Ан. Порошина. Быть на земле хозяином и сотворцом

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Анастасия Порошина

БЫТЬ НА ЗЕМЛЕ ХОЗЯИНОМ И СОТВОРЦОМ

Цевница. Усадебная лира. 1790–1820 / Сост. А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова: ТРОБФ «Возрождение Тобольска». Москва. 2017. 240 с., илл.


Как говорится в аннотации, «представленная поэзия и проза отражают чувствительные настроения обитателей усадеб тех лет, их созерцательный взгляд на окружающий мир, пронизаны сокровенным лиризмом».
Хронологические границы выбраны неслучайно - именно в этот исторический период повсеместно в Российской империи были созданы ландшафтные парки. Усадебное строительство пережило свой расцвет в годы правления Екатерины Великой. «Богатеющее дворянство, черпающее эстетические воззрения и знания из источников Просвещения, развитие наук и производства при даровой крепостной силе и на фоне внешнего благополучия (победы русских воинов под предводительством славных полководцев, расширение государственных границ) - всё это вместе сдвигало поступь культуры к изысканности и совершенству», - пишет в предисловии А.Н. Стрижев. Модными в тот период были пейзажные сады и парки, где природа лишь слегка поправлялась рукой опытного садовника - изысканность и совершенство виделись не в строгой геометрии дорожек парка или в безукоризненных газонах, но в чуде природы естественной, которую не нужно переделывать, а лишь немного помогать ей, заботиться о ней.
Забота о своей земле, о трудившихся на ней была целой наукой. И по сей день владеют ей немногие. С именами людей, оставивших прекрасные образцы владения своими имениями, в предисловии нас знакомит А.Н. Стрижев. Это Василий Алексеевич Лёвшин (Темрянь), Андрей Тимофеевич Болотов, Иван Владимирович Лопухин (усадьба Савинское), Василий Дмитриевич Комынин (Тёсово), Николай Иванович Новиков (Авдотьино).
Земля для русского человека всегда обладала особой ценностью - её испокон веков называют сокровищницей, кормилицей, матерью. И далеко не ограничивалась ценность родной земли материальными ресурсами. Ведь жизненно важно питать, взращивать не только тело, но и дух, душу человека. И в этой книге собраны произведения о том, что сельская усадебная жизнь располагает к философским размышлениям - поиску смыслов и к воспитанию утончённого эстетического вкуса - поиску красоты. Природа являет собой удивительный пример гармонии необыкновенной красоты и драгоценного содержания. И как удивительно и волнующе быть Хозяином на своей земле - заботиться о ней, выступать её сотворцом, быть причастным к чуду вечных жизненных циклов.
Мелодия цевницы - свирели - звучит в строках этой книги и помогает нам, сегодняшним городским жителям, оторванным от земли и не мыслящим себя вне мира технологий, ощутить гармонию природы, услышать её незатейливые, но прекрасные звуки - трели птиц, игру ветра в ветвях деревьев, пение ручья. Земля - музыка - слово, поэтическое слово - это триединство отражает единение материального и духовного, высокую ценность природы как источника вдохновения и гармонизации личности.
Композиция сборника ведёт нас сквозь время к сегодняшнему дню, через вечные темы и вопросы.
Первый раздел сборника посвящён прелестям сельской жизни и природы. Лучшие произведения, бывшие 200 лет назад самыми читаемыми и любимыми, раскроют мироощущение, свойственное усадебной жизни. Многие авторы обращаются к Античности, ведь именно в античный период в культуре зародилось стремление к красоте сельской жизни. Интересно наблюдать, как причудливо соединены западные веяния, идеалы Просвещения с глубоким чувством родной земли, родной природы у русских поэтов.
Зятем следует раздел «Патриотика». Составители отводят ему особое место. А.Н. Стрижев пишет: «Патриотизм немыслим без любви к родному языку, без владения живою речью. Такое сокровище давалось дворянским детям не утончённым воспитанием, а постигалось с младенчества в общении с нянями, ключниками и богомолками, с людьми из простонародья». И опять отношение к родной земле определяет главное - любовь к Родине, ощущение себя сыном Отечества, чувство деятельное и живое.
