Гизелла или куклы Кармен

Ирина Жеребина
Испанский городок Портбоу, по всем понятиям, не есть пуп Земли, и знать о его существовании никто не обязан. Я сама до недавнего времени была в курсе только того, что он - конечная станция железной дороги.
- Поезд Барселона – Портбоу отходит со второго пути, - вещала громкая связь на ж.д. вокзале. И это было всё. Но как-то исподволь вначале от полученной информации в интернете, потом от личных впечатлений в моём сознании образ города стал расширяться, пока не превратился во что-то значительное и чрезвычайно важное: «Как! Вы ничего не слышали о Портбоу? Да разве такое возможно? Это же нерв исторических мировых событий! Ну да, пусть не основной, но всё же!» А тут ещё куклы.
Уже давно куклы для меня лично превратились из предмета детского, развлекательного и обычного способа времяпровождения в таинственный и в бОльшей степени магический объект. Не все, конечно, а только сделанные своими руками, которые своим обликом намекают о других, незнакомых нам мирах: мирах, где покоятся души наших предков и обитают создания нас оберегающие. Вот и Вальтер Беньямин интересовался магическими куклами и собирал коллекцию, и Фредерик Марес включил в свою коллекцию кукол – про это я читала, а тут вот произошла такая встреча наяву.
Пуэрто де ла Сельва – курортный городок в нескольких километрах от Портбоу. Он принадлежит береговой линии Коста Бравы. Когда-то это был рыбацкий посёлок, который обеспечивал потребности населения в рыбе, а сейчас он превратился в один из туристических центров района: летом он заполняется многочисленными желающими отдохнуть от городской суеты, а зимой, приобретая лёгкое дыхание прохлады, спит в полудрёме. Вот как раз в зиму мы там и появились. Городок, также как Портбоу, вырос вокруг широкой бухты, но в отличие от той, зажатой в кулак, она раскрылась перед нами словно распахнутые для объятия руки. Наверное любопытно смотреть на бескрайнее море, стоя на уходящем в его царство мысу, снисходительно поглядывая на мелководье залива через плечо, но мы очутились как раз посредине кромки этого мелководья, откуда с обеих сторон правильными полукольцами уходили к горизонту берега. Сзади, повторяя береговую линию, чистыми окнами белоснежных домов смотрел в морской горизонт городок. В городке было всего две улицы, но тянулись они от края до края. Один край упирался в шоссе, а другой растворялся в порту. Тихие узкие улочки хранили молчание, которое, впрочем, не трудно было сохранить, потому что городок словно вымер в этот утренний час. Несезонье, другими словами мёртвый сезон. Ну что ж, погода отличная, поэтому можно прогуляться из конца в конец по этим улицам и посмотреть, чем жив этот белоснежный городок. Ну вот, пожалуйста, уже что-то интересное - на пути попался выставочный зал. Конечно, дверь его была заперта. - А что выставляется в этом зале? – спросили мы мужчину, выглянувшего из двери расположенного рядом ресторана.
 - Ну, что вам сказать? У нас тут много умельцев, - ответил он. – Вот, например, один пенсионер плетет из травы корзины и абстрактные фигуры. Посмотрите, - открыл он шире дверь ресторана. - Видите, какие они интересные? – показал он на стены, где висели круглые, овальные, конические плетения из соломы. - Ещё у нас есть женщина, которая делала кукол. Она тоже время от времени их показывает. Если у вас есть что-то для экспозиции, зайдите в администрацию и договоритесь о выставке!
 - А вот та женщина, которая делала кукол, где можно посмотреть её работы? – спросила я.
 - Хотите прямо сейчас я вас с ней познакомлю? Она вам всё сама покажет.
Мужчина отвел нас на соседнюю улицу и позвонил в дверь небольшого дома.
 - Кармен, - сказал он, войдя в дом, - я привел людей, которые хотят посмотреть твоих кукол.
Мы зашли и, пройдя маленьким коридором, очутились в небольшой гостиной. Дом, стоящий в ряду ему подобных, был не широк, но имел два этажа. В гостиной в удобном кресле сидела нарядно одетая аккуратно причесанная женщина. Она вязала крючком коврик из ярких ниток, разноцветные клубки которых виднелись повсюду.
 - Проходите, садитесь, пожалуйста, сейчас я вас угощу чаем.
 - А вы знаете, мне уже исполнилось 103 года, - начала она свой рассказ, и мы её не перебивали.
