VII. Гл-4. Авиахимработы

Геннадий Чергизов
*** VII. Девяностые. Запорожский Аэроклуб ***
               
     Подошёл март месяц, пора уже вносить минеральные удобрения на поля озимой пшеницы. Надо спешить. И вот, приехала из «Универсал Авиа» бригада техников, привезли то самое химоборудование, установили внутри нашего Ан-2 так называемый химбак ёмкостью 1500 литров. Он универсальный, в него будут загружаться и сыпучие удобрения, а позже, когда будем работать жидкими препаратами, туда же будут и они заливаться. Под фюзеляжем техники установили здоровенный дюралевый распылитель удобрения. Оставили и комплект труб-штанг, которые подвешиваются снизу крыла и через которые разбрызгиваются жидкие препараты. Это мы потом поставим сами, а распылитель надо будет снять. Ещё для жидких удобрений привезли насос с ветряком для распыления жидких препаратов, он устанавливается прямо на горловину химбака снизу. Заодно проделала приезжая бригада необходимые работы на самолёте, что полагаются перед «химическим» сезоном. Договорились с Шапраном, что будем к ним обращаться по техническим вопросам, вроде как будем у них «на обслуживании», запчасти при необходимости планируем у них брать, а ещё масло. Масло для Ан-2 это отдельная песня, жрёт мотор «кукурузника», девяти цилиндровый АШ-62, масло МС-20 немеряно, только по ТТД расход до 15 литров в час, но реально он бывает и выше. И всегда, к сожалению, под мотором лужи масла, даже поддон всегда ставят.

     Всё, в принципе мы готовы работать – самолёт готов, экипаж готов, пилоты и техник ждут отмашку. Масло мы для начала взяли в долг у Шапрана, -  двухсотлитровую бочку. Бензином должно, как мы договаривались с начальником михайловского сельхоз управления, обеспечить хозяйство, в котором мы будем работать.

     Поехали мы с Володей Дмитрийчуком в аэропорт в «Универсал Авиа», переговорили с его начальником Кашниковым. Личность интересная, как говорится, неординарная. Да и непросто в нынешней обстановке выживать в авиации. Рассказывает Кашников нам обстановку с авиахимработами, жалуется, что с бензином проблемы, с заказами на работу проблема, кругом бардак и хаос. У хозяйств, потенциальных заказчиков авиахимработ, нет денег. Хозяйства готовы работать под урожай, но в «Универсал Авиа» нет даже бензина на эти работы. Рассказали и мы Кашникову, что собираемся поработать на АХР, ну, вроде как обозначили своё присутствие там, где раньше безраздельно «господствовало» «Универсал Авиа». Мешать мы не можем им физически, готовы сотрудничать. Кашников как бы не возражал. Всё это было похоже на джентльменское соглашение. Прояснили мы у него и существующие ныне расценки на авиахимработы.

     Съездили в Михайловку в сельхозуправление, объявили о готовности работать, обговорили вроде все вопросы, хотя самим многое не очень понятно. Что ж, будем по ходу вникать. План вырисовывается такой – работать будем минеральными удобрениями по озимой пшенице. Поля рядом с нашим аэродромом, это отлично для начала. У хозяйства, в котором работать будем, денег нет. Начальник сельхоз управления разработал целую операцию, чтобы хоть какие-то поля в районе были обработаны, – договорился с районным казначейством, что они выделят деньги на бензин для нашего Ан-2 и нам за работу, удобрения в хозяйстве есть. Потом по осени хозяйство рассчитается с казначейством.  Договорились и о цене за обработанный гектар. Мы, конечно, выставили минимальную, чтобы оправдать все свои затраты и что-то заработать. С удивлением обнаружили, что у нас цена получилась чуть ли не в два раза меньше «Универсал Авиа».  Вроде всё складывается – и работать начнём, и вникать «в тему», и, что очень немаловажно по нынешним временам, деньги живые сразу получим. Подписали договор на выполнение работ, нам же казначейство деньги должно перевести на счёт Клуба.

     Вот оно, начало! Собрались все на аэродроме, - два пилота-химика, борт техник-химик, мы с Володей. Казак уже смотался на нашем МАЗе-топливозаправшике на Пришибскую нефтебазу, залил 95-ый бензин, оплаченный михайловским казначейством. Масло МС-20 мы раньше у Шапрана взяли. Планируем работать несколько дней, жить на аэродроме. Казак уже печку раскочегарил, тепло. «Койко-места» ещё со старых времён в домике есть. Приехал с хозяйства агроном, показывает экипажу на карте поля, какие обрабатывать надо. Они вплотную примыкают к аэродрому, красота, далеко летать не надо, меньше расход бензина будет. Из хозяйства, бывшего колхоза, привезли удобрения. Пригнали и специальный трактор для загрузки удобрения в бак самолёта. Оказывается, такие трактора во всех районных «Сельхозхимиях» есть, со старых времён остались. Это ведь только последние годы они не работали. Аэродром наш не совсем сухой, выбрали место посуше, на краю лётного поля у посадки. Здесь будет загружаться наш Ан-2 и отсюда взлетать.

