Зоопсихология и сравнительная психология

Андрей Гамола
«Зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология»




 Ермолаев Андрей Алексеевич


 2020

Введение

В фундаментальных науках, существующих на данный момент на есть огромное количество направлений.

Так и в фундаментальной психологии существует множество направлений. Одним из таких направлений является зоопсихология.
Понятие зоопсихология по сравнению с другими направлениями в психологии появилось относительно совсем недавно.
В течение долгого времени психология ставила перед собой задачу изучать внутренний мир человека, его переживания, понимая этот внутренний мир как свойство изначально присущее духовной жизни, рождающееся в глубинах организма и независимо от влияния окружающей среды.
Но параллельно с этими изысканиями проводились и другие исследования, а именно изучение поведения животных в природе. Одним из направлений, в которых проводились исследования поведения животных является зоопсихология.

Зарождение научной зоопсихологии в конце XVIII — начале XIX в. связано с именами Ж. Л. Бюффона и Ж. Б. Ламарка, а позже — Ч. Дарвина.
В России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье и В. А. Вагнер, положившие в XIX–ХХ вв. начало эволюционистскому направлению в зоопсихологии.
Так что же такое зоопсихология?

Общее представление о зоопсихологии

Зоопсихология— (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
Задачи зоопсихологии:
-теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного;
Исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного;
-исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе;
-адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных;
-изучение закономерных психологических методов развития животных;
-изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития;
 -изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных;
-прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека;
-использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.

Зоопсихология старается ответить на ряд вопросов:
- В чем заключается сущность и характерные особенности восприятия и представления у животных?
- Думают ли животные или это всего лишь инстинкты?
-Какие отличительные признаки элементарного мышления животных?

Объект зоопсихологии – поведение, практическая деятельность животных.

Предмет зоопсихологии: зоопсихология –наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Термин же «онтогенез» впервые был введён Э. Геккелем в 1866 году.

Онтогенез

Онтогенез (от греч. ;;;;;;;;;;: ;; — существо и ;;;;;; — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма, совокупность взаимосвязанных последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до конца жизни.

В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей.

Генетическая информация — это информация о строении белков, закодированная с помощью последовательности нуклеотидов — генетического кода — в генах (особых функциональных участках молекул ДНК или РНК).

Генетическая информация определяет морфологическое строение, рост, развитие, обмен веществ, психический склад, предрасположенность к заболеваниям и генетические пороки организма. Реализация генетической информации происходит в процессе синтеза белковых молекул с помощью трех типов РНК: информационной (иРНК) (ее также называют матричной РНК, мРНК), транспортной (тРНК) и рибосомальной (рРНК). При этом генетическая информация копируется с матрицы ДНК на мРНК в ходе транскрипции, а затем мРНК используется как матрица для синтеза белков в ходе трансляции.
У многоклеточных животных происходит процесс реализации генетической информации в разные периоды развития.

Эти периоды развития в онтогенезе подразделяются на фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных перинатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Онтогенез животных делится на два периода:
1. эмбриональный(перинатальный)— от образования зиготы до рождения эмбриона или выхода из яйцевых оболочек;
2. постэмбриональный(постнатальный)— от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

1.Эмбриональный период.
Эмбриональный, или зародышевый, период начинается с оплодотворения и представляет собой процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов.
Заканчивается этот период выходом личинки из своих оболочек (при личиночном типе), выходом особи из яйца (при яйцекладном типе) или рождением особи (при внутриутробном типе онтогенеза).
В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа:
- дробление;
- гаструляция;
 -первичный органогенез.

Дробление.
Дробление- ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Дробление представляет собой первый период эмбрионального развития, который присутствует в онтогенезе всех многоклеточных животных и приводит к образованию зародыша, называемого бластулой (зародыш однослойный).
При этом масса зародыша и его объем не меняются, то есть они остаются такими же, как у зиготы, а яйцо разделяется на все более мелкие клетки -- бластомеры.
 После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объем цитоплазмы уменьшается.