 - Жизнь моя была долгой, многое в ней случалось, как хорошее, так и плохое. Но я всегда придерживалась одного правила, которому не изменяла: никогда не сидеть без дела! Вот и сейчас, даже когда, казалось бы, лишена возможности делать то, чем занималась раньше, я нашла себе занятие, – показала она на лежащие на софе покрывало и подушки в ярких наволочках, связанные крючком, - это всё связала я.
 - Да, когда-то у меня была собственная фабрика кукол – сейчас за моими куклами охотятся коллекционеры, а заниматься ими я начала так:
Моя сестра вышла замуж и уехала в Мадрид. У неё была семья: дети, муж. Но случилось так, что она заболела, и мне пришлось поехать к ней на помощь. Если уж сестра сестре не поможет, то кто же тогда? Это был 1940 год, мне только-только исполнилось 23 года. В мире шла война и мы жили бедно, голодное было время. На соседней улице работала маленькая мастерская, в которой делали игрушки из папье-маше, и туда требовалась мастерица. А я всегда любила что-то делать своими руками: шила, вязала, вышивала. Ну вот я и поступила на работу - стала придумывать и шить одежду для кукол. Мне нравилось наряжать кукол, менять им одежду, делать прически. Военное время скудное – не хватало обычных вещей, а тут куклы – подумаешь какая важность! Можно и старыми поиграть! Мастерская, в которой я начала работать, закрылась. А я подумала, что нельзя детей лишать детства, мечты. Красивая кукла – это ведь мечта любой девочки! А как жить без мечты? Без неё человек вырастает ущербным. Вот я и решила открыть свою кукольную мастерскую. И дело у меня пошло, куклы мои начали пользоваться спросом. Тогда я осмелилась и создала кукольную фабрику.
Сделать куклу – дело непростое. Вначале нужно её нарисовать, придумать образ, потом изготовить образец, а по образцу создать шаблоны. Свою куклу я решила назвать Гизелла или Жизель на французский манер. Я любила балет, а трогательная история любви красавицы крестьянки и юного графа была знакома всем женщинам и я тоже была увлечена ею. Я долго думала над образом своей куклы. Детей у меня не было, да и своей семьи тоже. Моя мама мне говорила: дочка, пора остепениться, выходи замуж – вон сколько у тебя поклонников. А я от неё отмахивалась: А, ещё успею. На самом деле я понимала, что женщина не может играть одновременно две роли – заниматься семьей и управлять делом. Я выбрала дело, которым была поглощена так, что ни на что другое не оставалось времени. Ну а Гизелла – это моё дитя.
Прислуживающая Кармен женщина принесла несколько кукол, чтобы показать мне. Куклы были 1950 года рождения, старше, чем я, но сохранились гораздо лучше – были румяны, с гладкой кожей и блестящими глазами.
 - Глаза для кукол мне выдували стеклодувы, - продолжила Кармен свой рассказ, - головы лепили и обжигали керамисты – они были сделаны из первосортного фарфора. Ботиночки я заказывала у сапожника. Цена кукольных ботиночек была ничуть не меньше настоящих! Одежду для них шили две швеи. Я же придумывала фасоны и прически. Труднее всего было достать волосы – ведь они тоже были натуральными! Но я и с этим справлялась! У меня было дело, которое стало моей жизнью, а жизнь я прожила так, как хотела. Конечно, всему приходит конец. Технология создания куклы изменилась - на смену фарфоровым головам и телу из папье-маше пришли пластик и резина.
В 1990 году я уехала из Мадрида и поселилась в родительском доме в Пуэрто де ла Сельва. Живу я хорошо - за мной ухаживают две сиделки: одна дежурит днём, а другая ночью, я окружена любовью и заботой - мои племянники мне звонят каждый день и раз в неделю меня навещают. Мои куклы стоили, конечно, дороже, чем современные, но они были сделаны из «живого» материала и сделаны не машиной, а руками. Вы посмотрите на них – правда, они и сами как живые? Мне порой кажется, что у них есть душа. Конечно, ведь они мои дети!
 - А ты тоже делаешь кукол? – Красивые! Знаешь, когда устроишь выставку в нашем выставочном зале, пригласи меня на открытие – я хочу получше их рассмотреть, а то на фотографиях не очень хорошо видно. И вообще – когда будете в Пуэрто де ла Сельва, заходите в гости, мой дом для вас открыт!
Вот и всё, о чём я хотела рассказать про Портбоу и о том, что с ним связано. Конечно, в его истории есть ещё много нераскрытых тайн, но об этом все рассказы в будущем.