     На следующее утро начали работать. Трактор-погрузчик своим ковшом забирает из кузова бортового ГАЗ-52 селитру, высыпает её в бак через люк. Полный бак соответствует примерно тонне удобрения. При дозировке в 100 кг на гектар за один вылет самолёт обработает десять гектар. Арифметика простая. Поскольку поля рядом, вылеты получаются недолгими. Загрузка длится дольше. С аэродрома видим, как Ан-2 заходит на поле, снижается, скрывается за деревьями посадки, потом буквально выскакивает на другой стороне поля, набирает высоту метров 50, разворачивается и снова заходит на так называемый гон. Несколько таких заходов и самолёт возвращается на новую загрузку. С интересом наблюдаю за всем этим процессом, вникаю.

     Работаем весь день с перерывом на обед, который нам привезли из хозяйства. Подвозят ещё удобрения, рабочие из мешков высыпают в кузов и оттуда погрузчик забирает своим ковшом. В будущем, из-за того, что не везде был специальный погрузчик, высыпали сразу из мешков в самолёт. Позже стали всегда так делать, так процесс шёл быстрее, только надо было аккуратно подгонять вплотную к фюзеляжу машину или тракторный прицеп, из которого мешки перегружали по одному на самолёт и высыпали сразу в бак. Периодически заливали в самолёт бензин. Понемногу, чего зря лишний вес возить.

     Так поработали мы пару дней, обработали запланированные поля. На сколько у хозяйства было удобрений и сколько денег им выделило казначейство. Агроном со вздохами вспоминает, как в прошлые времена эту селитру он не знал куда девать, сгребали бульдозером в посадку, чтобы быстрее работу закончить, а сейчас каждый мешок считать приходится. Рассказывает, что раньше удобрений в мешках и не было, приходили вагонами.

     Закончили мы первую свою работу, посчитали обработанные гектары, подписали акты выполненных работ. Посчитали, сколько заработали пилоты и борттехник. Теперь ждём денег на свой счёт. Остался у нас ещё и бензин, законно наш, ведь входит в стоимость работ. Пойдёт на будущие работы, уже что-то намечается, как узнали в сельхоз управлении.

     Поступили на счёт Клуба деньги, бухгалтер говорит, что такой суммы на нашем счету никогда не было. Сумма получилась приличная, но и долгов в АТСК полно – за электричество на аэродроме заплатить надо, зарплата не плачена несколько месяцев немногочисленному персоналу. Хотя должностные оклады в АТСК и небольшие, но общая сумма вышла довольно внушительная. Расписали все деньги, закупили ещё и бензина, всё равно он нужен. Прилично пошло на налоги. На будущее надо что-то придумать, просто так снимать деньги со счёта не получится. Ну, а пока все довольны. Расплатились с экипажем. Решили это отметить. Пошли в пивбар, недалеко открылся новый фирменный «Гиннес», посидели там, настроение подняли. Первый раз, можно сказать, не считали купоно-карбованцы в кармане…

     Ракша позвонил и сказал, что нас ищет директор одного хозяйства из соседнего Токмакского района, хочет, чтобы мы у него поработали, дал координаты. Это село Таврия, от Запорожья километров шестьдесят. Поехали с Володей в это хозяйство. Встретились с директором. Интересный мужик, относительно молодой, деловой, дела видно ведёт неплохо, готов сразу расплатится. И фамилия у него интересная – Хомяк. Поняли из беседы, что привлекли мы его внимание своей ценой, а расценки «Универсал Авиа» он не потянет. Ему надо внести минеральные удобрения на пшеницу, гектаров на двести. Как я понимаю, это очень мало для хозяйства, но больше они себе пока позволить не могут. Мы готовы работать, но только за наличные. На том и договорились. Встретились с агрономом, оговорили какие поля надо обрабатывать, где можно базироваться, загружаться.

     Собираем в «кучу ёжиков» - вызываем экипаж, докупаем бензин. Съездили ещё раз в хозяйство, проехали с агрономом по полям, которые надо обрабатывать, выбрали чистое поле для базирования, загрузки и откуда будем летать. Выбрали поле поровнее и поближе к обрабатываемым полям. Договорились, что будет охрана самолёта ночью, мы ведь за один день не управимся. Сами все ночевать будем у себя на аэродроме. В принципе не далеко, по прямой двадцать пять километров.

