Молодежи зеленый свет Долорес Ибаррури

Беспартийные Коммунисты
Как дополнение к VI съезду или что-то в этом роде мы провели незабываемое для меня собрание, посвященное молодежи. Молодые делегаты — а их было много — проводили меня в президиум, я зачитала им послание к молодому поколению, которое стало известно под названием «Молодежи — зеленый свет». Приведу несколько выдержек из этого послания:
«...Разрешите сказать вам о том, что неразрывно связано с нашей жизнью: о наших идеях, о наших стремлениях, о том, что коммунизм дает людям, о том, чем коммунизм является для молодежи.

...Скрытое чувство недовольства, которое молодежь выражала в виде протеста в поэзии, прозе, в периодической печати, в малочитаемой литературе, сегодня вылилось в открытый призыв к борьбе. Сегодня молодежь не скрывает своих чувств и предпочтений — она направляется в Кольюр и Сеговию, чтобы почтить память Мачадо (один из крупнейших испанских поэтов XX в, прим. ред), подписывается под документами, под которыми стоят подписи самых преследуемых лиц в нашей стране и в которых говорится о неизменности свободолюбивого духа, о любви нашего народа к свободе.

Студенческая молодежь присоединяется к борьбе рабочей и крестьянской молодежи и восстает против "крайней осторожности резонеров, ловкачей, приспособленцев", дает отпор напрасной попытке приручить их, внушить им благоразумие, довести до их сознания конформизм (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, прим. ред), эту разлагающую умы тенденцию, которую великий исследователь Сервантеса Наварро Ледессема считал виновной в упадке интеллектуального испанского духа...

...Молодежь нашей страны, о чем свидетельствуют примеры, о которых говорилось на нашем VI съезде, переходит от скрытого негодования, от молчаливого протеста к резкому недовольству, к открытому протесту, к борьбе за свои экономические и политические права...

...Среди молодежи наблюдается большое нетерпение и недовольство, и это вполне понятно. Молодежь не хочет мириться ни с полумерами, ни с угодничеством, ни с ложью, ни с нищетой.

Она хочет ясной правды, конкретных дел, претворенных в жизнь. А то, что она видела и видит вокруг себя до сих пор,— это обман, маскировка печальной действительности. Факты говорят — и как красноречиво! — о провале того, что официально подавалось как нечто новое и самое лучшее…

...Можно быть противником социализма и коммунизма, можно ненавидеть Маркса и предавать коммунистов, но что уже невозможно — это отрицать существование открытых Марксом законов исторического развития, которые действуют неумолимо и определяют временный характер всех режимов, основанных на классовых антагонизмах.

Реальность кризиса капитализма и реальность развития социализма свидетельствует, говоря словами Галилея, вопреки упорствующим в утверждении о вечности и незыблемости капитализма: а она вертится.

Мне хочется коротко ответить на один из аргументов, часто выдвигаемых против марксизма и против коммунизма реакционными идеологами, утверждающими, что коммунисты сводят все социальные, политические и духовные проблемы к экономическим условиям, превращая человека в безликое, механическое существо.

Помимо того, что это утверждение ложно, оно означает попытку взвалить на марксизм вину за все пороки капитализма. Для марксистов экономические условия, способ производства и форма собственности - основа общественного развития.

Подобно тому как в жизни большинства людей на первом плане стоят заботы о профессии, общественном бытии, экономической форме индивидуальной деятельности и занимаемом месте в обществе, что прежде всего определяет их привычки, мысли, стремления, так на каждом отрезке истории экономическая структура общества определяет политические формы, образ жизни людей и, в частности их образ мышления.

Но конкретизировать и рассматривать интеллектуальное развитие только исходя из экономических условий — это грубая интерпретация марксизма, механическое применение изменений экономических условий к эволюции сознания людей. Вопрос гораздо сложнее. Экономические изменения благодаря развитию производительных сил опережают изменения в мышлении и сознании.

