Моя любимая малина - Алиса

Татьяна Кошелева
Так вышло, что в моей жизни случились две собаки породы малинуа. Про первую свою малину я написала в газете  « Моя семья» в марте 2017 года. Статья называлась « Ты – государственная собственность». Трагическая история собаки, ставшей жертвой ведомственных амбиций в таможне. Но на этом история с этой изумительной породой рядом со мной не закончилась. Уже почти десять лет есть вполне конкретное продолжение, которое каждое утро выходит со мной или моим сыном на прогулку. И зовут это новое чудо – АЛИСА. Как же все начиналось у нас с Алисой?
 
Долгое служебное расследование  в таможне по факту гибели Гренды – моей первой малинуа,  закончилось моим выговором, а не громким увольнением по статье, как мечталось моему непосредственному руководству, в лице начальника кинологического отдела. Тут же встал ребром вопрос о моем дальнейшем прохождении службы в таможне. В кинологическом  отделе у всех, кроме меня, на тот момент были собаки, поэтому меня озадачили приобретением нового напарника.

Начальник, не изменяя своей любимой привычке по всем вопросам напустить туману, вызвал меня для беседы в свой кабинет и сказал с обычной издевкой: либо я за свой счет покупаю себе новую собаку, либо мы прощаемся навсегда. Почему? Так ведь напарника - собаки у меня теперь нет, как и целевых  денег у таможни на его приобретение. Как говорится: спасение утопающего, только в его собственных руках.
Я очень любила свою бывшую непростую напарницу, хотя уже хорошо понимала все ее недостатки, однако  собаку другой породы  я уже просто не видела рядом с собой, поэтому к выбору своего нового трофея в породе бельгийская овчарка я подошла более серьезно, чем в первый раз.

Для этого открыла интернет и стала знакомиться с предложениями разных питомников уже в России, а не в Белоруссии, как в случае с Грендой, у которых были собаки в возрасте от 9 месяцев до года, как требовал регламент моей службы в таможне. Я даже поговорила  с владельцами ближайших российских питомников малинуа, чуть не выехав в Подмосковье за новой собакой. Но меня уже в который раз спас от этого необдуманного шага мой всевидящий ангел хранитель. Думаю, что только благодаря его вмешательству, мне на глаза попался видеоролик с работой молодой малиняки по кличке Алиса, а также негативные отзывы по рабочим качествам питомцев выбранного первым питомника в Московской области.

На том случайном  видео я нашла, если не эталон рабочей собаки любимой породы, то образец, довольно близко подошедший к моим собственным  представлениям о работе моего будущего напарника. Я связалась с  ее заводчиками из Нижнего Новгорода и быстро спланировала схему своих дальнейших действий.

Удачно взятый в предновогодний декабрь отпуск позволил мне за неделю найти не только необходимые финансы, но и подход к уже выращенной и серьезной собаке. В отличие от Гренды, Алиса была хорошо социализирована в городе -  миллионнике, выдрессирована по общему курсу, имела навыки работы по защите и была немного обучена поиску наркотических веществ. Мечта, а не собака. К слову сказать, мать моей Алисы тоже проходила на тот момент службу в таможне, но в Нижнем Новгороде, но об этом рассказ будет дальше.

Итак, одним зимним, морозным и снежным днем моя нога наконец ступила на землю Нижнего Новгорода,откуда я  и планировала взять себе новую малину. Меня встречала на вокзале целая местная  группа единомышленников по выращиванию и дрессировке бельгийских овчарок- малинуа. Как раз, у одной из дрессировщиц и жила моя будущая собака. Чтобы не откладывать в долгий ящик наше знакомство с новым напарником, встречающие привезли меня на снятую ими для нас квартиру в одном из районов города. Чуть позже туда подошла Аня и ее  четвероногая воспитанница по кличке Алиса.

Как описать нашу встречу и мое первое впечатление от реальной собаки? Алиса была крупнее и выше моей первой малинуа Гренды. Ровный рыжий окрас корпуса, глубокая, черная маска на морде, красивые уши. Типичная породная внешность и совершенно другой характер, эта разница в поведении сразу бросилась мне в глаза. Даже очутившись на новом месте, Алиса вела себя спокойно и уверенно.Конечно о том, что я буду ее новой хозяйкой, Алиса даже и не подозревала, ведь у нее почти год  другом и наставником по воспитанию и дрессировке была Анюта. Эта молоденькая и симпатичная девушка была просто фанатом породы бельгийская овчарка, как и вся их восторженная тусовка, наперебой расхваливающая мне личные и рабочие качества Алисы.
 
