53. Про немцев

Галина Одинцова
Осень выдалась в том, 1973 году, удивительно сухой и солнечной. Я работала в поселке Зельвино и ежедневно мчалась на шестичасовой автобус, чтобы не опоздать к первому уроку. Рулоны наглядных пособий, папки с раздаточным материалом и тетради… в авоське для продуктов. А вся подготовка к урокам длилась до полуночи. Это нынче учителя не носят пачками по восемьдесят тетрадей с работы и на работу. А в то время – без них – никуда!
Как-то в гости нас пригласили. Так я с сеткой, набитой тетрадями, и заявилась! Пока все веселились - тетрадки проверила, оценки поставила, замечания и пожелания каждому человечку маленькому написала. Но бывают еще и тетради для контрольных работ. Добавляется еще пачка - штук сорок.
И вот тянешь эту продуктовую сеточку, которая имеет свойство еще и растягиваться до самой земли, с тетрадками, в количестве штук так от восьмидесяти до ста двадцати, да еще и булочку хлеба положишь сверху на тетрадки. А раньше булка хлеба весила ровно килограмм! И по бокам так плотненько впихнешь стеклянную бутылку кефира, бутылку  молока. Никого не винишь, никого не упрекаешь, никто не виноват! Радуешься солнышку, ветерку, погодке хорошей и жизни. Ведь другой не знали, не видели и не мечтали. Радовала первая в жизни своя квартира. Своя! Маленькая, однокомнатная, светлая.

Помню, в деревне у бабушки по соседству жили немцы. Их в деревне называли «немчура», но относились к ним удивительно хорошо. И даже подражали им. Порядок в их дворе был идеальным. И в доме. И в отношениях к односельчанам. Чтобы забор завалился, или в доме пол был не промыт добела! Не было такого.
Когда мы жили в Алма-Ате, у меня были замечательные подружки - немки. О них - отдельная история. И учеников было много немецкого происхождения. К концу восьмидесятых началась повальная эмиграция в Германию. Дружба с ними – это такая школа! Когда они успевали наводить порядок в своём доме? Я не могла этого понять никак! Часто своей подружке, Элле Бош, говорила:
 – У тебя другие вены, в твоих венах кровь быстрее течёт! Такой энергии я никогда не видела! Когда ты всё успеваешь?
Она смеялась. Никогда не сидела на одном месте без дела, даже тогда, когда мы с ней пили «пиво» её домашнего производства. А я говорила ей:
- Какое же это пиво?! Элла! Это наша натуральная бражка! Её все ставят.
-Да нет же, пиво это! Моя бабушка ловко это делала. Мы привыкли к нему. И всегда делаем. Полезно!
Она так нас смешила, эта мутная бурда, а Элла во время посиделок успевала и пол подтереть и окна прозрачные натереть.  Многому у неё я научилась. Откуда взял, туда и верни вещь - поговорка  была у неё такая. И ученики у неё были такими же аккуратистами. Даже классная комната была чище и светлее всегда.
Так вот я о чём. Когда мы с мужем зашли в свои «хоромы» отдельные, нас поразил запах! Воняло так, что я выбежала на площадку , переживая рвотный рефлекс. Муж открыл все окна в квартире. И пока я умирала от этого поносного запаха от разложения жизненнонеобходимых продуктов питания и прочих вещей, муж мой любимый всё ликвидировал, громко возмущаясь, на помойку.
Моя мама всегда учила - лучшие помощники в жизни – вода, сода питьевая, хозяйственное мыло и обычная хлорка. Так мы и сделали. Засыпали хлоркой всю квартиру! Этого добра в магазинах хозторга было сколько хочешь.
Неделю я не могла зайти в свою уже обитель. Закупила известку, краску,  щетки для побелки. И…. начала.
У мужа начались снова сборы, он строго-настрого приказал мне не соваться в квартиру без него. Ну не тут – то было. Я срочно приступила к ремонту. Этот ад продолжался ровно две недели. Хорошо, что я еще не была беременной! А из мебели в первой отдельной квартире были: солдатская кровать, стол на трёх ножках, две табуретки, и парта солдатская, почти год служившая кухонным столом.
Я прошла замечательную школу, и эта школа мне пригодилась в будущем. Ведь после этой квартиры пришлось отремонтировать еще … более двадцати пяти.