В третьем разделе - «Философские размышления, Просвещение» - мы переходим от любования красотой к мыслям о её сути. В него вошли лучшие философские оды М.М. Хераскова, И.П. Пнина, И.И. Дмитриева. В четвёртом разделе - произведения жанра лёгкой поэзии. Затем следует «Поэзия природы в прозе». В раздел прозы включён текст знаменитого Шарля Жозефа де Линя «Взор на сады». Автор - иностранный принц и путешественник по России. Единственный раз этот труд публиковался в переводе в начале XIX века, в составе собрания сочинений, и найти его очень трудно.
Иллюстративный ряд книги составляют репродукции произведений великих мастеров прошлого и из личных коллекций авторов. Иллюстрации легки и изящны, ненавязчиво создают обрамление, в котором органично воспринимаются поэтические строки. С репродукциями сочетаются и фотографии живой природы, ведь каждый её цветок - настоящее произведение искусства.
Отдельного внимания достойны материалы, помещённые в приложении к изданию. В очерке «Остатки Рая на земле» А.Н. Стрижев рассказывает о цветах в пространстве храма, о приёмах украшения зеленью чтимых святынь. Стремясь соединить земную, природную красоту цветов с возвышенной строгостью храма, человек всегда признавал природу Божьим творением. И отзывчивое к влиянию природной красоты и силы сердце становится ближе Богу. «Остатками Рая на земле» называли цветы святые Феофан Затворник и батюшка Иоанн Кронштадтский. Цветы хрупки и эфемерны, их жизнь коротка - но в то же время их красота вечна. Многие века назад наши предки любовались цветами, которые и сегодня родит наша земля. И недолговечность их красоты вызывает у людей мысли о краткости жизни, о том, что её нужно наполнять гармонией и смыслом, что нужно этот смысл найти. Потому цветы и наделяют символическим значением.
«И время, и жизнь, и Бог» - очерк известного русского поэта Ю.П. Перминова об уникальном парке ландшафтных метафор «Ермакове поле» А.Г. Елфимова. Наша земля хранит замять об истории нашей Родины. Эта метафора воплощена в ландшафтном парке «Ермаково поле», где История буквально прорастает из земли - в растениях и пейзаже, в архитектурных элементах. Здесь мы видим Ермаково войско - дубовую рощицу - и противостоящее ему войско Кучума. Поле брани «залито» красным барбарисом. Каскад прудов, посвящённый царской семье, Алябьевская беседка, молодая липовая аллея, на которой, по традиции, посадили именные липы многие известные деятели культуры и искусства, писатели, учёные... Это время - живое, текущее, изменяющееся - и экскурсия по парку становится путешествием во времени. Но вместе с тем и путешествием в удивительном пространстве - где живут 418 видов, форм и сортов растений: актинидия, кирказон, лимонник, несколько видов и форм клёна, барбариса, клематиса, можжевельника, ивы, спиреи, сирени и туи... Не только пласты времени и культуры открыты для нас в парке «Ермаково поле», но и разные географические зоны оказались соединены в одном месте - ведь многие из этих растений в Сибири не произрастают. Огромным трудом и любовью к своей земле взращён этот парк, и невозможно такое дело без Бога. Бог везде, во всём. Осеняет «Ермаково поле» крест над часовней святого великомученика Димитрия Солунского. Стоит над Иртышом «Ангел Сибири» (скульптура В. Шарапова) - именно так назвал родной Тобольск Семён Ремезов. «Обустройство любого сада и, как следствие, его цветение - это и есть путь к просветлению, к озарению души», - пишет Ю.П. Перминов.
Антология «Цевница» - это не экскурс в историю, не попытка показать, что мы потеряли. Это возможность вспомнить и вернуть - вернуть себе свою же землю, на которой мы живем, не задумываясь об этом. Возможность откликнуться на слово и музыку, почувствовать себя не потребителем, но хозяином и сотворцом - относиться к природе как к своему дому, заботливо и бережно. Не присваивать и извлекать выгоду, а осваивать - посадить парк, сад, создать красоту и гармонию.


(Отчёт Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» 2018. Тобольск: ТРОБФ «Возрождение Тобольска». 2019. С. 260 - 262).