Гоголь, или что такое творчество

Михаил Кедровский
       Николай Васильевич Гоголь, проработав мелким чиновником полтора года в департаменте внутренних дел, написал впоследствии чиновничью сагу «Шинель». Он же, никогда не живя в российской глубинке, создал шедевры из провинциальной жизни – «Ревизора» и «Мертвые души». Как это возможно? Впервые подобный вопрос, по-моему, задал скромный литературовед и сотрудник энциклопедии Брокгауза и Ефрона Семен Венгеров в начале XX века. Данный вопрос никогда не приходил в голову русскому критику номер один Виссариону Белинскому, видимо, потому что он свои воззрения на «бесчеловечное самодержавие» перенес на перечисленные произведения. Когда Н.В. позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» намекнул, что проблемы России не могут исключительно перекладываться на власть, но многие из них порождены обществом, то Виссарион Григорьевич обозвал его печатно «сумасшедшим». (Я упрощаю. В.Г. больше задело признание гениального писателя в том, что он верит в Бога и «получает откровения свыше»).

       В перестроечные годы я читал большую статью Владимира Набокова о творчестве Гоголя. В ней автор «Лолиты» уверял, что Николай Васильевич особо не интересовался окружающей действительностью, ибо по преимуществу был писателем-фантастом и из черт собственного характера рисовал персонажей своих удивительных повествований. 

       Конечно, здесь мы имеем дело с крайностью. Но кое-что ее подтверждает. Начнем с «Шинели». 20-летний Гоголь тяготился службой в департаменте, не понимал, чем там занимаются, а чиновники, которые все наперечет были выше его по должности, презирали тщедушного, дурно одетого, не слишком образованного молодого человека, приехавшего из Малороссии и называвшего «штукатурку» «щикатуркой». Им было известно, что его взяли по протекции, они насмехались над ним. А он вскоре ответил «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Это был очень сильный ответ. В 23 года Н.В. стал знаменит.

       А что же Башмачкин? Их разделяло с Гоголем пять ступенек служебной лестницы: Акакий Акакиевич был титулярным советником (чиновником 9-го класса, а реальный Н.В. – всего лишь 14-го). Всё, что рассказал о нем писатель, попросту выдумано, включая «шинель с кошачьим воротником». Почему же никто не заметил, что при годовом окладе в 400 рублей плюс премиальные, нельзя бедствовать, если приличный обед в трактире обходится меньше, чем в десять копеек? Читающая праздная публика в России в те времена ничего не знала о чиновничьей жизни, да и про повседневную жизнь в стране – крайне мало, ибо была отгорожена от нее огромными доходами, имениями и заграницей.

       На премьере комедии «Ревизор» в 1836 году Николай I хохотал до слез. По сюжету проигравшийся в карты двадцатитрехлетний (!) петербургский щеголь Хлестаков попадает в глухой провинциальный городок, где начальство принимает его за столичного ревизора. Комический эффект возникает из-за тупости и угодливости местной элиты и мании величия пустопорожнего проходимца. Городской управленческий аппарат показан Гоголем условно, совершаемые им дела абсурдны. Однако наши доморощенные революционеры восприняли сей выдуманный балаган как призыв к ниспровержению царизма.

       Щегольство, мания величия, скупость, желание любыми средствами выбиться из нищеты, мечтательность, умение привлечь к себе внимание, вызвать симпатию присущи как Чичикову из «Мертвых душ», так и самому создателю поэмы. Если грешник кается священнику, то Гоголь – читателю. В «Выбранных местах» Н.В. дает понять, что его творчество сродни покаянию. К середине XIX столетия в правящем сословии России преобладали атеистические настроения, христианские взгляды на врожденную греховность личности вызывали крайнее раздражение. И сегодня многие люди считают себя безупречными, вину за свои неудачи и недостатки склонны перекладывать на других, чаще всего на власть предержащих…

       Печатное слово умнее любого автора. Если же автор умнее написанного им, то он, скорее всего, графоман. Отчего это происходит? Оттого что творчество навязывает нам свои условия, оттого что в процессе написания текста нам открываются такие горизонты, о которых мы даже не догадывались. Гоголь завершил свою творческую деятельность в 1842 году, в возрасте 33-х лет, когда большинство индивидов только начинает познавать мир. В его же гениальных фантасмагориях мир представляется познанным.

02.04.2020