Вольский Павел Константинович

Михаил Гудаев
Они вписали свою страницу в историю Канинской-Шоинской школы

Вольский Павел Константинович родился в 1894 году. Работал директором Шоинской семилетней школы в 1948 -1950 годах. Один из первых учителей Ненецкого национального округа, получивший звание отличника народного просвещения.

Один из организаторов партизанского движения по борьбе с интервентами на территории Шенкурского района. В 1928 году временно проживал с семьей в селе Великовисочное. По инициативе Великовисочной ячейки ВКП (б) в декабре 1928 года была организована коммуна "Красная Печора".

Краевед Ненецкого округа Василий Самойлов вспоминал в своей статье в газете "Нярьяна Вындер" от 28 июля 2009 года: "Первым председателем коммуны "Красная Печора" был Павел Константинович Вольский, коммунист с 1912 года, человек решительный, энергичный, эрудированный. Потом он работал в Великовисочной семилетней школе преподавателем обществоведения. До сих пор мне припоминаются отдельные моменты с его уроков, так понятно он объяснял материал. И всегда приносил картины или показывал иллюстрации в книге, обходя ряды между парт.

В середине тридцатых годов Павел Константинович переехал на лесозавод и работал директором школы, теперь - пятой. В 1939 году я с папой был на его квартире.

Тогда меня поразило обилие книг. Все стены в комнате были оборудованы самодельными полками и на них стояли книги. Папа взял почитать несколько книг, среди которых были произведения Помяловского и Панаевой. Именно тогда я прочитал «Очерки бурсы» и «Мертвое озеро». Меня с ним разлучила война, а потом - работа в Канино-Тиманье".