За дружеским вечерним застольем заводчик Алисы предложил мне начать общение с собакой и дать ей лакомство со стола, возле которого она с горящими, голодными глазами и слонялась. В нарушение собственных понятий о дрессированной собаке, обученной не брать у посторонних любую еду, я поддалась на уговоры, и протянула руку с кусочком мяса Алисе. Ее реакция была предсказуема и очень порадовала нас. Собака, как ее и учили, оскалилась, громко гавкнула и не взяла такое желанное минуту назад мясоу меня.Все дружно выдохнули, удовлетворенные произведенным собакой эффектом и даже развеселились,а сияющая Аня ее похвалила и поощрила другим кусочком за правильную работу.

«Интересно,- сказала я,- как же теперь я буду ее кормить, поить и гулять, если меня уже облаяли и чуть не укусили?» « Ничего страшного, собака совсем не глупая, чтобы не понять, что ты будешь ее новой хозяйкой, просто нужно время»,- ответил Василий - заводчик и дрессировщик питомника малинуа. «Да, время все поставит на свои места, конечно, - подумала я, -легко сказать, а вот, сколько же его точно нам с Алисой потребуется?» В запасе у меня была только неделя в Нижнем Новгороде.
После дружеского застолья мы с Аней и Алисой вышли из квартиры и пошли вместе прогуляться по ночному городу, чтобы собака пообщалась со мной при Ане перед тем, как мы останемся с ней с глазу на глаз. Я с завистью смотрела на то, как Алиса беспрекословно слушается свою хозяйку, весело таскает брошенные ею апортировочные предметы в зубах, носится по снегу, валяется в сугробах, совершенно не подозревая, что пошли последние минуты их дружбы. Потом мы все вернулись в нашу новую квартиру, было уже поздно, а утром предстояло посещение самого питомника малинуа, куда мы с Алисой, как было запланировано, должны были прийти уже вместе.
«Ну, что, - спросила меня Аня,- снимать ей намордник или оставить, пока Алиса к вам будет привыкать?» Разгоряченная мыслью, что у меня будет теперь такая классная собака, я, нисколько не сомневаясь, ответила: » Конечно, снимай, как же она будет пить и есть в наморднике?»

Чуть позже, когда за Аней захлопнулась входная дверь, до меня дошла вся опрометчивость моего неразумного ответа. Ничего не понимающая в происходящем  собака, растерянно уставилась на закрытую за ее любимым человеком дверь,одновременно порыкивая через плечо на все мои попытки втереться к ней в доверие. Я  быстро поняла, что стать в одну минуту для нее таким же родным человеком, как была до сих пор Аня, мне не удастся, и лучшее, что я могу сейчас сделать, это оставить животное в покое. Я выключила в прихожей свет и зашла в комнату, устраиваясь на ночлег на диване.

Началась наша первая ночь под общей крышей. Я долго не могла уснуть от массы новых впечатлений, а в коридоре вздыхала и ворочалась Алиса, ошарашенная тем, что самый любимый человек в мире ее оставил не известно, где и с кем, а самое главное: не понятно - почему и зачем?
Не помню уже, сколько прошло времени наших общих вздохов и охов, но съеденный за дружеским застольем ужин, извините за подробности, потребовал моего посещения туалета.  Дверь туда была расположена в прихожей, где на коврике у входной двери в квартиру не смыкала глаз встревоженная собака. А дальше было то небольшое шоу, застрявшее в моей памяти подобно ослепительно  фотовспышке.
 
Что произошло? Ну, если точно по порядку, то я, неожиданно для  собаки вошла в ее зону охраны, да еще и дерзко потянулась к включателю света в туалете. Это мое движение рукой вверх было расценено малинуа, как угроза к возможному нападению или провокации. Естественно, как истинная защитная собака, она, сверкнув зеленым светом своих глаз в темноте, с  утробным рыком резко прыгнула в мою сторону. В сантиметре от моего лица обнажилась пасть собаки и все ее замечательные зубы. Этот маневр сопровождался грозными звуками,но,к моему счастью, хватки не последовало.