Гаструляция.
Гаструляция (впячивание) - гаструла формируется в результате инвагинации клеток.
В ходе гаструляции, клетки зародыша практически не делятся и не растут.
Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения).
 В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток).
 Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой.
Один из механизмов гаструляции - инвагинация (впячивание части стенки бластулы внутрь зародыша)

Первичный органогенез.
Первичный органогенез- процесс образования комплекса осевых органов. В разных группах животных этот процесс характеризуется своими особенностями. Например, у хордовых на этом этапе происходит закладка нервной трубки, хорды и кишечной трубки.
В ходе дальнейшего развития формирование зародыша осуществляется за счет процессов роста, дифференцировки и морфогенеза. Рост обеспечивает накопление клеточной массы зародыша.
 В ходе процесса дифференцировки возникают различно специализированные клетки, формирующие различные ткани и органы.
Процесс морфогенеза обеспечивает приобретение зародышем специфической формы.

2.Постэмбриональный период
Постэмбриональный период подразделяется на:
-прямой постэмбриональный период;
-непрямой постэмбриональный период;

Прямой постэмбриональный период.
 Прямой постэмбриональный период или прямое развитие - развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости.

Непрямой постэмбриональный период.
Непрямой постэмбриональный период илинепрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) - появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго).

Типы онтогенеза
У животных выделяют три типа онтогенеза:
- личиночный тип;
- яйцекладный тип;
- тип внутриутробного развития.

Личиночный тип.
Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных.
Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет.
 Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз - превращение личинки во взрослую особь
У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка превращений из одной личинки в другую и только потом во взрослую особь.
Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида. Кроме того, в личиночной стадии многие виды активно заселяют новые территории.
Например, личинки двустворчатых моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны.

Яйцекладный тип.
Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует.

Внутриутробный тип.
Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган -- плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения.

Периоды и сроки онтогенеза очень сильно различаются у различных групп живых организмов.
 Например, у очень многих позвоночных большую часть своего существования особь находится во взрослом состоянии.
 Напротив, у многих насекомых взрослая стадия -- самая короткая и длится всего несколько часов, необходимых для воспроизведения потомства.
Очень велики различия в жизненных циклах животных, растений и грибов.

Важнейшим событием онтогенеза является возможность осуществления размножения, по этому признаку выделяют следующие периоды онтогенеза:
-дорепродуктивный (особь не способна к размножению) подразделяют на эмбриональный и ювенальный;
-репродуктивный (наиболее стабильное состояние);
-пострепродуктивный - связан со старением, характерно прекращение участия в размножении, устойчивость снижается. Различают внешние признаки старости (снижение эластичности кожи, поседение волос, развитие дальнозоркости) и внутренние (обратное развитие органов, снижение эластичности кровеносных сосудов, нарушение кровоснабжения мозга, деятельности сердца и др.). Все это приводит к снижению жизнеспособности и повышению вероятности гибели.

Смерть как биологическое явление - универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении, обеспечить смену поколений и эволюционный процесс.
Скорость нарастания и выраженность изменений в процесс старения зависит от генотипа, условий жизни, образа жизни, в т.ч. питания.
Существуют десятки гипотез, объясняющие механизмы старения.
 В настоящее время ученые рассматривают в качестве основных 2 причины старения:
-износ биологических структур вследствие возрастного накопления ошибок в клеточных механизмах под действием мутаций;
-генетически предопределенное разрушение.
В основе онтогенеза лежат определенные клеточные механизмы.

 Исходя из вышесказанного для зоопсихологии важно понимать и изучать все стадии психических процессов у животных как в эмбриональных, так и в постэмбриональных периодах онтогенеза.

 Кроме того, исследования в области зоопсихологии имеют огромное значение для философии, антропологии и многих других наук.

 Исследования в области зоопсихологии являются важными не только в освоении практики животноводства, служебного собаководства, но также и в приручении и одомашнивании диких животных.

В зоопсихологии психика животных изучается в единстве с их внешней, преимущественно двигательной, активностью посредством которой они устанавливают все жизненно необходимые связи с окружающей средой.
Зоопсихология изучает психику животных на основе детального анализа поведения (движения) в самых разных ситуациях.
Зоопсихология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях.
Для практических исследований обычно используются выведенные в лаборатории животные.
Зная прошлый опыт животного и, ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.

