Остаться в живых

Гайдамака Светлана
Смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов, увы – статистика.

Мировая история неразрывно связана с катастрофами. Во все времена человека подстерегало множество опасностей, которые могли лишить его жилья, здоровья, да и самой жизни. Пожары, наводнения, землетрясения … список этот можно продолжать бесконечно.

Отдельной страшной строкой в историю мировых ужасов вписаны эпидемии и пандемии. Чума, холера, тиф, оспа, грипп унесшие миллионы жизней во всем мире, навсегда изменили повседневную жизнь человеческого общества. Увы, заразные болезни наши надежные спутники, так же как и вши, блохи, крысы. Наверное, сейчас Вы брезгливо поморщились, но факт остается фактом, мы постоянно, так или иначе, контактируем с представителями животного мира. Нередко и сам человек притягивает к себе болезни: когда то он мыл в реке лошадей, стирал белье и воду для питья брал и той же самой реки, не считая это опасным, сегодня мы вмешиваемся в естественный ход природы, наши дома изобилуют химией, а наша еда добавками. А потому и пандемии весьма разнообразны. Каждый раз природа удивляет нас, дает нам новую загадку. И никогда заранее не знает человек, с чем столкнется в этот раз, с чем ему придется сосуществовать.

Не обошли беды стороной и нашу область, навеки вписав ее в черную книгу мировой истории. Много боли, страха пережили наши соотечественники, томились неизвестностью и с надеждой уповали на высшие силы добра. Не раз в области свирепствовала чума, собирая свою скорбную дань. Люди вымирали целыми дворами, улицами. Город замер, мусор не вывозили, появился дефицит продуктов и лекарств. Горожане жгли костры и били в колокола, считая, что их звон помогает против чумы. Мёртвые лежали на улицах и в домах, тела собирали, вывозили за город и сжигали. Сложно представить, какой это наводило ужас на оставшихся в живых горожан.

Сыпной тиф так же принес не мало горя на орловщину. Незадолго до уничтожения крепостного права, наш земляк, Н. С. Лесков стал очевидцем перевозки переселенцев, купленных «на вывод» из Орловской и Курской губерний в степные места. Он рассказывал, как многие мужики вскоре прибежали назад. Когда их ловили, они рассказывали, что «ушли от вши и от вредных вод». Среди переселенцев был умирающий мальчик, «у которого во всех складках кожи, как живой бисер,переливались насекомые». Еще задолго до обнаружения возбудителя сыпного тифа и научного подтверждения роли вшей как его переносчика, горький опыт поколений позволил подметить решающую роль социального фактора в развитии болезни. Постоянными очагами сыпного тифа были тюрьмы, ночлежные дома, постоялые дворы.

Не прошло много времени, как с после войн с персами и турками домой вернулась наша армия, принеся с собой страшный «трофей» - холеру. В 1831 году Орловская губерния была оцеплена «карантинами» на 700 верст в окружности. Стоит сказать, что карантин в XIX веке заметно отличался от современного. Изолируемые проживали две недели не в своих домах, а там, где застала их угроза, в специально выделенных для них помещениях. Это могло быть и чужое имение, и пустой амбар, и контора с парой стульев. Также всех въезжавших и входивших из заразных мест подвергали окуриванию обеззараживающими смолами (обычно использовали ветви можжевельника). Мера эта, как мы понимаем сейчас, была бессмысленна и к тому же приводила к разным курьезам. Как писал в своих мемуарах губернатор Кочубей: «Один из докторов… вздумал окуривать все проходившие по большим дорогам обозы и мужиков, шедших с обозами, и обкуривал их, несчастных, до того, что те взмолятся: отпусти только, батюшка, ради Бога! А он им – давайте по рублю, так отпущу».

Но не смотря на предпринятые меры, холера все таки пришла в орловские дома. Люди начали впадать в панику – запирались в домах, отказывались выполнять свои обязанности и даже, боялись есть, чтобы не заразиться. От холеры умерли некоторые чиновники – председатель и советник Орловской губернской уголовной палаты, губернский прокурор. Большой интерес представляет сохранившийся в облархиве документ от 14 октября 1870 года с описанием рецепта, используя который, житель Елецкого уезда, купец Неронов А. М., лечил от холеры крестьян, спас более 100 человек и был представлен за это к награде. Вот описание этого рецепта; “В один флакон влить в равной части Леудоноопеуму, Мятного масла, Гофманских капель, Касторовых Сибирских капель и в четыре раза больше Мауновых капель. Перед употреблением взболтать. Принять перед приемом этой смеси столовую ложку прованского или деревянного масла и потом на рюмку водки очищенной столько капель сколько лет заболевшему, только с исключением пяти. Если же заболевший имеет запой вином, то дабы не возбудить оного, давать на прокипячённой воде”.