Имея за плечами многолетний опыт работы со служебными собаками, я успела крикнуть : »Нельзя, на место», что значительно увеличило мои шансы озадачить животное и понизить уровень ее агрессии. Собаки любят, когда с ними разговаривают, не думаю, что они точно понимают слова, но их успокаивает уверенная интонация. Так и произошло, овчарка вернулась к двери, и ее глаза уже не так злобно сверлили меня демоническим, зеленым огнем.

Ночь прошла без новых происшествий, хотя собака принюхивалась из темноты коридора и пару раз подходила к моему дивану. Наступило наше первое утро. Собаку надо было вывести погулять. Из моего рассказа про ротвейлера Флору – любимую собаку моего бывшего мужа,мои читатели, надеюсь, запомнили, что нет ничего  более восхитительного для уха любой собаки, чем команда " Гулять", выносящая моментально все глупости из их мозга. Она мне помогла и на этот раз. Взяв намордник в одну руку, поводок в другую, я приблизилась к уже не рычащей, а тихо ворчащей собаке, и несколько раз повторила это волшебное слово. И, о, чудо, малинуа мне подчинилась, дала одеть амуницию, и мы весело выскочили на улицу.

Ничто так не сближает человека и собаку, как совместные длительные прогулки, игры, кормежка дома и еще, не поверите, ревность. Окончательно я поняла, что Алиса теперь уже моя собака, когда мы с группой поддержки поехали проведать, а заодно и посмотреть на работу по поиску ее мамы, бельгийской овчарки Нижегородской таможни.
 
Прошло только два дня, это был не такой уж и великий срок общения нового человека со взрослой собакой, в течение которых  Василий и Аня продемонстрировали мне основные навыки моей Алисы:поиск в помещении и защиту. Как я ни старалась, но собака все равно всячески тянулась к Ане, порыкивая на меня в наморднике в ее присутствии. Такое поведение собаки было вполне объяснимо и понятно, ведь они были вместе долгое время. Да и Аня, как ни была строга к Алисе, но сразу вырвать из сердца свою любимицу не могла. Мне помогла все поставить на свои места поездка на таможню, куда, естественно, взяли и нашу упрямую, четвероногую героиню..

А произошло вот, что. Сначала мама и дочка – собаки весело порезвились на территории таможенного поста, а потом я привязала Алису у беседки. Хозяйка ее мамы – кинолог таможни показала работу своего напарника: досмотр автобуса  и нескольких легковых машин. На них собака с ювелирной точностью нашла и очень грамотно обозначила тренировочные закладки искомого вещества, вызвав у меня профессиональную зависть и восторг.Обычно, после успешного поиска в таможне принято игровых собак поощрять игрой в мяч, а собак- пищевиков – лакомством. Маме Алисы поиск ставили на игровой мотивации, поэтому ее наградили игрой в мяч.
Мяч улетал на неблизкое расстояние, собака носилась туда и обратно по площадке , радуясь возможности общения с хозяйкой. Мне так по душе был ее азарт, что тоже захотелось поиграть с этой умницей. А той было все равно, с кем играть, лишь бы играть. Но тут неожиданно заволновалась моя Алиса. Как же так? Я с ней живу, с ней играю, гуляю, а тут вдруг игра с другой собакой, пусть и с собственной мамой, но это же не меняет дела по существу.

Алиска сначала громко скулила, потом залаяла, но было очевидно, что так она выражает свое возмущение и ревность. Чтобы ее сильно не расстраивать, я закончила «бесилки» с таможенной питомицей и подошла к своей собаке. Вдруг моя Алиса становится на задние лапы и с силой обхватывает меня за талию, всем корпусом прижимаясь ко мне, а потом еще и кладет на мое плечо свою красивую голову. На все попытки своей мамы подбежать ко мне и приласкаться  она отвечает глухим рычанием, все сильнее прижимаясь ко мне. Словно дает всем понять: » Это теперь только мое, это моя новая мама».
А по пути домой из таможни моя собака окончательно показала всем, что теперь она точно моя, когда прижалась ко мне на сиденье машины и положила снова свою голову теперь уж на мои колени.
Не хвалюсь, но ребята были поражены, что для того, чтобы Алиса поняла, что у нее новая хозяйка, нам с ней потребовалось всего три дня. До сих пор этот ее, уже ставший фирменным, обхват лапами за талию показывает всем, как мы с ней близки, и как она любит меня.