Основной методологической базой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях некоего вида.
Достижения отечественной зоопсихологии особенно значительны в исследованиях психической регуляции поведения высших млекопитающих.
Кроме того, зоопсихология является одной из ветви психологии, которая очень близка к этологии.
А что же обозначает слово этология?

Этология

Этология- (от греч. ;thos — характер, нрав и l;gos — учение одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом анализом генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения и проблемами его эволюции.
Этот термин «этология» был введён в науку биология в 1859 году французским зоологом И. Жоффруа Сент-Илером.
Непосредственное влияние на развитие этологии оказал Ч. Дарвин. Он собрал многочисленные факты о поведении животного в естественных условиях, факты об инстинктах живых существ.
Дарвин указывал также, что признаки поведения животного, как и признаки его строения, характеризуются наследственностью и изменчивостью.
Первоначально этология возникла как одно из направлений общезоологических исследований, которое систематизировало фактический материал о поведении животных в естественных условиях.
 Как наука этология не могла сложиться до тех пор, пока среди различных биологических дисциплин не возникло необходимости выделить специфическое направление - анализ “целесообразных” актов в отдельную дисциплину.
К началу ХХ века достаточный фактический материал о поведении животных в естественных условиях накопился в таких биологических науках, как физиология высшей нервной деятельности, генетика, палеозоология, экология и др.
 Для выделения особой дисциплины, кроме специфического предмета исследования, необходимы так же специфические методы исследования, первоначально выступающие как методы исследования в каждой из этих наук.
1. В физиологии нервной деятельности таким предметом явилось исследование возникновения и развития рефлекторного поведения.
2. В генетике - наследуемость стереотипных форм адаптивного поведения.
3. В палеозоологии - становление различных форм поведения в филогенезе.
4. В систематике - использование стереотипных форм поведения и диапазона поведенческих реакций для уточнения систематических категорий.
5. В экологии - выявление адаптивного значения тех или иных форм поведения.
6. В зоопсихологии - изучение приобретенных форм поведения в естественных условиях.

Принципы развития зоопсихологии тесно взаимосвязаны с этологией.
Непосредственное влияние на формирование этологических представлений оказали исследования английского учёного Д. Сполдинга, американского — Ч. О. Уитмена и немецкого — О. Хейнрота, в которых было экспериментально показано, что некоторые формы поведения имеют врождённую основу, постоянство выражения и видоспецифичность.

Видоспецифичность или видовая специфичность - это свойство какого-либо отдельно взятого признака, генетически предрасположенного к развитию в определенном направлении. 
Например, у бабочек по окраске крыльев и направлению жилок крыла можно определить к какому конкретно виду относиться это насекомое.
А потому видоспецифичность очень важна для изучения живого мира в области зоопсихологии.
Зоопсихология вкупе с этологией пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие появление и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют.
 Зоопсихология применяет психологические методы для дополнения данных этологии о поведении животных. Она стремится лучше понять то, что составляет специфику человеческой природы, устанавливая родственные связи человека с миром животных.
Зоопсихология изучает не только   специфику природы животных, но и изучает формирование психических процессов у животных на основе раздражимости, которая обладает у всех живых существ, как в частности, так и в целом.
Раздражимость

Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
 Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем. Эти изменения окружающей среды, вызывающие реакцию организма, могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализированными реакциями у человека.
Раздражимость — фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого. Минимальная величина раздражителя, достаточная для проявления раздражимости, называется порогом восприятия.

Порог восприятия -(порог ощущения; порог чувствительности) — величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора.
 Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответственного вида чувствительности.
Их существование — центральная закономерность ощущений. Учение о порогах восприятия говорит, о том, как, при каких физических параметрах физический стимул может достигнуть сознания.
Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом восприятия.
 Верхним абсолютным порогом восприятия называется величина раздражителя, при коей ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое, как это бывает при увеличении громкости звука или яркости света).
Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия.
Измерения абсолютных и порогов дифференциальных восприятия привели к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри коей вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1.
 Значения всех выделенных видов порогов чувствительности меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя.
Пороги чувствительности(восприятия) являются одной из форм раздражительности.
Именно на базе раздражимости возникает свойство живого существа, более качественная форма психического отражения — это чувствительность.

