Мороженное

Эдвард Вашгерд
Эдвард Вашгерд (Э2рd)

«Русские холода не любят, да в жаре не спят»

МОРОЖЕННОЕ
Дилетантская абсолютно попытка объяснить «философически» явление морозов…

Как, общеизвестно из всяческих околонаучных источников о Севере, среднегодовая температура в Норильске равняется «– 9,8 оС». Трудовая династия журналистов-членов, корреспондентов Брехолюбовых, навещающих наш Северный Город, как грипп, - эпизодически, выдают порой на досужую теле-радио-публику такие, например, «климактологические» шедевры природоведения:

«После минус 40-ка в Норильске снег превращается в чёрную пыль...»

«Воздух на Севере из-за морозов становится тяжёлым, поэтому трудно дышать…»

«На Севере в – 50 земля промерзает, тяжелеет настолько, что выдавливает воду в наледи…»

«Черная Пурга – это когда в лицо летит чёрная пыль с дороги…»…

И, наконец, совершенно замечательное наблюдение московского журналиста, теле-энтомолога и ботаника «профессионала» из фильма НТВ о Севере «Танцы с песцами»:

 «На Севере комары, заметно злее и крупнее, от холода у них даже хорошо заметны щетинки…».
 
Если у тебя из мебели один журнальный столик, Ты не журналист! Ты алкоголик… Не комары у тебя на Севере, а просто свиньи какие-то заполярные, очень щетинистые от холода, наверное, ещё в валенках и шапках, как Юра Жданов, летают. Где он это видел?! Что курил? Такому, как он, глазастый, в летней, зудящей тундре, вообще не выжить!!! Лосята, и то не все доживают при мамке до сытой осени. Сходят с ума от мошки и сами себя убивают в посмертной, безудержной пляске своёй. Танце слабых нервами, побеждённых всяческой, многоликой, серой, зудящей, кровососущей массой. Семейка поляков-экстремалов заскакавала в вертолёт на ходу после всего недели проведённой в нашей тундре. Их вывод, - после Амазонки, Сахары, Аппалачи и Конго: Здесь выжить нельзя! А, ДСО, как же? Дикий Северный Олень теряет в Тундре до пол-литры крови в летнюю неделю! Надо же ему, бедолаге, как-то кровью расплачиваться за Родину, чтобы дожить до жирной, грибной, ягодной и вкусной копытно-лемминговой осени, и в нагульном добре, после брачных плясок встречать Зимушку-Зиму! Вот и идут, идут стада на Север, ближе к морю - за «энтим», как говориться, - «за самым». От гнуса и комара подальше. На Самом-самом Крайнем Севере хорошо летом оленям жить, сытно, покойно… А Зимой?! Уходить на юг надо!!!
Дабы хоть как-то постоять «За Правду-Матку» о Нашем Севере и Морозе попробуем спокойно разобраться, что к чему…

«Отмороженные», - это, Мы, Северяне. Стылые Мы только сверху, снаружи, такие бываем. Свадебный фотограф Грехолюбов точно знает, что это не так! Внутри Северяне очень тёплые и душевные Люди, особенно те, замечательные, которые рождены на широте Любви, в Норильске, на 69-й Параллели…
 Сильные зимуют на Севере - Дома! Стильные «зимуют» в Москве, тоже на Севере, в Медведково, например… Когда Алексей Николаевич Косыгин первый раз прилетал в Норильск, была, как раз таки, ЧЁРНАЯ ПУРГА! Ветер за 20 метров в секунду и Мороз за минус 50 градусов, гораздо. Председатель правительства СССР оценил местные условия так: «Здесь живут железные люди…». Пройти по такой «погодке» ему пришлось от машины до дверей Управления Комбината. Не скрою, такое погодное явление, не часто случается, но бывает в Норильске, потому, что он аккурат под горой расположен. Жёсткость за сотню баллов! Гора Медвежья, с Юга, закрывает Городу Солнце в Полярной ночи аж до самого марта. Полярная ночь – это всегда тяжело. Темень, после лагерного прожектора, завсегда ещё гуще покажется… А представьте-ка себе «Норильлаг», численностью до 102-х тысяч Человек осуждённых, поставивших Город-Памятник Норильск и Комбинат медно-никелевый в таких условиях. Это же Подвиг Беспримерный! Бессмертный…  А, как же лагерь «мамок» на снегоборьбе? А Каларгон? Да и вообще ещё много чего!
ВОХРа дебильно, как обычно у мусарни, шутила тогда, всё лето кряду, указывая спецконтингенту лагерному - «ЗК», на вечно не таявший снежник на горе Шмидта:

- Вот, когда этот снег растает, тогда вам и по домам… Гы-гы-гы… - Дубачьё!!! Поганцы.

Сейчас на месте этого «пророческого» показа, именно там, где раньше под Шмидтихой лагерь был, стоят высокохудожественные, прибалтийские с польским, четыре креста, все в колючке, на долгую память, и какая-то православная неказистая часовенка из бетона. Норильская «голгофа» это памятное место называется. Владимир Путин, Президент, когда туда цветы 8-го марта возносил, так уж совпало Ему по протоколу, Газу Норильского, с Медного завода, вдоволь тогда отведал… Но, в Системе «Комбинат – Тундра», Наша Тундра, газом выжженная, для власти абсолютно ничего не стоит… И не значит, наверное. Власть Север любит. Здоровья всем купит…
 
Уже, начиная с 2016 года, снежник на Шмидтихе полностью растаивает каждое лето. Условия изменились, и в гораздо лучшую, наверное, сторону. Жаль, что большинство свидетелей, до этого счастливого дня не дожило, но дело рук их живёт, и будет жить. Руды здесь, в Большом Норильске, Господь припас для нас не на одно столетие. Богатейшую жильную руду, естественно, выборочно отработали, выхватили по-нужде, но вкрапу разного у нас ещё море. Толцыте и отверзнется. Не просящему не дают.
Внёс, внёс, Дедами намоленный, и выстраданный НАШ МЕТАЛЛ ЗАПОЛЯРЬЯ, вклад в Нашу Победу. Оборонил и поднял Величайшую Страну в Мире - СССР. Норильск. Победитель…

Мороз в Норильске начинается примерно с тридцатки. До 30-ти даже вторые штаны поддевать не стоит. Мёрзнуть негде! Минут за сорок можно весь Город сквозняком пройти. Из конца в конец. Наш Северный Город – Город очень компактного проживания. С точки зрения снегоборьбы это, безусловно, здорово. Но летом, в жару, это тяжело. Очень. Неместные азербайджанцы и киргизы на нашу жару больно сильно жалуются... Асфальт плавится! А зелени практически нет… В глазах темно на Солнце. Дышать нечем. А если ещё газку металлургического хватануть! Вообще КАРАУЛ!!! Остаётся Тундра. Озёра. Красные камни. Норилка. Валёк. Горнолыжка. Хараелашка… Там полегче. Гораздо. В такую жарищу, даже кровь из вас никто пить не станет. Аж до самого позднего «вечера»… Летом понятие «вечер» очень условно. Солнце ходит кругами, по 15О в час. Напротив него довольно заметна Луна. Красиво и необычно. Зимой тоже здорово, даже Северное Сияние – Божий Свет, можно, иногда, у нас увидеть. Но это очень и очень редко. В Норильске небо, закопчённое страшно, да и световое загрязнение такой силы, что и Полярной ночью светло. За тридцать лет довелось мне Норильское Северное Сияние увидеть лишь дважды…
Уж нет в Норильске звёзд, под закопчённым небом
Весь Мир наш – Ёперный театр из балагана!
Лишь годом в рот живут, и не единым хлебом
В одной они лишь власти – чистогана!!!

