Есть девочки в русских селеньях

Георг Андреев
Однажды  ко  мне  обратился  мой  хороший  знакомый  с  просьбой  отвезти  его  в  деревню.  Объяснил,  что  у  него  там  живет  тетка.  Женщина одинокая,  ближе  него  у  нее  никого  нет.  Далеко  немолодая,  но  по  инерции  держит коровку,  кур,  ну,  в  общем,  обременена  хозяйством.  Молоко   нарасхват  берут  дачники  - прибавка  к  мизерной  пенсии.  Но  вот,  что-то  покачнулось  здоровье.  Мучает  давление,  а  с  ним,  как  известно,  шутки  плохи.  Нужно  отвести  лекарство. 
Своей  машины  у  него  не  было.  Хотя  он  был  мастер  на  все  руки,  весьма  добросовестный  исполнитель,  что  называется,  без  вредных  привычек.  Его  услугами  с  удовольствием  пользовались «новые  русские»  и  неплохо  при  этом  платили.  Я  как-то  поинтересовался:  «Почему  он  не  приобретет  машину?»  В  ответ,  то ли  в  шутку,  то ли  всерьез  он  поведал:  «Не  любит  меня  техника.  Все  ломается,  от  фонарика  и  выше.  Боюсь,  что  так  будет  и  с  машиной.  Лучше  я  на  общественном  транспорте.  Надежнее». 
Такой  вот  нетипичный  мужик.  Наверное  в  виде  приманки  рассказал  о  том,  что  вблизи  села  есть чудесное  озеро,  рыбное,  потому  что  рыбу  ловить-то  и  некому.  Одни  старушки  остались.
Выехали  не  ранним  утром.  Разбитый  асфальт  и  тот  скоро  кончился.  Дальше  пошла  удовлетворительная  грунтовка.  Мы  не  торопились,  любовались  природой – лето  в  разгаре.  В  одном  месте  остановились  и  полакомились  земляникой.  Чудесная  ягода.  Руки  потом  некоторое  время  источали  неповторимый  аромат. 
Я  сначала  не  мог  понять,  чего  не  хватает  в  сельском  пейзаже?  Наконец  дошло – стада.  Мы  проехали  более  тридцати  километров  и  не  увидели  ни  одной  коровы.  Странно.  Коров  нет,  а  молока  залейся.  Зато  раньше,  когда  паслись  стада,  ни  молока,  ни  мяса.  И  никто  мне  толком  не  объяснил,  куда  это все  девалось  тогда  и  откуда  взялось  сейчас.
Приехали  в  село.  Когда-то  это  была  центральная  усадьба  колхоза,  а  еще  раньше  богатая  барская  усадьба.
Сейчас  же  этот  населенный  пункт  являл  жалкое  зрелище.   Церковь  разрушена.  Клуб,  равно  как  и  школа,  зияли  пустыми  глазницами  окон. Мед.  пункт  и  в  этом  же  здании  почта  были  целы,  даже  вывески   сохранились,  но  дорожки  к  ним  заросли,  крыльцо  провалилось.  Одним  словом «оптимизация»,  прости,  Господи.
Мой  пассажир  ушел  в  дом.  Приглашал  и  меня,  но  я  отказался  и  стал  прогуливаться  по  улице,  обозревая  нынешний  сельский  быт.  Часть  домов  были  необитаемы.  Дорожки  заросли,  заборы  покосились.  Разруха.  Грустно.  Сразу  за  подворьем  родственницы  моего  знакомого  рос  высоченный  бурьян.  Было  видно,  что  он  великолепно  себя  чувствует  на  некогда  плодородной  почве.  Прямо  в  эти  заросли  уходила  узкая  тропинка.  Я  сосредоточился  на  этой  дорожке,  размышляя,  не  она  ли  ведет  к  озеру.  И  вдруг  из  этих  зарослей  появилось,  как  в  песне,  то  ли  девочка,  то  ли  видение.  Девчушке  было  лет  пять.  Облик  ее  ну  никак  не вязался  с  описанной  действительностью.  Аккуратно  и  красиво  уложенные  волосы.  Белая,  девственной  чистоты  футболочка.  Новенькие,  идеальные  по  размеру,  без  дырок  джинсики.  На  ногах  чистенькие  кроссовочки.  Удивительно,  что  тоже чистые.  Она  шла  прямо  на  меня.  На   лице  была  какая-то  учтивая  полуулыбка.  Я  в  растерянности  сделал  шаг  назад.  Девочка,  не  меняя  маршрута,  прошла  мимо,  отвесила  в  мою  сторону  полупоклон  и  поприветствовала: «Доблый  день»  Это  не  описка.  Она  просто  не  выговаривала  букву «Р».  В  каком-то  ступоре  я  смотрел  ей  вслед.  Её  прямая  спина  и  походка  от  бедра  до  сих  пор  стоят  перед  глазами.  Она  шла  по  деревенской  улице  как  по  подиуму.
Пока  я  размышлял,  что  это  было,  вышел  мой  приятель  с  двумя  сумками  в  руках.  Пояснил,  что  тетя  поделилась  с  нами  продукцией  собственного  производства.  Заехали  на  озеро.  Пришли  к  выводу,  что  при  случае  можно  будет  приехать  сюда  на  рыбалку. 
Двинулись  в  обратный  путь.  По  дороге  я  рассказал  ему  об  удивительной  девочке.  Спросил,  знает  ли  он  её?  «Знаю.  С  бабушкой  приезжает.  Бабушка  в  прошлом  учительница,  вроде  литератор.  А  вообще,  говорят, что  их  предки  были  дворяне,  короче,  «кровопийцы». 
Такое  однозначное  определение  дворян  мне  не  понравилось: «Слушай,  а  вот  у  Вас  в  селе  стоит  полуразрушенная  церковь.  Вандалы  не  смогли  её  полностью  разрушить,  потому  что  строили  на  века. Как  не  смогли  и  веру  в  людях  вытравить.  Ты  не  знаешь,  кто  эту  церковь  построил?»  Не  чувствуя  подвоха,  мой  собеседник  объяснил,  что  церковь  построил  местный  помещик.  А  еще  он  построил  школу  и  сыроварню. 
«Понятно.  А  вот  центральная  улица  села  вымощена  булыжником,  который  уцелел  до  сих  пор,  это  кто  сделал?» 
«Старики  говорили,  что  при  барине.  Нанимал,  платил,  все  работали». 
«Ну  и  вдоль  этой  булыжной  мостовой  местами  липовая  аллея  сохранилась,  тоже  его  рук  дело?» - продолжал спрашивать я.
«Его» - отвечал мой собеседник.
«Тогда  объясни:  церковь  и  школу  построил,  дорогу  замостил,  деревья  посадил,  все  за  свой  счет – это  «кровопийца?» А  тот,  кто  церковь  разрушил,  школу  с  медпунктом  закрыл,  поля  запустил,  скот  уничтожил,  как  должен  называться?» 
Мой  попутчик  засопел: «Ну  ладно,  ну  чего  ты,  в  учебниках  по  истории  так  писали,  а  больше  читать  мне  некогда,  работать  надо,  чай  три  дочки  на  моей  шее.  Вот  и  ремесло  передать  некому»
По приезде  в  город  протянул  мне  одну  из  сумок: «Держи  натурпродукт  и  большое  спасибо  тебе  за  все.  Может  и  я  тебе  пригожусь»


Георг Андреев