Чувствительность

Чувствительность - способность живого существа к ощущению себя и окружающего мира.
Чувствительность самое простое и самое элементарное психическое чувство.
 Исходя из этого, можно сделать вывод, что высшая форма раздражительности – чувствительность.
«Организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии определить ни положительно, ни отрицательно их ассимилятивную деятельность, обмен веществ с внешней средой» (А.Н. Леонтьев, тем, что Эволюция психики. Избранные психологические труды. - М., Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. - С. 145)
А.Н. Леонтьев определяет чувствительность на примере лягушки.
Лягушка раздражима по отношению к такому воздействию, как шорох, поскольку именно шорох вызывает у неё определённую ориентировочную реакцию.
При этом шорох, а именно энергия звука воздействует на организм лягушки, но, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме лягушки звук не ассимилируется и прямо не участвует в его ассимилятивной деятельности.
Само по себе воздействие энергии звука не служит поддержанием жизни лягушки, а наоборот, вызывает лишь диссимиляцию вещества организма.
 Подвижный образ жизни животных, в том числе и той самой лягушки привел к тому, что их поведение в окружающим мире стало отражением объективной действительности.

Объективная Действительность-объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений.
Объективная реальность — мир, существующий независимо от субъекта (человека или животного) и его сознания.

Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.
 Чем больше видов животных зарождалось на планете Земля, тем больше появлялось различных взаимоотношений между этими животными и их средой обитания.
При этом внешняя активность животного со временем преобразовывалась в другие качественные характеристика, а именно образовывалось все больше различных видов раздражимости и происходило все более сложное урегулирование со средой обитания.
Внешняя активность животного преобразуется в сложное поведение, которое формируется на основе психических процессов, происходящих с этим конкретным животным.
Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа.
Психика

Психика (от греч. psychikos — душевный) —совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой; форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида.
Психические процессы, происходящие в психике животных неотделимы от поведения живущих на планете Земля этих существ.
Именно психика формирует поведение животных.

Поведение – первопричина психического отражения, но хотя психика и является производной поведения, именно поведение животного, корректируя, направляет внешнюю активность организма в нужное русло взаимодействия со средой обитания.
Адекватно отражая окружающий мир с помощью психики, животное приобретает возможность ориентироваться в нем, строить свои отношения с компонентами среды.
Сущность единства психики животного и его поведения обычно выражают понятием «психическая деятельность».

«Под психической деятельностью животных мы понимаем весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Поэтому, учитывая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении отдельных аспектов психической деятельности животных исходить, прежде всего из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни» (К. Фабри).
Под психической деятельностью понимается весь комплекс проявления поведения и   психики отдельно взятого животного или группы животных в результате внешней активности.
У высших животных ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях — на основе целостных образов всей среды обитания.
 Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды.
В процессе эволюции выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных — локо моционное и манипуляционное (по К. Э. Фабри).
Из вышесказанного становится очевидно, что что психика и поведение у животных – неотделимы друг от друга.
Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как стороны процесса адаптации животного.

Адаптация

Адаптация (adaptatio — приспособление) эволюционная, приспособление организмов к меняющимся условиям внешней среды посредством приобретения свойств, обеспечивающих их выживание и размножение в этих условиях.
Адаптация животного – развитие любого признака животного, которое способствует выживанию его вида и размножению.
 Адаптации подразделяются:
-Морфологическая адаптация;
-Физиологическая адаптация;
-Поведенческая адаптация.

Морфологическая адаптация– это адаптация, проявляющаяся в приспособлении к быстрому плаванию у водных животных, к выживанию в условиях высоких температур и дефицита влаги – у кактусов и иных суккулентов.
Морфологические адаптации включают изменения формы и строения организма.
 Пример такой адаптации – твердый панцирь черепах, обеспечивающий защиту от хищных животных.

Физиологические адаптации заключаются в особенностях ферментативного набора в пищеварительном тракте животных, определяемого составом пищи. Физиологические адаптации связаны с химическими процессами в организме.
Запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения.
А вот обитатели сухих пустынь способны обеспечить потребность во влаге за счет биохимического окисления жиров.