В Хатанге, на Чаун-Чукотке, или в Якутии, на Яне, например, Божий Свет Зимой, - хоть каждую Полярную ночь смотри!

Чёрная Пурга – ЧП, это явление, конечно, редкое, но довольно страшное. Особенно если ты очень по-модному одет: Дублёнка тонкая, норковая шапка-ушанка, лучше, конечно, формовка, кашне приблатнённое, ботиночки на тонкой подошве… Фраер!!! Одно слово. А на дворе-то цельных -53ОС и 25 метров в секунду, резкими порывами, ветер! Очень освежает, как в Антарктиде, но там это рабочая погода, а у нас, в Норильске, – АКТИРОВКА. С актировками и предупреждениями МЧС нынче вообще петрушка, какая-то, получается. Лучше перебдеть! Подстраховаться! В нонешнем феврале из 29 дней в школах Норильска 21 день была объявлена актировка! Хоть было тепло, до минус двадцати всего, но ветра были добрые, за 20 м/с гораздо. Это в детский садик можно и нужно. В школу – НИ-НИ!
Пурга в тёплую погоду тоже не сахар. Был случай, когда вертолёт Ми-2 с важной комиссией на «Пелятку», недалеко от Дудинки гробанулся из-за этого. Воздухозаборник машины при минус семи льдом и снегом забился, вот они со всей дури и шлёпнулись оземь. А уже вечер поздний был, - часов пять. Начало декабря, темнота страшенная, - никто не летает… С утра, часов этак в десять, послали, в сумерках ещё, «восьмёрочку» - Ми-8, на поиски. Нашли довольно быстро, до Дудинки с Валька лететь полчаса:
 Стоит «двойка» на колёсах. Лопастей нет. Балка тоже отлетела. Со всех щелей из вертушки сосульки замёрзшей крови висят. Всё перекошено, в салон не попасть. Хватились, - на тебе! Спасательное оборудование-то всё дома впопыхах оставили. Забыли!!! А утром, после пурги, подморозило уже. Тридцатка снова! Быват! Быват!!! Вчера, например, в Норильске было минус 27, а сейчас 7 градусов всего, и «на тепло» дует дальше. Приволокли абордажный инструмент. Вскрыли кабину. Одна женщина из семерых человек всего и выжила. Чтобы не околеть окончательно, пришлось ей промежду шестерых мужиков-покойников согреваться… Пальцы, правда, на одной ноге ей отняли. Мороз есть мороз…
Неопытные, молодые Северяне, довольно легкомысленно относятся к нашим климатическим условиям. Да, конечно, легковые машины сегодня очень тёплые и удобные. Одёжка зимняя добротная и лёгкая. Но, Север, - есть Север! Запаренных нет, - одни мороженные! Даже «тёплый» Ми-8мтв может очень подвести. Видел, я, как-то, ребят, которые пять часов пролетели из Хатанги в «восьмёрке» со сломавшейся печкой. Обмороженные, чёрные, взгляды дикие. Романтика! За бортом было всего-то минус сорок три. С ветерком, правда… Что интересно, «обогреватель» в 0,5 литра на нос, когда ты уже промёрз на кость – он лишний! Не поможет уже он. Только усугубит твоё незавидное, вымороженное положение. Если начинать с предполётной подготовки, - тогда совсем другое дело! На коротких, разумеется, расстояниях.
На значительных перелётах, по инструкции, летать можно до минус 45-ти градусов. Но бывает по-всякому на трассе в тысячу километров. По всему нашему Таймыру…  «Шестёрка», - Ми-6-й, - был вертолёт вообще пытошный. С особым, как говорят, цинизмом. На остров Большевик лететь больше десяти часов из Норильска. С попутным ветром. Через Диксон, или Хатангу, - большой разницы нет. По фактической погоде. Загрузка предельная, - сплошь-кругом железо промороженное, - аж глядеть страшно. А уж сесть на него и подавно не мёд. Но стоя десять часов не полетаешь – это вам не Ми-26-й. Механик иногда, в нарушение всех  инструкций, открывает ненадолго лючок горячего воздуха в грузовой отсек, чтоб погрелись бедолаги, хоть немного. В отсеке температура забортная, разве только без ветра...
