Зяблик

Анатолий Объедков
    Красивая, с красноватой грудкой птичка, размером с воробья, серовато-голубой цвет с головы переходит на шею, видны белые полоски на чёрных крыльях, где яркая зелень переливается среди маховых перьев.
    В апреле зяблики прилетают к нам и своими звонкими трелями будят наши парки и сады, а также рощи и леса. Их нельзя не услышать, так как силой своего голоса они перекрывают шум машин. И хотя в середине апреля в лесу активно запевают дрозды, зарянки, зябликов можно сразу определить по их ручьистым, упругим коленам. Иногда поют так выразительно и сильно, что некоторые люди думают, что это заливаются прилетевшие соловьи. Имея в своём репертуаре всего одну трель, которую можно передать словами: «Вить-вить-вить- Федя!», зяблик считается признанным певцом, в странах Западной Европы даже устраивали зябличьи песенные конкурсы. У нас к ним, насколько мне известно, более спокойное отношение и другие певцы более глубоко волнуют душу. Хотя зябликов часто держат в клетках и даже издавна на Руси эту птицу считали оберегом домашнего очага и семейного счастья. Сейчас такое понимание, можно сказать, исчезло и это название не таит в себе древнейший смысл. Хотя, как сказать, может быть, для кого-то оно и несёт в себе нечто таинственное и высокое.
    Самые первые встречи с этой яркой и звонкоголосой птицей у меня были как будто бы вчера в близлежащем совхозном саду, в тенистых аллеях, где зяблики, соревнуясь друг с другом в силе и красоте своих лучезарных трелей, садились на тропинки, что-то склёвывали и безбоязненно взлетали на ветви тополей и клёнов. Откуда я, мальчик, узнал, что это зяблики? Не помню, может быть, из книг, которые я брал в поселковой библиотеке. Возможно, и на птичьем рынке в Мичуринске, где я часто любил бывать.
    Весенняя песня зяблика на первый взгляд кажется однообразной, но когда прислушаешься, то поймешь, что трели различной тональности, длины, сложности. Особенно хорошо просматривается песня в домашних условиях. Она может вызвать восторженное светлое чувство, глубоко взволновать, заставить задуматься о весне, о солнце, о счастливых юных днях. Мне попадались мастера, которые делали «погоду» в живом уголке. Представьте себе льющиеся журчащие трели, которые певец исполняет непрерывно в течение 2-х часов. Как говорил один мой знакомый москвич: - Поёт так, что пробивает стену… Тут уже душа поднимается и опускается, тут паришь вместе с песней.
    В охотничьи снасти зяблики могут попадаться иногда, чаще всего на осенних пролётах, когда стаи птиц до 100 особей кочуют по лугам и убранным огородам, склёвывая семена лебеды, полыни, спорыша, подорожника, мокрицы и различных мелких насекомых. Такое можно наблюдать даже на окраине города, особенно в яркие сентябрьские дни, когда они взмывают ввысь, кружатся над молчаливым покоем земли, как бы оглядывая и запоминая родные просторы. Я всегда с замираньем смотрю на это действо, понимая их внутренний настрой и готовность к скорому отлёту. Да, они накапливают жир, необходимый для внутреннего сгорания, в энциклопедии я прочёл, что 1 грамма хватает, чтобы совершить перелёт на 100 км.
    Иногда в такую пору за несколько часов мне удавалось поймать до 50 птиц и можно было попытаться хотя бы на глаз подобрать подходящего певца и, конечно, в первую очередь по поведению. Так как они чаще всего так дики, что порой «отбивают» руки. Но все же попадаются более спокойные, их можно заметить в переноске. Дома такую птицу без суеты сажают в клетку, укрывают светлой тканью, находят место, где его меньше всего беспокоят и дают самый разнообразный корм, как в кормушку, так и на дно. И, конечно, ставят воду. И набираются терпения. Даже осенью зяблик может примерно через месяц запевать вполголоса, но при условии, что птица попалась удачная. Я все же рекомендую приобретать зяблика весной, если даже он не запоёт, а такое бывает, то его можно и нужно выпустить на волю. Иначе много потратите сил на него и всё будет впустую.
    Однажды весной мне захотелось поймать именно зяблика. Было 15 апреля, сквозь тучи пробивались лучи солнца, дул сильный холодный ветер, иногда летел снег. Лес будто замер. Я с шестилетним сыном иду по тропинке, трещат деревья, валится с хрустом сухостой. Погодка, можно сказать, стервозная, но она несёт в себе упоение, - мне нравятся эти стихийные порывы ветра, это безлюдье, этот безвременный хаос… вся наша цивилизация отходит в сторону, ты оказываешься наедине с природой, как когда-то наши доисторические предки. И вдруг я слышу слабую прерывистую трель зяблика. Определяю, где он может находиться. Спешу, волнуюсь, боюсь спугнуть. Уходим по кругу. Вдруг я слышу:
- Папа!
Оглядываюсь, - сын проваливается выше колен в скрытую бочажину. Срочно снимаю с него сапожки, выливаю воду, снимаю с себя носки, надеваю на припухшие ножки и мы спешим к своей охотничьей снасти. Спешим к нему.
    И вот он попался, желанный зяблик, в самый нужный срок! Руки немного дрожат, когда я его вынимаю. Дома, сажая его в клетку, вижу, что он ослабел, не берёт ни зерносмесь, ни мучного червя. Баночку с водой подношу к клювику, разговариваю с ним, свою тёплую энергию направляю на него. Клюнув сначала меня в палец и посмотрев мне в глаза, он попил воды. Я подсыпаю корм прямо к его клюву. Кажется, начинает что-то брать. Часа через два стал приходить в себя. Через пару недель запел вполголоса, а еще спустя две недели пошёл в полную силу. И я, конечно, порадовался за своего зяблика и «прикипел» к нему душой.
    Кроме зерносмеси зяблику необходимо немного соловьиной смеси и до 5-10 мучных червей, особенно они любят куколок еще не огрубевших, нежного белого цвета. Желательно также давать семена луговых трав, различную зелень. Клетку лучше иметь бамбуковую, свободную, в ней он лучше себя чувствует и больше поёт.