Поведенческие (этологические) адаптации проявляются в самых разнообразных формах. Например, существуют формы приспособительного поведения животных, направленные на обеспечение оптимального теплообмена с окружающей средой. Приспособительное поведение может проявляться в создании убежищ, передвижениях в направлении более благоприятных, предпочитаемых температурных условий, выборе мест с оптимальной влажностью или освещенностью.
Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя.

Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов.
Виды адаптаций

Все адаптации делят на:
-аккомодации;
-эволюционные адаптации.

Аккомодация в психологии — это приспособление функций организма к специфике объектов.
Механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации.
Например — изменение кривизны хрусталика глаза для точной фокусировки изображения на сетчатке.
Согласно Ж. Пиаже — изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.
Аккомодации представляют собой обратимый процесс.
Они возникают при резком изменении условий среды. Например, при переселении животные попадают в новую для них обстановку, но постепенно привыкают к ней.

Эволюционная адаптация - приспособление к систематическим, постепенно протекающим в одном направлении изменениям условий среды.
Эволюционная адаптация выражается в генотипической перестройке организма, происходящей в ходе эволюции под давлением отбора.
Эволюционная адаптация необратима и возникшие изменения генетически закрепляются. Сюда относят все приспособления, на которые действует естественный отбор. Например, покровительственная окраска или быстрый бег.
Эволюционная адаптация — кроме того еще и процесс, происходящий в большой группе организмов за период времени, охватывающий несколько поколений.
Особенно эволюционная адаптация свойственна аборигенным породам животных, когда искусственный отбор не нарушает приспособительных к определенным условиям свойств организма, или, наоборот, способствует их закреплению у данной группы животных.

 Так в чем же основное значение зоопсихологии как науки в целом?

Значение зоопсихологии для человека

Развитие зоопсихологии принесло человечеству огромную пользу.
В частности:
-помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания.
-помощь в выявлении биологических основ развития детской психики.
-был внесен огромный вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение.
-в изучение расстройств психической деятельности животных, позволяет лечить психические болезни людей.
-помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству и другим направлениям деятельности человека.

Кроме того, без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека.

Для полного понимания зоопсихологии как науки в целом необходимо понимать, что она развивается не одна, и даже не столько вместе с этологией, а она взаимодействует с многими разноплановыми науками, с такими как физиология высшей нервной деятельности, изучение высших приматов, генетика поведения и с такими направлениями психологи в частности, как сравнительная психология.

Сравнительная психология

Одним из направлений фундаментальной психологии является сравнительная психология.

Сравнительная психология(англ. comparative psychology) — наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.
Сравнительная психология общее название для любых сравнительных исследований в психологии, при которых сравниваются психологические особенности людей, отличающихся по тому или иному признаку, например, относящихся к разным культурам, национальностям, возрастным группам, обладающих разным социально-экономическим статусом, здоровых и больных и т. д.

Задачи сравнительной психологии:
-понимать принципы изучения психической деятельности животных;
-анализировать проблемы, связанные с антропогенезом, появлением человеческого сознания;
-изучение филогенеза, онтогенеза, закономерностей и функций психики, врожденное и приобретенное;
-рассмотрение в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, в частности поведение ребенка человека и молодую особь примата.

Сравнительная психология- раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антропогенеза.

Антропогенез(от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение, рождение) — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка.
Исследования в области антропогенеза идут по трем главным направлениям:
 1) Уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей геохронологической шкале, уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа.
Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) — геологическая временная шкала истории Земли, применяемая в геологии и палеонтологии, своеобразный календарь для промежутков времени в сотни тысяч и миллионы лет.
 2) Выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе трудовой деятельности, социальной организации и др.;
3) Выработка общей теории происхождения человека, или антропогенеза, как сложного, комплексного процесса, осуществлявшегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов.
Термин сравнительная психология в нашем случае будем применять как синоним зоопсихологии, а в других случаях этот термин применяется   для обозначения самостоятельной науки или даже науки, объединяющей зоопсихологию и психологию человека (В. А. Вагнер).
Для изучения зоопсихологии и сравнительной психологииможно выделить несколько методов изучения данной науки.

