По ленинским местам 5

Александр Алексеенко 2
       Продолжение. Начало в http://proza.ru/2020/04/03/598

       Как-то Вовка старший очень настойчиво занимался моим «воспитанием», в том смысле, что разыгрывал меня и подшучивал на своем «кешинском» диалекте. Я активно огрызался.
       Наконец, чтобы меня окончательно добить, в завершение разговора Вовка бросил фразу:

       - Ну, ты, чувак, пыль с ушей стряхни!..

       Как назло, в этот момент я уже за диалогом не следил и почему-то резко обернулся к зеркалу, что имелось в двери купе. Более того, еще и к ушам прикоснулся...
       Эффект был потрясающий. От дикого хохота задрожали стены вагона, а к нам заглянула пробегающая мимо Татьяна.

        - Что тут у вас? – с испугом спросила она.

       В ответ мои попутчики не смогли сказать ни слова: они икали от смеха и вытирали слезы. За компанию мне тоже было весело, но, честно говоря, я не понимал, почему они так заливаются.
       Чуть позже я поинтересовался у Сереги:

       - А почему вы так смеялись?

       Он объяснил – почему, и снова засмеялся.
       Но мне смешно уже не было. Хотя один плюс все-таки имелся: мой «литературный» багаж прирос новым выражением, которое позже и сам мог применить, где надо.

       Когда наш поезд достучался колесами до середины Казахстана, снегу за окном прибавилось, а  мороз усилился. Но мы по-прежнему перебегали из вагона в вагон, мчась на обед или ужин, раздетые и веселые. Ликер или что-нибудь другое у нас в купе больше не распивали. Но я знал точно, что в сумках у приятелей что-то еще имеется. Они к путешествию готовились основательно. И Новый год никто не отменял.

       Так вышло, что праздник пришелся на тот момент, когда наш поезд подъезжал к Волге. За окнами стояла настоящая, как описывают в книжках, зима. Много снега, крепкие морозы, иногда прилично мело...
       Мы-то этого ничего не ощущали, потому что в вагоне было очень тепло, а на станциях мы даже не стремились выскочить. Да и остановки были короткие.

       В новогоднюю ночь каждое купе уединилось, никто не устраивал «песнопений и хороводов». И не потому, что в вагоне негде развернуться, а в силу еще присутствующей обособленности ребят. Училки наши никаких усилий к объединению не прикладывали.
 
       «Так даже лучше: никто не бузит, и все сидят по своим норам», - наверняка думали они.

       В общем, служба у них протекала бесхлопотно.

       Ближе к двенадцати ночи мои ребята начали накрывать на стол. Появился коньяк, а к нему приличная закуска. Тут и копченая колбаса, сыр, неплохие консервы, копченое мясо, конфеты... Это вам не офицерский паек, который иногда приносил мой отец.

       Я не задумывался – откуда это все, но качество еды восхищало. Разумеется, это Вовкина матушка постаралась. Не забывайте, что к нам приближался всего лишь 1970 год, который заметно разнится с сегодняшними возможностями.   
   
       - С Новым Годом! – провозгласил на правах хозяина стола наш Вовка.

       И все дружно потянули из чашек.
       Со мной предварительно был проведен инструктаж:

       - Саня, ты не вдыхай, а наоборот – задержи дыхание и выпей залпом! И сразу закуси! И все будет в порядке, - вещал многоопытный Вовка из Кешей.

       Экзамен я сдал на хорошо: собравши волю в кулак, я, следуя инструкции, быстро выпил что-то из кружки.

       «И за учителей своих заздравный кубок поднимает…»

       Мне помнится, что я даже никакого опьянения не получил. Да вообще-то к этому и не стремился. А выпил только для того, чтобы сделать приятное своим друзьям. Кстати, мне больше и не наливали. Ни в Новый год, ни позже, за что я своим приятелям был благодарен. Но праздник продолжался.

       Я устроился на своем месте, вытянул ноги и начал было уже дремать, когда в купе пришли наши училки! Более того, их усадили за столик и они лихо хряпнули из своих кружек! Я лежал с закрытыми глазами, но не спал, а только молча про себя удивлялся:

       «Даже не возмущаются нашим поведением, а выпивают вместе с нами, как будто это в порядке вещей... Видела бы их моя правильная мама…»

       Потом подумал и ничего лучше не придумал, чтобы неожиданно вскочить и во все горло объявить:   
    
       - С Новым Годом!

       Татьяна на этот раз без особенной злобы, но все-таки прошипела:

       - Как же я его не люблю... Я же говорю, бесенок какой-то!

       Но все остальные были настроены благодушно, поэтому ни на меня, ни на Татьяну не обратили никакого внимания. Шли неинтересные разговоры, которые, к моему счастью, вскоре свернулись, и купе очистилось от гостей.

       Главное, что произошло в новогоднюю ночь, ожидало нас, и в первую очередь меня, позже. Когда со столика было все убрано, и мы окончательно улеглись на своих полках, звук от движения поезда изменился. Что это? Мы прильнули к окну и замерли.

       Наш поезд пересекал Волгу.

       Я сожалею, что тогда не следил за маршрутом, поэтому до сих пор не знаю – в каком месте мы пересекали великую реку. Но это было замечательное зрелище.
       Поезд медленно вползал на длиннющий железнодорожный мост, полотно которого отстояло от закованной в лед Волги на сумасшедшей, как мне тогда представлялось, высоте.

       Все вокруг – фермы и быки моста – было покрыто голубым инеем. Даже находясь в тепле, я через окно чувствовал, какой морозище властвовал за окном над окружающим миром!.. Обычный стук колес стал звонким и, одновременно, гулким. Я бы назвал его еще так, как ощущал – прозрачным... Он будто шел со сцены!..

       Вокруг, куда ни кинь взор, – ни души, ни огонька, а луна светит с космической высоты, пробиваясь через пелену облаков. Но все, что охватывал взгляд, как будто излучало синий свет.
       А еще у меня присутствовало ощущение непередаваемого величия от волжского размаха. Даже несмотря на то, что сейчас реку намертво сковало льдом.

       «Наверное, вот так Арктика выглядит», - думал я в восхищении.

       Вспомнилась также недавно прочитанная книжка «Два капитана», где столько всего было написано о Севере, о льдах и путешествиях.

       Не помню, сколько времени поезд шел по мосту, - десять или пятнадцать минут, - но я смотрел в окно до тех пор, пока мы не выехали на другой берег реки. Сегодня, по прошествии долгих лет, мне кажется, что это было самое яркое впечатление, привезенное мною из поездки. Да-да, самое яркое!.. 

       Тогда я не понимал, почему мне так запомнилась эта картина. Вот только сейчас, когда пишу эти строки, я нашел слова: ночь была волшебная!..

       Во-первых, все-таки это был Новый год. Какой же новогодний праздник может пройти без волшебства? Какими мы не были бы взрослыми, а все равно каждый раз, в новогоднюю ночь, ждем чудес.
       А во-вторых, я никогда школьником не попадал в новогоднюю обстановку, да чтобы она была в точности, как мы знали из книжек: снег, мороз, лед... А тут еще и река Волга в придачу!.. Откуда в Туркмении может появиться подобная экзотика?
 
       В тот момент лично у меня возникла еще одна умозрительная картинка, которую я очень люблю рисовать в своем воображении, – «Ночь перед Рождеством». Правда, у Николая Васильевича не было моста, поезда и Волги, но эта «малость» общего впечатления не меняет. Главное, что я это помню так, а не иначе.

       Продолжение в http://www.proza.ru/2020/04/04/722