? Не читали? Ха! Так знайте! Раздевали, наклоняли и искали без масла в попке.

А я же еще та трусиха! Хоть и знала, что в попе у меня ничего быть не могло валютного, ну кроме этого... руского духа... – а в обморок как хлопнулась! Правда смешно?.. А Марк еще меня ангелом-за-роялем называл!.... Падший ангел с голой попой в Чоп причопал!...

Ой... рассмешили... перестаньте же улыбаться!... ой... кончусь... раньше срока...

          - Так... что?... «Рукописи сгорели»??

           - Нет... нет еще наверное... перед выездом я закопала их у бабки а погребе в стене... Кировская область, Яранский район, село Ардамашка... там они... а здесь – уже мои готовые обработки и вариации...  Не хотела даже относить там в местный музей... Там бы их просто украли и перепродавали бы сто раз... страшно подумать, что грязные руки каких-то спекулянтов их бы лапали... а на конверте был развод засохших ТРЁХ капель. Может даже были Его слезы? Или сестры Людовики? Или того первого польского ссыльного, кто привез конверт в Вятскую губернию, в село Ардамашка? Все может быть!

Еще... бабка сказала что-то странное – не только передать конверт, тому кто будет играть, а сказать, что это к тому же ПОДАРОК на «бармицу». Смотрела словари – «бармица» это вроде как плетенный нагрудник к шлему древних воинов... Странно... не было нагрудника...

         Мы с Марком переглянулись: действительно, слово какое-то странное. похоже на «бар-мицву»  (праздник совершеннолетия, буквально значит: сын закона). Тут на Брайтоне любой, от завсегдатая Императора-Рспутина и Татьны-Миллениума до джей-стрит знает про сей праздник, как хороший повод выпить в ресторане. Что это, хотя будем считать, что Вера не еврейка по телу, а «Иудейка Небесного Ерусалима» по духу, а там наверно попроще как-то?

        - Эй... не переглядывайтесь! Я еще вижу! Что-то хорошее или плохое?

        - Хорошее... это не нагрудник... просто день особый... день рождения...

        - Ааааа... я так и догадывалась, что хорошее... особое. Каббалистическое. Гита меня агитировала. В каббалу. Ничего не поняла. Кроме, как свет свыше не помещается в сосуд-кли, ломает там что-то. Экран. И течет дальше, опять ломает. И так 12 раз. А потом свобода ему. И свету и осколкам.... ...Странно и в музыке так... мелодия наполняет неустойчивый звук и стремится к доминанте, ломает доминанту и течет дальше... по кругу... квинта... кварта... 3...4...3... это 10 и 2... двенадцать.... ой! Я тоже стала каббалисткой!... Ура!  И доминанта - это же притяжение!
 
Что и кто может притягиваться к звуку? Опять тайна? ... Ой... вообще же звук! – это же волна.... вибрации... а ноты – это точки, частицы... осколки... искры... Источник Поля Звука...

       Помните, на квантовой механике, мы учили «дуализм волны и частицы»?... Ни черта не поняла, только что электрон пока летит себе свободный весь такой – то он волна... А как только словят его... – нат-те вам, это уже не волна, а частица... потом снова летит на свободе – опять волна... А если его кто-то увидит... или услышит... или даже появилась только возможность его услышать... Что-то про него узнать, распознать – все... опять частица... Это же музыка! Да! Музыка и слушатель!

Музыка – это волна, вибрация, обертоны....  Она летит себе из рук... из фантазии композитора!

Просто как чистая идея... как мнимая функция чего-то невообразимого... квадрат из минус единицы... Умноженный на биллионы обертонов... Фокус гениального волшебника... Но!... Или Ум-Нус греков, начало всего...Но как только появится Чуткое Ухо... Аудитория, Которая Понимает и Слышит - Волна-Идея разбивается!  Превращается в ноты, в искры разбитых сосудов! Слушатель собирает и сливается с Композитором, с Творением, с Творцом!
 
Мальчишки... вы мое Ухо... нет... Четыре уха!.. Моя аудитория... Мои искры... ...

         А сейчас займемся господа волшебники, маги и каббалисты – практикой! Теорию оставим детям... пусть нам больше деток рожают... Хоть одно тогда, может быть, станет толковым, как говорила мама Марка! Мальчишки, подсадите меня к пианино! Я еще не сыграла последнюю пьесу! и вина поствьте! сегодня мне надо напиться! такие гости! столько тайн! Мар, ты какое ты там у меня последнее название придумал?

      - Шопениана номер 11.

      - Просто класс! И дочку сам назвал... без меня... зла на тебя нет... а счас я назову! Имею право! Я ее сотворила... я ее и назову... итак... внимание... приготовились! –

Глава 12  http://www.proza.ru/2020/04/03/190