Методы исследования в зоопсихологии и
 сравнительной психологии

Метод - это основной способ сбора, обработки или анализа данных. Метод является: совокупностью приемов или операций практического познания; совокупностью приемов или операций теоретического познания; способом решения теоретической проблемы.
«Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей» (Немов Р. С.).

Методы исследования животных в зоопсихологии:

 Основными методами исследований в зоопсихологии можно считать следующие методы:
1.Метод «лабиринта»- награда: еда, убежище. Изобрёл Смолл. Изучение научения, пространственной ориентации, формирования обобщений.
2.Метод «обходного пути» -для достижения цели животному необходимо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки.
3.Метод «дифференцировочной дрессировки»- выбор определённым животным определенных объектов либо вознаграждается, либо наказывается.
Уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы различения. Изучение формирования навыков, памяти, способности к обобщению.
4.Метод «выбора на образец»- выбор определённым животным определенных объектов либо вознаграждается, либо наказываетсяВариант предыдущего, но в сравнении с предыдущем в этом методе для выбора среди определенных объектов, предъявляется один или несколько образцов. Правильное подкрепляется «сахарком». Изучение сенсорной сферы животных.
5.Метод "проблемной клетки (ящика)" - необходимо выйти из клетки или проникнуть в неё. Изучение сложных форм научения и моторных элементов интеллектуального поведения животных. Изучение использования орудий.
6.Метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.
Анализ обычного, неподкреплённого манипулирования позволяет судить об эффекторных способностях животных, об исследовательской деятельности, игровой. Предыстория трудовой деятельности человека.

А теперь давайте остановимся более подробно на каждом из вышеперечисленных методов исследований животных в зоопсихологии.

Метод «лабиринта».
 Задача этого метода заключается в том, что подопытному животному ставится задача –  найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище).
В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях.
При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного.
Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения "цели" и по количеству допущенных ошибок.
 Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации.

2.  Метод «обходного пути».
Особенность этого метода – животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта.
 Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода «лабиринта», в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград.
В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.

3.  Метод «дифференцировочной дрессировки».
Этот метод используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно.
При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка.
Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов.
 Таким образом, изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

4.  Метод «выбора на образец».
Данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). Животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. Образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.

5.  Метод «проблемной клетки (ящика)».
Когда используется данный метод, животному, чтобы получить корм или свободу, необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика.
Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных.
Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны).
 При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное).
 Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

6.  Метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами.
Данный метод исследования позволяет судить об эффекторных и сенсорных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу, а также позволяет проследить предысторию трудовой деятельности человека.
Кроме того, развитие сенсорных способностей у животных помогают развивать рефлексивные способности. помогает развивать воображение, память.
Сенсорное развитие у животного - это развитие способностей и формирования впечатлений о внешних качествах предмета:
- форма;
- цвет;
- вкус;
- запах;
- размер;
- положение предмета в пространстве;
Можно еще сказать, что сенсорные способности — это возможности организма, которые помогают обеспечивать ощущения животному в окружающей среде, а также самого себя.

Кроме этого следует отметить, что во всех зоопсихологических исследованиях результаты наблюдений обычно фиксируются с помощью фото, кино- и видеосъемки, звукозаписи и других средств фиксации поведения животных.

Методы сравнительной психологии

Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.
Сравнительная психология – это отрасль психологии, которая изучает проблемы, связанные с антропогенезом.
 Сравнительная психология исследует закономерности становления человеческого сознания, изучает общее и различное в психической деятельности человека и животных, анализирует и сравнивает социальные и биологические факторы, определяющие поведение человека.
Сравнительная психология изучает поведенческие реакции, сравнивая психику животных и человека с целью выяснения адаптационного значения различных форм поведения и установления возможных биологических предпосылок и механизмов эволюционного и онтогенетического развития психики человека.

Подробный анализ методов исследования развития психоэволюции проведен в начале нашего века В. А. Вагнером.
Говоря о сравнительной психологии, В. А. Вагнер выделяет возможные способы изучения эволюции психики в следующей последовательности:

-субъективный метод;
-филогенетический метод;
-онтогенетический метод;
-биогенетический метод,

с помощью каждого метода проводится сравнение разных уровней развития психики, животного и человека, какие ограничения имеет каждый из этих методов.