...Общественное развитие в XIX веке свидетельствует, что, как только консолидировалось буржуазное общество и буржуазный режим, появилась новая мировоззренческая концепция: социалистическое мышление утопистов — Фурье, Сен-Симона, Прудона и др.

В Лионе, Каталонии, Силезии под влиянием этих идей произошли восстания пролетариата, ставившие одинаковые цели.

В период, когда капитализм еще переживал период расцвета и был полон сил, Маркс и Энгельс открыли законы его развития и научно предсказали ликвидацию капитализма и создание общества без антагонистических классов - коммунистического общества; дали рабочему классу непобедимое оружие в борьбе за преобразование общества — теорию научного социализма, которая доказывает неизбежность ликвидации капитализма и победу социализма.

Вооруженный этой теорией, рабочий класс боролся уже не вслепую: он знал свои цели и задачи.

Общественное развитие в последние пятьдесят лет убедительно и неопровержимо подтвердило жизненность марксизма, его революционную, преобразующую силу.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года и образование первого социалистического государства, открывшие новую эру в истории человечества - эру коммунизма, явились подтверждением теории марксизма, развитой Лениным и Коммунистической партией Советского Союза с учетом объективных условий своей эпохи.

В разработке передовых теорий представители новых классов опираются на идеологию предшествующих социальных формаций.

Именно поэтому идеологическое содержание каждой эпохи не может объясняться только определенными экономическими отношениями.

Научный социализм Маркса и Энгельса — идеология пролетариата — явился новой, высшей ступенью в развитии философии и общественного мышления; он возник на основе критического усвоения и радикальной переработки крупных достижений философии, экономики и общественных наук XIX столетия.

Коммунистическая партия, вопреки утверждениям клеветников из реакционного лагеря, относится с уважением к идеологическому наследию прошлого. Она критически отбирает все самое ценное из достижений прежней культуры нашей страны, оставляя в стороне все поверхностное и регрессивное.

Поэтому неверно, что мы, коммунисты, якобы сводим к экономическим отношениям все социальные, политические и духовные проблемы, которые волнуют и тревожат людей, народы в каждую эпоху исторического развития общества, хотя, как говорил Энгельс, в конечном счете определяющими являются экономические отношения...

...Перед нами, как Компартией Испании, стоит неотложная задача — в срочном порядке воспитать новое поколение, идеологически подготовить его к большим политическим битвам, которые неизбежно возникнут в будущем, уже проглядываемом на горизонте нашей страны.

Для нас, коммунистов, молодежь не является «террой инкогнито». Она — чистое и гладкое зеркало, в котором отражается социальная действительность, действительность, в которой молодежь живет, мечтает, работает и страдает. И если в ее среде появляются плохие побеги, это не ее вина, а той почвы, обстановки, в которой она растет. «Кто сеет хорошее зерно, тот получает хорошую пшеницу».

Молодежь обвиняют в скептицизме. Говорят, что она ничего не создает, ни во что не верит. Не говоря уже о том, что это неправда, мы имеем доказательства активной деятельности студенческой, рабочей, крестьянской молодежи и ее приверженности Коммунистической партии. Что сделали те, кто так утверждает, чтобы молодежь, которую они обвиняют в скептицизме, не была людьми второго сорта? Они пытаются обманывать молодежь, лгать ей. Они всегда обращались с ней покровительственно, говоря одно, а делая другое.

Своей коррупцией, цинизмом, жестокостью, безразличием к страданиям народа они растаптывали все благородные юношеские чувства; они растоптали, как стадо свиней, духовную красоту молодежи; обрекли трудящуюся молодежь на жизнь, полную страданий и невзгод, лишенную культуры, насильно оторвали от семейной жизни.

Молодежь по своей природе искренна и чистосердечна великодушна, откровенна и мечтательна. Такой она была вчера, такова она и сегодня.

