Алексей Кручёных поэт серебряного века 2020-4

Валентин Чайковский
   23. АЛЕКСЕЙ КРУЧЁНЫХ (1886-1968). Алексей Елисеевич Кручёных - поэт и художник, умудрившийся за короткое время взорвать все привычные и устоявшиеся поэтические каноны. С его именем связано зарождение и развитие "зауми" - одного из самых радикальных направлений футуризма.

       "Сошлися чёрное шоссе с асфальтом неба
       И дождь забором встал
       Нет выхода из досок водяного плена..."

       1926.


       Ассоциация В.Ч.:
 

       Вокзал... на платформе стоим у вагона,
       и вот ты сказала: "Ну, всё... мне пора".
       А я не могу отрешиться от мысли -
       жизнь кончена... мне уж не встретить утра.

       Прощальный гудок, дверь вагона закрылась,
       в окне промелькнул твой малиновый шарф,
       и как-то размолвка меж нами забылась,
       я в транс погружаюсь, я чувствую кайф.

       Но мир эфемерный не держится долго,
       реальность безжалостна, понял - один.
       Что делать? Невольно направился к Волге,
       река скажет выход... река - Господин.

       Рождён я на Волге и с ней жизнь проходит,
       её ощущаю я сердцем... душой,
       и если какая невзгода находит,
       советуюсь с Волгой, да, с главной рекой...

       Ну, вот и пришёл, свечерело не просто -
       нет звёздочек в небе и месяц пропал,
       тут волны мне шепчут: "Плыви-ка на остров",
       нашёл чёлн рыбацкий и в темень упал.

       Волна хоть не очень, но всё ж жутковато,
       гребу по наитию... острова нет,
       но вдруг светлячки по воде заиграли,
       о, Волга, родная, даёшь мне совет.

       Совет, не совет, но воспрянул я духом,
       по светлой дорожке направил свой чёлн,
       и вот уж уткнулась посудина в берег,
       есть остров желанный... до цели дошёл.

       Хоть остров не очень велик по размеру,
       но темень сплошная, не видно ни зги,
       к тому же тут дождь разошёлся не в меру,
       попробуй затворника скит здесь найти.

       Евлампий - зовут человека от Бога,
       с округи большой к нему тянется люд,
       меня вот скрутила большая невзгода
       и я, как другие, ищу здесь приют.

       Приют не для тела, отдушину сердцу,
       чтоб всё что случилось, ушло в никуда...
       вот вижу мерцает лучина у входа,
       вошёл, поклонился, в ответ: "Жду тебя".

       Такое начало меня удивило,
       но понял, не Волга, а старец позвал,
       на лавку мне сесть указал ясновидец
       и слово за словом судьбу предсказал.

       Меня взволновал, но потом успокоил,
       признал, что к разрыву мы вместе пришли,
       но дальше дороги уже не схлестнуться,
       избранница больше не выйдет из тьмы.

       Евлампий как будто читал книгу жизни,
       и в ней он увидел рецепт для меня -
       не думать о прошлом... отбросить сомненья
       и верить: Создатель поможет всегда.

       И вроде бы всё, старец в сон погрузился,
       я вышел и вижу, что дождь перестал,
       развеялись тучи и месяц явился,
       в его ясном свете я чёлн свой достал.

       Уж где-то под утро домой возвратился
       и чувствую - лёгкость во мне расцвела,
       да, жизнь не окончена, стимул явился,
       беседа с Евлампием мне помогла...

       С годами я я стал не умней, но разумней,
       ценить научился в других доброту,
       зерно же в меня заронили на Волге,
       когда я внимал поученья в скиту.

       апрель 2020.