     С утра перелетели к месту работы, минут десять лёта, близко, Казак уже ждал нас со своим МАЗом. Разгрузили имущество, его набирается прилично – бочка с маслом, стремянка, колёсные колодки, инструмент разный, чехлы на двигатель и на фонарь, струбцины на рули, какие-то вёдра. Так же возим с собой металлические колья и троса для привязи самолёта на стоянке. Оказывается, Ан-2 ветром может, если не унести, то завалить или развернуть, повредить перкалевую обшивку крыла.

     Начинаем работать, - пилот изучил карту агронома, определился, с какого поля начнёт работать, туда отправили сигнальщиков, они будут с флажками и обозначать пилоту, какой участок поля обработан, переходить по полю с каждым заходом самолёта.  Наш пилот-химик Толик летит один, я усаживаюсь к нему в кабину на правое кресло, буду вникать в премудрости авиахимработ. Самолёт загружен, выруливаем на взлёт. Самолёт взлетает, натужно ревя мотором и иногда подпрыгивая на кочках. Чувствуется, что нагружен и ему тяжело. Набираем высоту не больше пятидесяти метров, летит гружённый селитрой Ан-2 к месту работы, тяжело гудит, трясёт его, даже кидает из стороны в сторону, поскрипывает полный удобрения бак, гудит, подвешенный под фюзеляжем, так называемый, туннельный распылитель, громоздкий и помятый. Скрип крыльев и расчалок, громкое гудение мотора, громыхание и тряска всего самолёта, вид через лобовое стекло забрызганного маслом капота создаёт странное впечатление у меня, - будто я нахожусь не в самолёте, а в каком-то …тракторе. Такое вот странное сравнение возникло в голове. Гоню его. Ведь это Ан-2 - заслуженный и достойный самолёт, даже ветеран. В некоторых случаях ему нет замены, и к тому же он является на сегодняшний день самым большим самолётом-бипланом в мире!

     Заходим на нужное поле. Сразу, только перевалив посадку, Толик прибирает газ, энергично отдаёт штурвал от себя, почти пикируем. Пилот включает сброс удобрения, слышно, как сыпется селитра в распылитель и иногда стучат куски удобрения. Снизились, несёмся на «предельно малой». Впереди внизу мелькают ровные зелёные полоски стеблей молодой пшеницы, уносясь под самолёт. Вывернувшись в боковое стекло, вижу, как сзади рассыпается селитра белым шлейфом, расширающимся за самолётом. Тут же этот шлейф сталкивается с землёй и пропадает. Приближается край поля, а с ним и высокая посадка. Но мы несёмся на неё, как-то даже неуютно становится. Перед самой посадкой, когда кажется уже поздно, Толик энергично берёт штурвал на себя, выключает сброс селитры. Буквально перескакиваем посадку. Взревел мотор, Толик резко закладывает левый крен, наверное, градусов сорок пять, отворачивает и тут же перекладывает вправо, также градусов на сорок пять, а то и больше. Это он выполняет разворот, чтобы зайти на следующий противоположный гон. Чтобы селитра ложилась рядом с предыдущей полосой, и выставляются сигнальщики, показывая пилоту край уже обработанной части поля. Так положено по технологии. Но, как я убедился позже, опытные пилоты-химики, а других уже и нету, обходятся и без сигнальщиков. Ориентируются по деревьям посадки, по столбам, если они есть, по разным другим ориентирам.

   Делаем несколько таких заходов, селитра кончается, летим обратно. Самолёт лёгкий, весело гудит. Находим свою площадку, садимся, заруливаем под новую погрузку. Радиосвязи, конечно, никакой нет и в воздухе мы никого не слышим. Радиостанцию можно и не включать, но мы исправно включаем, слушаем безмолвный эфир.

     Отработали в этом хозяйстве без проблем, что говорится, и происшествий, посчитали с агрономом обработанные гектары, подписали акт выполненных работ, получили в бухгалтерии наличные деньги, распрощались с Хомяком. Хочет в июне нас пригласить на обработку пшеницы. Готов, как он говорит, работать с нами и дальше. А уж как мы готовы!

     Деньги мы получили наличные, нигде не учтённые, налоги платить никому не надо. Рассчитались с экипажем, себе кое-что «выделили». Скромно, без фанатизма, осталось нам и на аренду парашютов и на другие «хозяйственные» расходы, коих появляется всё больше. Пока у нас пауза в работе, надеемся, что небольшая.

02.04.2020 - Севастополь.

* - на фото: - Ан-2 над полем.
             Фото автора.

Следующее
http://www.proza.ru/2020/04/03/301