...Для того, чтобы активность молодежи была более результативной, чтобы ее силе, энергии, боевитости были даны правильное направление и ясная цель, мы должны, со своей стороны, постоянно, последовательно и непрерывно доводить до ее сознания, помимо знаний испанской культуры, нашу идеологию, коммунистическую идеологию, ибо только она позволит правильно понять смысл жизни, вселяет надежду и веру в будущее.

...Коммунист не может быть настоящим коммунистом, если он не проявляет интереса, постоянного стремления одновременно со своей работой и политическим образованием — к литературе, истории, к занятиям спортом, то есть к тому, что делает жизнь полноценной, достойной, красивой.

Коммунист не может быть настоящим коммунистом, если он не проявляет интереса к проблемам, волнующим все народы, всех людей...

Товарищество, солидарность, проявляемые в ходе борьбы рабочей, крестьянской, студенческой молодежью, - это одно из самых характерных черт коммунистов.

...Поскольку для коммунистов критерием политической зрелости является не возраст, а понимание необходимости борьбы и готовность к участию в ней, верность принципам и твердость в отстаивании их, неудивительно, что в партии преобладает молодежь и молодежь тянется к партии. Это естественно, хотя и возмущает тех, кто в течение двадцати лет старался всемерно сдерживать юношеские идеи и активность...

«...Разве не естественно,— отмечал Ленин, цитируя Энгельса,— что у нас, партии революции, преобладает молодежь? Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами все охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы с старым гнильем, а на самоотверженную борьбу всегда первою пойдет молодежь».

Уже в XIX столетии обнаруживаются в испанской политической литературе, среди интеллигенции, воодушевленной Великой французской революцией, зачатки революционных идей, зачатки утопического социализма.

И Фернандо Гарридо, и Сиксто Камара, и Абреу, и Пи и Маргаль, не говоря уже о стороннике аграрных коммун Флоресе Эстрада, и многие другие своей самоотверженной пропагандистской работой подготовили почву для прорастания впоследствии семян марксизма, организации секции I Интернационала, основанного Марксом и Энгельсом.

Испанская реакция, жестокая и грубая, невежественная и отсталая, эгоистичная, стремящаяся к единственной цели — сохранить в неприкосновенности свое привилегированное положение, противится любой новой идее, любым прогрессивным переменам. Игнорируя историю и окружающую действительность, она с ослиным упрямством пытается сохранить Испанию как самую реакционную в мире страну, не признающую ни социализма, ни коммунизма.

Легенды живучи, но жизнь смеется над легендами.

О черных и белых. В 1871 году буржуазный политический деятель, которого невозможно заподозрить в симпатии к марксизму, дон Франсиско Сильвела поднялся на трибуну испанского парламента, чтобы ответить реакционным депутатам, которые требовали объявить вне закона организации, входящие в Интернационал Маркса и Энгельса, чья доктрина являлась, по мнению этих депутатов, чуждой для Испании.

«Социалистическая идея,— сказал он,— это наследство прежних лет, когда она имела права гражданства. В большинстве наших городов,— продолжал Сильвела, — революция считается законным возвращением к коммунистическим обычаям, которые сохранились у нас в крови. Это — свободный доступ к муниципальной собственности, а иногда и к частной собственности, разрушение оград, совместное пользование пастбищами, а также совместный сбор урожая. Такое понимание свободы — не выдумка прессы, не пропаганда демагогов. Она берет начало в истории и в традициях, которых никто не может отменить...»

Мы обращаемся с настоятельным призывом к молодежи: рабочей, крестьянской, студенческой молодежи, к молодежи, которая любит Испанию. Мы предлагаем молодежи как перспективу, как цель — создание собственными силами такой Испании, о которой мы все мечтаем: свободной, суверенной, открытой для любого прогресса, излучающей свет своей древней культуры, обновленной и возвеличенной, свет для всех народов и всех континентов».

Долорес Ибаррури, Воспоминания, Книга 2, с.181-187