Отдельное восхищение вызвала у меня наша поездка до Москвы. Алиса, конечно, была прекрасно социализирована в большом мегаполисе. Ведь Аня ездила через весь город на велосипеде с бегущей рядом овчаркой на дрессировочную площадку. Все виды транспорта не вызывали у нее страх. Но она никогда не была на железнодорожном вокзале. К моей большой радости ни вид, ни особый запах самого вокзала, толпы в нем не испугал Алису ни капельки. По перрону, вдоль фырчащего поезда рядом со мной шагала абсолютно уверенная в себе овчарка. Она смело зашла в вагон, прошла со мной по коридору и устроилась в нашем общем купе. Когда постучался в дверь проводник, Алиса подняла голову и зарычала, давая понять чужаку, что у нее все под контролем. Так и доехали мы до Москвы, где меня встречал коллега на машине. В тот день в Москве было страшное оледенение, перрон был покрыт слоем льда, похожим на стекло, так бывает, когда идет дождь в декабре при малых минусовых температурах. Покатались мы тогда по Москве знатно, наш водитель долго плутал по ледяным улочкам столицы. Алиса с интересом посматривала в окно всю дорогу от самого Кремля до Смоленска и категорически отказывалась от прогулок, пока мы не приехали. Удивительно : собака терпела с вечера в Нижнем Новгороде до середины дня в Смоленске. Браво, малыш!   

Прошло уже девять лет с тех пор, как я привезла Алису для работы в таможне.Но до сих пор обидно и досадно за эту собаку.С грустью вспоминаю, как мы с моей подругой радовались,как Алиса прекрасно показала себя на показательном поиске, отлично реагировала на группу незнакомых людей, прошла все испытания положенные для новичка. Но, к нашему огромному сожалению, внутренние интриги не позволили мне поработать с ней вместе на благо Смоленской таможни. Московское начальство сделало все, чтобы забраковать мою собаку при приеме, якобы по здоровью, используя фальсификацию ее ветеринарных анализов. Особенно они « старались» после рапорта моего начальника, что потенциал у Алисы великолепный. Имея одну такую талантливую собаку на питомнике таможни, можно было смело забыть про всех остальных. Этого москвичи из ЦТУ допустить не могли, еще теша себя надеждой избавиться от меня, что им и удалось через пару лет, при очередном сокращении штатов.

Поняв, что служить мне с Алисой вместе уже не дадут, а ее энергию нужно, куда - то направить: я решила заняться с ней защитой на площадке. Созвонилась со знакомым фигурантом и энтузиастом «Русского ринга» в нашем городе, мы с ним много лет были знакомы ранее,когда я выступала со своей служебной немкой Гитой. Он назначил встречу на площадке. Мы с Алисой приехали. Моя красавица сразу поняла, что предстоит работать на рукав  фигуранта.

 Не возможно, если честно, выразить на бумаге словами даже части того восторга от азарта  собаки, который переполнял меня перед пуском  по команде «фас». Я тогда впервые сама пускала ее на человека и немного волновалась, тем более, что на тренировке было несколько немецких овчарок с хозяевами. Многие видели собаку породы бельгийская овчарка и ее работу впервые. Конечно, не хотелось ударить в грязь лицом перед посторонними, а еще добавлял волнений факт, что собака давно не работала по защите . Последний раз Алиса видела фигуранта с рукавом в Нижнем Новгороде на знакомой ей территории, почти полгода назад, да и пускала ее тогда прежняя хозяйка.

Но Алиса не подвела, быстро завелась от хлопкА стека в руках фигуранта и натянула поводок. Затем последовала традиционная пробежка от собаки и возврат на лобовую атаку с командой мне: «Пускай» .Оооооооо. Этот сладкий миг щелчка  карабина на ошейнике и команда «Фас». Алиса  стремительно бежит на встречу  фигуранту,сильно отталкивается от земли и буквально  летит на сближение с  рукой человека. Но, что это? Собака уже в прыжке, а фигурант вдруг неожиданно делает « нырок» под нее, пытаясь уйти от ее зубов. Большинство собак в таком ловком маневре человека прошли бы мимо рукава, не имея даже шанса закончить свою атаку результативно, но не моя Алиса. Она прямо в воздухе делает потрясающую перегруппировку своего тела, какой то ошеломительный зигзаг в полете, четко вцепляясь всей челюстью в руку. Эти маневры человека и бельгийской овчарки  длятся даже не секунды, а доли секунд, все вокруг буквально замерли. А потом все присутствующие одновременно издали вопль восхищения ювелирной точности животного, перехватившего инициативу и яростно терзающего свою  добычу. После четкой работы по хватке, такая же четкость по быстрому съему по команде и охрана фигуранта. Сказать, что все в восторге, а меня распирает гордость обладания такой жемчужиной  защиты – это не сказать ничего. А что фигурант? Его резюме от первой работы с моей собакой :» Ну, это же малинуа! Работать с ними – одно удовольствие».

