Живительный напиток нашего времени

Олег Калинка
Спектакль «Вино из одуванчиков, или «Замри».  ТЮЗ им. А.А.Брянцева 
Режиссер и автор инсценировки: Адольф Шапиро
Художник: Александр Шишкин. Художник по свету: Александр Сиваев.
Музыкальное оформление: Владимир Бычковский.
Сценическое движение: Владимир Варнава.
Артисты: Фёдор Федоров, Илья Божедомов, Ксения Плюснина, Никита Марковский, Николай Иванов, Татьяна Ткач, Артемий Веселов, Валерий Дьяченко, Борис Ивушин, Сергей Дрейден, Нар.арт России Антонина Веденская, Нар.арт. России Ирина Соколова, Олег Сенченко, Засл.арт России Сергей Шелгунов,Александр Иванов, Андрей Шимко, Анна Лебедь, Елизавета Прилепская, Анна Мигицко, Дмитрий Ткаченко, Мария Хрущёва, Константин Федин, Анна Дразнина, Егор Щедров, Иван Лосев, Матвей Паксяйкин, Анастасия Обжигина.
В спектакле «Вино из одуванчиков, или «Замри» Альфред Шапиро обращается к культовому роману многих поколений “Danglion Wine” Рейя Брэдери (Ray Douglas Bradbury). В общем массиве художественного наследия знаменитого фантаста  роман «Вино из одуванчиков» стоит обиняком по многим причинам.Это произведение написано практически в документальной манере, в нём Брэдбери обращается к своей жизни и рассказывает истории из своего детства. Портреты большинства персонажей романа написаны им по воспоминаниям детства в маленьком провинциальном городке Америки начала пятидесятых, в нём этот мир показан таким каким его видел мальчик поколения Baby-boomers - детей послевоенной Америки.
Шапиро в своей сценической версии романа Брэдбери создаёт пространство, куда он переносит многие сюжетные линии романа и создаёт сценическую проекцию жизни маленького провинциального городка, затерянного где-то на просторах Америки, вдали от больших городов. В своём видении этой истории географические черты подчеркнуто, нивелированы, Шапиро бережно сохраняет атмосферу этих маленьких, затерянных миров, щедро рассыпанных на просторах любой страны. В спектакле он раздвигается географические границы, он придаёт его сценическому воплощению общечеловеческие масштабы  фрагментов культур других народов, но при этом Шапиро полностью сохраняет сюжетную линию и портретную галерею романа Брэдбери.
Особую атмосферу этой полу- провинциальной жизни создаётся через образы обыкновенных людей Америки пятидесятых в маленьких историях его обитателей, в них различимы отголоски событий прошлого.Эти отголоски подобны этюдным ликам рисующим картины прошлого, они оживают в историях напоминающие о суровых годах великой депрессии с полуголодным существованием, доносят до нас эхо войны за океаном. Эти всполохи огней прошлого открываются нам через истории персонажей спектакля, которые они рассказывают подросткам. Война в этих историях ореола бравады, парадных фанфар победы,так как в войне не может быть ни победы,ни победителей.
  Через детское восприятие ликов прошлого Шапиро открывает нам сложный и очень противоречивый мир детей на ранней стадии взросления. В спектакле он показывает нам процесс трансформации сознания маленького человека стоящего на пороге взрослого мира в точках, когда его персонажи пытаются разобраться в дебрях условностей взрослого мира. В этом процессе они пытаются сопоставить увиденное непонятное с их собственными детскими абсолютистскими представлениями.
Шапиро в своём воплощении этого мира взрослеющих детей, он фокусирует наше внимание на сложном процессе осознания реальной картины жизни, которое не совпадает с детским идеализмом. В спектакле наше внимание фокусируется на многочисленных точках, в которых иллюзии детского абсолютизма и максимализма рушатся в столкновении с реалиями взрослой жизни,в них им хочется остановить время окриком «Замри» и вернуть всё назад.
Истории Брэдбери, воплощенные в спектакле создают точки осознания для всех персонажей и здесь взрослые оказываются в ситуациях требующих осмысления, в них они размышляют и пытаются найти ответ на вопрос,что есть счастье в человеческой жизни,какова должна быть парадигма их жизни.В спектакле взрослый путь осознания, так же как и детский тернист так как дорога к пониманию счастья пролегает через осознание своей роли в мире вокруг них и это приводит к пересмотру взгляда на приоритеты настоящего и видение прошлого. В «Вино из одуванчиков или «Замри» они идут по дороге, на которой они рушат стены предрассудков прошлого, переосмысливают свои взгляды и понимание главных ценностей человеческой жизни.
Спектакль «Вино из одуванчиков или «Замри» обладает безграничными возможностями для нас всех живущих в реалиях нашего времени, так как он предоставляет ничем неограниченное пространство для рефлексии. Сюжетные линии спектакля позволяют зрителю следовать по пути осознания вместе с персонажами Брэдбери и этот подход к воплощению образов, провоцирует нас к сопереживанию героям спектакля. Галерея образов этой истории хорошо узнаваема, в ней каждый может увидеть узнать черты людей, хорошо знакомым нам и возможно увидеть в них свое собственное отражение. Их мучительный путь к осознанию и осмыслению позволяет нам провести параллели с нашим собственным пониманием мироздания и ценностей человеческой жизни. Это создаёт предпосылки для жизненно-важного для нас сегодня катарсиса, в который будет подобен живительной силе вина из одуванчика и скомандует «Замри» деградации нашего общества.