На обратном пути, почему бы ребятам не прихватить левый «коммерческий» груз? Для дому, для семьи, так сказать. Рыба-то в Хатанге наисвежайшая. Чиры и Муксуны мороженные. Четыре тонны! Хороший груз! Экипаж к женскому праздничку свежачка, пахнущего хрустящим огурцом, своим бабам принесёт. На сугудай, ушичку и пироги. Прямо с речки, с мороза! Сугудай – это же чисто мужское занятие, для женского - то праздника! С утреца, полездно, юшечкой вчерашней ушицы, самое-самое-то, отпиваться. Оттягивает. Освежает. На ноги даже мёртвых поднимает…
 Но, «Пассажиром», этим бортом лететь просто одно «удовольствие» неземное. Космос. Абсолютный нуль… Минус 274 градуса! Как на той «восьмёрке», что без печки по Таймыру, как фанера летала. До самого Валька никто и не подумает люк для тебя, сердешного, открыть. Подогреть хоть немного. По-Христиански! Дал Бог рыбу в вертолёт, тепла не жди… Рыба!!! Не замай. Это Святое. Если у рыбы хвостик «отошёл» всё, пиши пропало, качества уже нужного у неё нет. Вкус не тот уже будет… Строганины нет, сугудая тоже. Только сразу же готовить её: жарить, парить, солить, да на качемас провешивать. Не дай Бог никому на такую «обратную загрузку» угадать, да потом ещё помогать своёму корешу её в грузовик перегружать, когда грузчики его пьяные не пришли…
Последняя в стране «шестёрка» была наша, Вальковская. Погибла она на Севере, на Гусиной речке, 10 июля 2002 года по пути с Валька и Диксона на остров Большевик, архипелага Северная Земля. 21 Человек. Светлая память ребятам… Некоторых, всего шестерых «штатских», тогда на этот борт не взяли. Перебор, как на картах. Провожать «свою» шестёрку, в полнейшей тишине, в свинцовое, тёмное Северное небо: Такого не забудешь. Не судьба забыть… День рождения.
Замёрзнуть на Севере вполне и летом можно. Как многим тысячам Русских воинов в Болгарии, например. На юге!!! Или на Ивановских озёрах на Руднике в Сарале. Жуть! Нужно просто учиться знать, как выживать. На Гулях, в Хатанге, например, довольно опытный студент с молодой девчонкой выдвинулись в летней одежде на простейший маршрут, - «туда – обратно», и… потерялись! С утра им было даже жарко, а потом, часа за два всего, пришёл с Севера Холод и густой туман. До Полюса две тыщи километров всего. Бывает. Искали их около двух суток. В трёх соснах, как говорится, они блудили! Чуть не погибли ребята. Девчонку в больничку по санзаданию пришлось отправить. Ещё немного и замёрзли бы они. Летом. На Севере! На южном побережье Северного Ледовитого Океана ещё веселее. Снег в июле? Легко!
В лихие годы, уже после кончины СССР, в Норильске, как из ряда вон выходящие, были отмечены суицидальные случаи путём добровольного замерзания до смерти. В том числе рецидивно, в людных местах. До десятка человек! Рафинированные молодые интеллигенты замерзали в отключенных от отопления «сталинках» в одиночестве. При добрейшем своём характере, двух высших образованиях и шикарной библиотеке, возле немецкого пианино, отключив обогреватель… Видно тайна сия велика есть. Север…
.
 Город Норильск.   
12 марта 2020 г.    06часов 30 минут.
Снова Пурга на Мороз  – 12оС
Ветер Северный Упорный до 20 м/с