Свой новый удар холера нанесла в 1892—1893 годах, унеся тысячи жизней по всем уездам Орловской губернии. А ведь ужас всей этой ситуации был в том, что тогда, в начале ХIХ века, люди не знали возбудителя болезни и механизма ее распространения. Лишь почти 100 лет будет доказано, что холера передается через плохую воду и грязные руки. Убить возбудителя холеры можно простым кипячением воды и мытьем рук. Однако и в самый разгар холеры, губернатор области Кочубей догадывался о возможных причинах болезни. “,..Я полагаю, что они (причины) кроются: в полном пренебрежении ко всяким санитарным требованиям; в недостатке годной для питья воды в самой населенной и торговой части города. Эти две причины так серьезны, что против них нужно вести борьбу годами. В большинстве домов, например, я застал выгребные ямы не чищенными. Ныне... все очищается, но это даст плоды в будущем, эпидемию же предупредить не могло. По водяному вопросу мне, благодаря богу, удалось на частные пожертвования приступить к устройству в торговой части города артезианского колодца ”. Старания дали свои плоды и болезнь пошла на спад.

Еще одной напастью, принесшей немало горя в орловские семьи, стал сифилис. Его вспышку объясняли освобождением крестьян и их миграцией в города. Немного жутко, но в 1880 годах сифилисом в нашей области болело от трех до пяти процентов населения. Немалая цифра, не правда ли.

Говоря о эпидемиях, стоит вспомнить и о сибирской язве. В своем рассказе «Несмертельный Голован» Н. С. Лесков вспоминает о страшном голоде, разразившемся в Орловской губернии в 1840 году, вслед за которым между крестьянским людом стала свирепствовать очень опасная эпидемическая болезнь, которую писатель характеризует следующим образом: «У человека под пазухами или на шее садится болячка червена, и в теле колотье почует, и внутри негасимое горячество или во удесях некая студеность, и тяжкое воздыхание и не может воздыхати — дух в себя тянет и паки воспускает; сон найдет, что не может перестать спать; явится горесть, кислость и блевание; в лице человек сменится, станет глиностен и борзо помирает».

Но вот уже на дворе век девятнадцатый, а с ним и революция, гражданская война, разруха голод. Эпидемии следовали одна за другой: холера, сыпной и брюшной тиф, оспа, дизентерия, испанка. Голод, холод, большая скученность лишь способствовали черному делу болезней. Тогда наша область вошла в пятерку «лидеров».

Современная история к ужасу прошлых лет добавила новые разновидности гриппа: птичий, свиной. И вот теперь короновирус. Привычный ход жизни снова нарушен. И снова мы томимся неизвестностью и уповаем на высшие силы добра. И вроде бы все у нас есть, и развитая медицина и про меры профилактики мы знаем, а болезни, как преследовали, так и продолжают преследовать нас дальше. Возможно это связанно с ростом городов, популярностью далеких путешествий, отсутствием в некоторых странах санитарных условий и контроля за возбудителями заболеваний. Удивительно, но причины болезней те же, что и сто и двести лет назад. Болезнь это всего навсего последствие наших действий. И ужас современной ситуации состоит ни в отсутствии знаний, как это было раньше, а, пожалуй, в их избытке. Современный человек даже в болезни пытается найти выгоду. Сейчас довольно сложно оценить ситуацию и объективно понять, где реальная угроза, а где просто на нас хотят заработать. Глядя на то как в магазинах стремительно пустеют полки, я как то пошутила, что скоро магазины нарочно станут запускать вирусы, что бы сограждане – паникеры приносили им в кассу заветную выручку. И, честно признаюсь, стало немного страшно от собственных слов. Ведь, едва ли, секретом является тот факт, что штамы инфекций пытаются использовать как биологическое оружие. И здесь остается лишь надежда … на благоразумие.

Но как же быть, когда вокруг сплошная неизвестность, а будущее пугает своей туманностью? Скажу банально – отставить панику! Весь ход истории показывает, что даже при самых страшных эпидемиях всегда были выжившие, те, кто смогли приспособиться, исцелиться, тем самым дав человечеству возможность пережить страшные времена и жить дальше. Например, было замечено, что чума обходит стороной кавалеристов. Разгадка была проста, блохи попросту не выносили конского пота. Выходит, что самое главное знать «врага» в лицо и действовать на упреждение.

Если вдуматься, во многом, мы сами можем себе помочь. Прежде всего, необходимо улыбнуться и отвлечься от мрачных мыслей. Любые приятные дела нам в помощь. Наши орловские блогеры сочинили целый гимн короновирусу. В своем ролике они затронули и актуальные проблемы коснувшиеся каждого, в том числе падение рубля и принятие новой конституции. Таким образом, авторы призывают нас с вами остаться дома. И это тоже вполне исполнимо, тем более, что государство пошло на беспрецедентные меры по обеспечению карантина. Что еще можно сделать? Чаще мыть руки, проветривать помещение, проводить влажную уборку, чихать в сгиб локтя или носовой платок, не трогать руками глаза, нос и рот, т.е. по сути жить своей обычной жизнью.

В эти непростые для всех времена хочется пожелать всем нам здоровья, не отчаиваться, не падать духом, и, ни в коем случае, не терять надежды. И тогда мы с вами обязательно попадем в число тех, кто выжили, сумели приспособиться, в число здоровых и счастливых людей.