Жаль, что в лучшие годы моей собаки собрать достойных противников по защите среди собак разных пород не удалось,хотя мы с удовольствием посещали площадку регулярно. Только в ее полных семь лет мы снова возобновили тренировки и стали готовиться к соревнованиям. В четверть финале соревнований, к сожалению, поучаствовать не пришлось. На площадке Алиса подцепила пироплазмоз и чуть не умерла. А к полуфиналу, едва восстановившись после болезни, собака так соскучилась по кусачке, что плохо отработала съем по команде на двух и трех фигурантах. Это был, как потом выяснилось, тактический ход  организаторов соревнований, чтобы по баллам вышли другие собаки, ничего не пропустившие, как мы. Все участники восхищались работой Алисы по хватке, будем считать, что поучаствовали и получили Приз зрительских симпатий, аплодисменты за работу. Но в финал записываться и участвовать  я не стала, обидно, когда вот так, не спортивно, с закулисными играми тащат за уши  явных аутсайдеров.
 Это было лето 2017 года. Не очень удачный год для меня и нескольких моих собак. Заболела и чудом сумела выкарабкаться из болезни Алиса. Погибла под колесами автомобиля мой той пудель и через месяц ушла подруга Алисы – Николетта, китайская хохлатая.

Кроме защиты, Алиса – фанат такого вида спорта, как плавание. Я еще не знала, как мой новый на тот момент питомец отреагирует на воду. Стояло жаркое лето  2011 года. Когда она впервые увидела воду, то восторгу не было предела. Мы около двух часов были возле озера, а она практически не вылезала из воды. Ходила вдоль берега по мелководью, вытаскивала различные предметы на берег, сильно волновалась, когда отдыхающие ныряли и плавали в озере, каждый раз порываясь прыгнуть в воду.
 Когда же я зашла в воду, ее терпению пришел конец и, поскулив на мелкой воде, она бросилась меня спасать. Когда молодая и здоровая собака плывет за тобой, практически нет возможности обогнать ее и уйти в воде с большим отрывом. К тому же есть еще такая опасность: собака исцарапает плывущего хозяина или будет пытаться залезть к нему на спину, тем самым притапливая его в воде.
 Однажды я прочитала в статье, почему так поступает собака? В представлении собаки человек – существо вертикально – ходящее, собаке трудно понять, что в воде хозяин принимает такую же позу,  как и она, располагаясь горизонтально. Если добавить сюда еще и панику от факта - уплывающего хозяина, то становится понятно, почему можно стать объектом утопления собственным питомцем.
 У нас с Алисой случилось следующее: чтобы исключить царапание моей  спины ее когтями, я повернулась к ней лицом, удаляясь от нее, лежа на спине, но, не выпуская ее из виду. Что делает моя собака? Не поверите, она в несколько гребков доплывает до меня, рычит и хватает меня за грудь, чтобы буксировать на берег. Естественно, что мои ощущения совершенно не из приятных, когда крепкая хватка, да  в таком болезненном и нежном месте. Я даю команду «нельзя, дай», слава богу, она меня поняла и отпустила, Но, по прежнему, продолжает плавать вокруг меня кругами, щелкая зубами и  выбирая, за какую часть тела меня еще ухватить и доставить на берег. У меня в мозгу проскакивает гениальная идея, своеобразный «инсайт», я говорю собаке: «Вперед!» Она поворачивается ко мне хвостом, я цепляюсь за него, мы бодро плывем к берегу вместе.

