Заре на встречу. Глава вторая

Людмила Бурденко
    Начало романа:http://proza.ru/2020/03/13/1330

В сборе материалов и написании участвовала учительница школы хутора Лукьяново  Колпакова Людмила Николаевна и уроженец  хутора авиаконструктор, ныне пенсионер Леванин Борис Евгеньевич. Огромное им СПАСИБО!


Когда-то по нашим степям кочевали разные племена и народы, но, несомненно, их не могла оставить равнодушными красота наших мест. С юга на север и с севера на юг купцы везли товары, гнали скот. Украинские чумаки (торговцы солью) везли свой товар на базары и ярмарки.
Так в этих местах появился шлях, а между двух холмов, где река плавно делала изгиб, появился вольный человек по имени Лукьян. Он обжился на живописном месте, а вскоре хутор разросся.
Царская власть далеко, а лихих людей много бежало на степные просторы. Казаками называли они себя и учились, как защитить себя и свои семьи. Но и для окраин русского государства стали казаки надёжной защитой, принимая первый удар врагов, приходящих с юга и востока.
Но частенько казаки и сами были не прочь пошалить на торговых дорогах.
Донесла до наших дней легенда имя разудалого казака Самохи. Вместе со своими сотоварищами любил он разгуляться на торговых путях-дорожках: себя показать, да людей постращать, а добычу прятал в пещере, вырытой в одном из холмов. И в наши дни надеются люди найти Самохинские сокровища.
Когда же царь послал отряд выловить отважного разбойника, нагрузил он добычей золотую карету, да и затопил её в реке, а часть завалил в пещере.
Может это только красивая выдумка, но она дала название одному из холмов по левую сторону Кардаила.
Сейчас это одна из достопримечательностей хутора - Самохина гора.
Когда в Х|Х веке стали строить железную дорогу, то облюбовала пойменный кардаильский лес, богатая помещица и возвела в нём большой, красивый дом.
В её усадьбе были фонтаны, которые отражали плывущие по небу облака, наполненные водой мраморные бассейны, берёзовые аллеи шумели листвой, а фруктовый сад с красивым плёсом манил прохладой.
Сейчас ещё можно встретить в лесу остатки былой роскоши.
Разрушен был дом в 70-е годы, хотя и представлял архитектурную ценность.
По рассказам старожилов,  барыня Носова отличалась добрым характером. У неё было двое детей: сын и дочь. Неизвестно какая им досталась судьба после революции, но по рассказам, после Великой Отечественной войны сын приезжал в родные края по тихому и так же быстро, и незаметно  уехал. Что это? Тоска по родным местам или, может быть, где - то спрятанные ценности? Скорее всего -  второе, потому что в саду у Паниных за одну ночь вдруг появилась в саду свежевырытая  яма.

До революции в хуторе было много зажиточных людей, кулаков, так их называли.
Хутор изначально был казачий, а казаки всегда были на службе у царя, поэтому сочувствующих белогвардейской власти было много.
Во время гражданской войны хутор за один день, бывало, несколько раз переходил из рук в руки.
Рядом со школой стоит памятник, поставленный над могилой 16 красногвардейцев и молоденькой медсестры, а на кладбище братская могила расстрелянных красногвардейцев и мирных жителей, а так же и белогвардейцев. Смерть примирила всех.

Во втором томе романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов так упоминает хутор Лукьновский в то тяжёлое для народа время: "Григорий (Мелихов) с ненавистью брал в руки жёлтый, набранный на обёрточной бумаге номер «Верхне-Донского края» и, бегло просматривая сводки фронтов, скрипел зубами. А казаки добродушно ржали, когда он читал им вслух бравурные, притворно-бодрые строки: 27 сентября на Филоновском направлении бои с переменным успехом. В ночь на 26-е доблестный Вёшенский полк выбил противника из хутора Подгорного и на плечах его ворвался в хутор Лукьяновский. Взяты трофеи и огромное количество пленных. Красные части отступают в беспорядке. Настроение казаков бодрое. Донцы рвутся к новым победам!" Или: "Двигались к станице Урюпинской через Алексиково. По пути в хуторе Лукьяновском ввязались в бой".
Остались воспоминания о боях. Порою с разных концов хутора была разная власть. Через хутор летели снаряды, потому что орудия установили на противоположных холмах.
Среди казаков были и такие семьи, в которых члены одной семьи поддерживали разную власть.
 Снаряды порою рвались во дворах и на улицах, раня близких. Однажды, вспоминают сельчане, решили казаки уйти из хутора, чтобы не пострадали их семьи и выслали парламентёров, договорились уйти из хутора и продолжить бой за Кардаилом.
Трудно проходило в Лукьяновском становление Советской Власти. Многих казаков раскулачили, но всё-таки из двух хуторов, справа от Тоненького - Лукьяновского, а по левую сторону Котовского, был образован колхоз  «Освобождение», просуществовавший до 1952 года
Первым делом, в 20-ом году разрушили церковь.
Казанская церковь Новокардаильского хутора, станицы Новониколаевской,  Хопёрского округа, Области  войска Донского была построена в честь победы в русско-турецкой войне и героев Шипки и освещена в 1878 году – не пощадили святыни: сбросили колокола, иконы и церковную утварь вынесли во двор и при народе подожгли. Многие плакали, наблюдая, как языки пламени пожирали реликвии.
Церковь разрушили и построили школу. Она и по сей день стоит в центре хутора. В ней получило образование не одно поколение хуторских ребятишек, хотя школа и раньше работала при церкви.
Поэтому в паспорте школы в общих сведениях записано, что она существует с 1896 года, а с 1939 года она реорганизована в семилетнюю школу. Много замечательных педагогов трудилось в этой школе, много замечательных детей вывели они на дорогу жизни, дали им прекрасное образование. Кем только не стали в будущем эти дети: врачами, капитанами, учителями и ответственными работниками, да и просто хорошими людьми.
В доме барыни Носовой работала автошкола. В ней преподавали Горбунова Мария Григорьевна – езду на грузовой машине, Репенко Пётр Васильевич – на комбайне, Третецкий Василий Исаевич обучал тракторному делу. Триста шестьдесят человек обучилось здесь мастерству.
 Хранит барский дом и зловещие воспоминания. Во время войны с Финляндией вдруг ночью появились военные посты, а через Кардаил было видно, что около дома много народа. Ветер доносил звуки незнакомой речи. Ночью слышался шум и крики, а утром уже никого не было видно, а через неделю и вовсе посты убрали. Но люди видели, что там, где была низина и обрыв у речушки Гайворонки, появилась плотинка, вода поднялась и затопила низину, а берег был свежеобвален.
Говорить об этом вслух люди боялись, а это место люди старались обходить стороной.
Но как бы,  не изменилась с приходом другой власти казачья жизнь, они продолжали создавать семьи, радоваться жизни и любить свою Родину.
Поэтому, когда началась Великая Отечественная война, инстинкт защитника Отечества проявился в полной мере.
Практически,  не было ни одной семьи, которая не проводила бы на фронт своего отца, сына, брата.
По - разному сложилась их фронтовая судьба, но не было ни одного, кто запятнал бы мундир защитника, казака, хуторянина.

На фото: Дом Барыни Носовой

 Продолжение следует.http://proza.ru/2020/07/12/1772