Деньги и контроль

Бахыт Рустемов
Деньги не только любят счет, но и контроль.

Нуршаев Рустем

В стране достаточно контролирующих органов. Эффективность их деятельности различна. И у каждого из них свой статус, закрепленный соответствующим документом, законодательством. Между тем в свете реализации Стратегии Президента страны по вхождению в число 50 наиболее конкурентоспособных стран необходимо более качественное управление государственными средствами.
Наработанные методы и подходы к контрольным функциям требуют совершенствования. Государство семимильными шагами движется вперед. Не должны отставать и контролирующие органы. Это веление времени. Успешное развитие экономики – как медаль, которая имеет и обратную сторону. Вот и требуется совершенствование не только в центре, но и на местах. Гласность и прозрачность – основа успеха в использовании госсредств по назначению. К сожалению, жизнь показывает, что с каждым годом увеличиваются случаи нарушения налогово-бюджетной дисциплины.
Экономическое состояние страны способствует не только росту доходов госказны, но и увеличению расходов. В Национальном фонде накоплено более восьми миллиардов долларов. Движение огромных потоков средств требует соответствующего финансового контроля. Настало время пересмотра функций некоторых центральных контролирующих органов. Присоединяюсь к бытующему в среде авторитетных экономистов мнению о передаче некоторых контролирующих функций маслихатам. Это обеспечит прозрачность и действенный контроль на местах. Будет поставлен определенный заслон коррупции и не целевому использованию средств.
Полагаю, бюджетные поступления можно увеличить, не поднимая при этом ставок налогообложения. Не секрет, что пока используются не все рычаги налогового администрирования. Решение этого вопроса требует от фискальных органов более ответственного и принципиального подхода. И необходим комплекс мер. Нынче деятельность контролирующих органов, обоснованность выносимых ими решений не проверяет никто. Это дает возможность им самим предрешать судьбу нарушителя налогово-бюджетной дисциплины. Появление органа, который мог бы планово проверить обоснованность выносимых контрольными органами решений, деятельность структур с государственной и негосударственной формой собственности, во многом предотвратила бы коррупцию и другие нарушения налогово-бюджетной дисциплины.
Для этого не нужно создавать какой бы то ни было новый орган. Более чем достаточно Счетного комитета – при наделении его дополнительными контрольными функциями и небольшим увеличением штатной численности. И тогда нужен закон о Счетном комитете, который позволил бы выйти на более качественный уровень проверок в интересах государства. Тем более в конституции закреплено, что этот высший финансовый орган ответственен за контроль исполнения республиканского бюджета, как расходной, так и доходной частей. Вместе с тем контролировать доходы республиканского бюджета, согласно Налоговому кодексу, может только налоговый орган. Однако, если мы хотим идти в ногу со временем, необходимо внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Акт проверки Счетного комитета должен являться основанием для доначисления налогов и их последующего взыскания. При необходимости – через правоохранительные органы с доведением ими до суда. Это, прежде всего, нужно не только в интересах центра, но и регионов. Нельзя не согласиться с мнением опытнейшего экономиста страны, бывшего первым руководителем этого органа М. Утебаева, что назрела необходимость повышение статуса актов и постановлений Счетного комитета.
Тем более, что количество нарушений налогово-бюджетной дисциплины продолжает расти. Суммы хищений исчисляются в миллиардах тенге. Это становится системой, предостерегают представители контролирующих органов. Правы экономисты, высказывающие мнение о том, что пришло время избавляться от лишних звеньев, неэффективно работающих структур. Не так давно руководство Министерства финансов вышло с инициативой о формировании своего ведомства. Отмечено: «Министерство финансов как единый системный орган не существует вообще. Минфин – это итог механического слияния некоторых министерств и ведомств. Он превратился в неуправляемый набор департаментов, комитетов, дочерних предприятий с разными целями, функциями, ответственностью. Многие департаменты и комитеты выполняют дублирующие функции…»
Наша страна популярна на международной арене в силу своего динамичного развития и экономического роста. В стране благоприятный климат для инвестиций. Тем самым повышается роль высшего финансового контроля. И здесь роль Счетного комитета неоценима. Чем раньше Казахстан сможет внедрить общепринятые стандарты в этой сфере, тем быстрее интегрируется в мировую экономику.
Полагаю уместным привести высказывание председателя Счетной палаты РФ С. Степашина о том, что власть, заинтересованная в разумном и эффективном управлении государственными финансами, должна иметь абсолютно беспристрастную, независимую информацию о бюджетных расходах, дабы не допустить объективных и субъективных ошибок при распределении средств. Есть мнение, у аналогичных структур ближнего и дальнего зарубежья, а также и у представителей Международной (ИНТОСИА), Азиатской (АЗОСИА) и Европейской (ЕВРОСАИ) организаций высших органов финансового контроля, что казахстанская система высшего финансового контроля для многих – пример.
Так вот, главная цель высшего надзорного органа финансового контроля – противодействие коррупции и обеспечение прозрачности национальных финансовых систем. Вся работа, проводимая в стране по укреплению состояния финансовой и бюджетной дисциплин, должна отвечать задаче, поставленной Президентом.