 С тех пор я совершенно уверена, что моя Алиса в прошлой жизни, если верить индусам по Высоцкому, была собакой – спасателем. Ей было достаточно одного раза, чтобы понять, как следует « бороться» с моими дальними заплывами. Теперь все повторяется с завидным однообразием: я вхожу в воду, она смотрит с берега за моим заплывом. Если по ее мнению расстояние между нами излишне велико, Алиса бросается в воду, доплывает, делает круг вокруг меня, подставляет свой хвост и буксирует к ближайшему берегу. Это может быть буксировка к противоположному берегу или к берегу, откуда начался заплыв, но всегда ею выбирается кратчайшее расстояние. Я подчиняюсь ей, беру за хвост, проплываю некоторое расстояние с ней, отпускаю, собака продолжает плыть без меня к берегу, а я возвращаюсь на глубину. Она выходит на берег, отряхивается и снова плюхается в воду -  спасать. Теперь  она понимает, что это у нас такая игра, и не «дуется».  А раньше Алиса очень обижалась, что меня так трудно спасти, что я такая бестолковая, и все  ее усилия по моему спасению напрасны.

А еще моя малина любит носить пластиковые бутылки или подносить их ко мне.  Ей не нравится, как настоящему экологу, когда в озере, например, плавают пустые бутылки, она старается их достать и вытащить на берег. Однажды с ней произошел курьезный случай. Мы с ней пришли купаться, а когда поплыли на противоположный берег, то наткнулись на большую пластиковую бутылку. Она была от питьевой воды, пятилитровая, почему то покрашеннная, кем то в красный цвет. Я не сразу поняла, что это своеобразный «буек», сделанный спасателями для обозначения глубоких мест. А Алиса ,по привычке вечного « уборщика» водной поверхности, прихватила бутылку зубами и направилась дальше. Плывем  вместе дальше и вижу: собака делает сильные гребки лапами, но не двигается с места, как будто  ее что то держит. Собака не понимает, в чем дело, уже начинает пугаться и заливать себя водой с головой, прибавляет усилий и побеждает. Когда она вылезла с этой фляжкой на берег, я поняла, что «буек» был привязан к грузу, именно с этим грузом до обрыва веревки и боролась собака в воде. Не знаю, что поняла и подумала Алиса, но терзала она выловленный предмет на берегу с удвоенной силой, превратив его в настоящую «лепешку».

 Плавание – это  ее настоящая страсть. Если она заметила, что я собираю дома наш «заплывный» рюкзачок с полотенцем и купальником, то радости нет предела. Прыжки, скачки и прочий «беспредел» в поведении. Каждый раз удивляюсь сообразительности своей собаки и ее потрясающей памяти.  В 2012 году мы купались всего один раз и в дальнем от нас озере, а в 2013 году начали купальный сезон в середине мая в ближнем озере. Собака привела меня к озеру кратчайшей дорогой, хоть мы не были здесь с два года. Озеро сильно обмелело, ведь снега зимой не было, дождей было мало. Но собака с видимым удовольствием плюхнулась со всего маху в воду и поплыла. Как говаривал раньше мой бывший коллега по службе: «Собака – лицо хозяина», так вот, мы с Алисой просто фанаты плавания, именно плавания до усталости в мышцах, а не барахтанья на мелководье. Вот такое плавание – прекрасный тренинг выносливости и снятия лишней энергии для спокойного поведения дома в отсутствии хозяина.

А еще у Алисы обнаружилась удивительная способность и умение лизаться - целоваться бесконечно.Я называю ее Чемпионом Мира по поцелуям.Ей явно доставляет удовольствие сам процесс.Алисе очень важно обнять и лизать своего Человека в любое время и в любом положении.Будь это просто прогулка по лесу или городу,валяние на диване, сборы на прогулку или подъем по лестнице в подъезде. Алиса подбегает,смотрит в глаза, потом поднимается на задние лапы, обхватывая меня передними,и поцелуям нет конца. Я не помню ни одного раза, чтобы моя собака зарычала или оскалилась на меня.У Алисы всегда настрой только на позитив, если она не больна. Ей очень важно быть всегда рядом со мной,любить самой и быть любимой.За это я ее и обожаю.
Этот рассказ написан в канун десятилетнего юбилея моей рыжей любимицы.Я благодарна судьбе, что она подарила мне возможность и радость общения с этой удивительной собакой, ярким представителем породы бельгийская овчарка. Надеюсь, что у этой истории еще будет продолжение. А Алиса проживет долгую и счастливую жизнь.Здоровья тебе, моя любимая собака.