Юные смелые гордые. Ч. 2, гл. 1

Григорий Калюжко
Часть 2

 Поколение современных наследников традиций

    Глава 1

О создании комсомольской организации ТЗДА – Всесоюзной ударной комсомольской стройки  

 В молодости мне довелось работать экономистом в лаборатории НОТ и АСУ на заводе, строительство которого было объявлено ударной комсомольской стройкой. Рядом со мной трудился коллега, судьбой призванный встать у истоков заводской молодёжной политической организации. Однако сам он об этом ни разу не упоминал. Только спустя много лет как-то при общении выразил обиду за неприглашение его на празднование 90-летия комсомола. Увы, и такое бывает.

Оказалось, Васильев Василий Николаевич – организатор комсомольской организации нового завода в Тутаеве, первый избранный секретарь бюро и комитета комсомольской организации филиала моторного завода и первый начальник молодёжного штаба ударной стройки.

Василий Николаевич вспоминал:

«После армии в 1970 году я устроился на ЯМЗ в литейный цех № 4 слесарем-ремонтником 3-го разряда. Летом 1971 года меня пригласил в комитет ВЛКСМ моторного завода Сизов Александр и сказал, что набирает добровольцев в Тутаев, чтобы побольше привлечь молодежи и специалистов. В это время партком завода делал такую же работу. Когда нас собрал Добрынин – ген директор, он сказал, что это важная стройка и направляет туда лучших. Директором филиала будет Соколов Сергей Васильевич, а вы его помощниками.
 С 1-го сентября 1971 года я перевелся туда. Вызвал меня парторг Степичев И.М. к себе и говорит: – Вы когда-нибудь занимались работой комсомольской? Я ответил: – Да. Я до настоящего времени был комсомольским вожаком и в школе, и в техникуме, и в армии. В армии даже был секретарем комитета ВЛКСМ части. Тогда, говорит, давай – собирай у молодежи комсомольские документы и ставь их на учет в райкоме ВЛКСМ. Когда наберешь человек 10–15, тебя изберут, и будешь официальным группкомсоргом.

Я набрал более 20-ти. Меня, конечно, избрали. Вот мы и стали формировать свою комсомольскую организацию на заводе. Трудно было начинать, но опыт помог. К концу 1971 года на учете состояло уже 97 человек, а концу 1972 года более 200 человек. В августе 1973 года, когда в комсомольской организации состояло уже более 300 человек, мне предложили должность в райкоме ВЛКСМ заведующего организационным отделом.
С 1972 года директором завода был Абросимов Иван Михайлович. Он мне сказал, что присутствие работников завода должно быть в этом городишке везде, и я тебе желаю удачи, а свои обещания по вопросу получения квартиры выполню. Работа была незнакомая, трудная. Нужно поднять настрой всей комсомольской организации района. Первым секретарем был Смирнов Николай Иванович, вторым секретарем была Кузнецова Валентина Петровна, секретарем по школам Коптева Вера Николаевна.

Помню: добраться до колхозов было очень трудно, дорог не было. Едешь в совхоз «Ваулово» готовить собрание в прицепе с бидонами молока. Приезжаешь весь грязный. Хорошо, что едешь не на один день. Первый день отдохнешь, обмоешься в доме у секретаря, второй день готовишь собрание или встречу, а на третий день то же самое.

Весной 1975 года объявили строительство Тутаевского завода дизельных агрегатов Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Меня пригласил секретарь обкома ВЛКСМ Антонов к себе и предложил должность начальника штаба. Сказал, что непосредственное подчинение будет СЕКРЕТАРЮ ЦК ВЛКСМ Мишину, ну а получать зарплату в Москве не будешь, а будешь получать у нас в Ярославском обкоме ВЛКСМ.

Так я ушел с одной работы на другую. Трудно было. Даже очень. Ведь помимо заказчика завода, где было более 330 человек, был генподрядчик трест «Тутаевпромстрой» с комсомольской организацией около 200 человек и 28 субподрядных организаций с общей численностью около 500 человек. Надо между ними организовать соревнование, т. е. работу, которая бы их вдохновила на подвиги, чтобы завод как можно быстрее строился. Вместе с гендиректором Добрыниным проводили штабы по строительству завода. Однако, про эту работу отдельно. Но считаю, что получилось. А за работу был награжден бесплатной путевкой в Болгарию.

Эстафету лидеров и активистов заводского комсомола затем приняли Слава Шепелев, Михаил Ковалёв, Виктор Курбатов, Любовь Ковалёва, Владимир Мошкин, Александр Потапин, Александр Филиппов, Виктор Кулаков, Юрий Краев, Владимир Щипицын, Оля Подкопаева, Сергей Квашнин, Костя Везломцев, Александр Архиповский, Вера Победимская, Владимир Фёдоров и другие. Из начальников штабов помнятся лишь Александр Шибанов, Сергей Золотарёв, Александр Щенников и Владимир Клемин.