-Субъективный метод.
Субъективный метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в измерении психики животных масштабом психики человека.
В несколько более общем смысле этот термин был употреблен О. Контом в его SystemdePolitiquepositive.
Философ подразумевал под субъективным методом тот путь изучения явлений, при котором мы идем от человека к природе, в противоположность объективному, который он считает единственно удовлетворяющим требованиям исследования там, где мы восходим от природы к человеку.
Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, на основании которого мы и можем судить о действиях животных, состоит в том, чтобы мерить их психику масштабом нашей собственной психики. В. Вагнер считает эту формулу безусловно ошибочной и понимает задачу как раз наоборот: мы никогда не должны судить о действиях животных, меряя их только масштабом собственной психики, если хотим получить научные заключения, а не собрание очерков и сообщений, которые, быть может, несколько резко, осторожные натуралисты называют "анекдотической зоологией", а Вундт "охотничьими рассказами".

На основании целого ряда фактов Вагнер делает вывод о том, что субъективный прием разработки вопросов зоопсихологии "от человека" научного значения не имеет, как не имеют значения и устанавливаемые путем такого исследования предмета выводы.

Когда построения по субъективному методу "от человека", или, говоря иначе, построения монистов "сверху" были опрокинуты, ученые обратились к другой крайности-, они начали искать не источник психики, а самую психику в свойствах протоплазмы.
Деятельность всех систем и тканей организмов, а с этим вместе и нервной системы является лишь продуктом этих свойств и ничем более.

Филогенетический метод.
Филогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира.
Метод этот, как известно, в сравнительной психологии является в такой же степени могущественным и важным, как и в вопросах эволюции животных форм вообще.
И там, и тут материал исследования по существу один и тот же: если не все, то многое из того, что нарождалось, что изменялось, как изменялось, что и как атрофировалось и что заменялось новым, - представлено в той или другой группе животного царства сегодня, как тысячи лет назад.
Подобно тому, как законы развития и природу языка европейцев мы можем познать, располагая для этого живым языком людей земного шара, так законы сравнительной психологии мы можем познать путем изучения ее живых элементов у современных нам представителей животной жизни. Для этого необходима такая масса фактического материала, что до настоящего времени филогенетический метод в сравнительной психологии является скорее теоретически желательным, чем практически осуществленным. Изучение предмета этим методом требует следующих ступеней сравнения.

Онтогенетический метод.
Онтогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни. Метод онтогенеза, как и метод филогенетический, дает неоценимый материал для выяснения многих вопросов зоопсихологии. Под онтогенетическим методом изучения психики животных подразумевают изучение психики в разные периоды жизни особи, начиная с того момента, когда она так или иначе психически реагирует на воздействия среды и до ее смерти.

Биогенетический метод.
Биогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза психики живых существ.
 Как сравнительная морфология имеет основания утверждать, что развитие особи повторяет собою развитие вида или что онтогения повторяет филогению, так точно то же устанавливает и сравнительная психология.

Филогенез

Филогенез - историческое формирование организмов.
 В психологии филогенез понимается как:
1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных;
2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины.
Основные проблемы при изучении филогенеза:
- выделение главных этапов эволюции психики животных - в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт - навык - интеллект;
- выявление общих факторов эволюции - условий перехода от этапа к этапу;
- выделение главных этапов эволюции форм сознания - в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; психика онтогенез филогенез инстинкт
- установление соотношения основных этапов филогенеза - в частности, человеческой психики, и онтогенеза.

 В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии.
-элементарная сенсорная психика;
-перцептивная психика;
-интеллект.

1. Элементарная сенсорная психика (сенсорика — это ощущения) — у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший.
Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня, у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воздействия среды изменением направления и скорости движения.
Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.
Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды, позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целенаправленный поисковый характер (пищи, безопасности).
По А. А. Леонтьеву, критерий появления зачатков психики у живых организмов — наличие чувствительности.
Благодаря чувствительности возникает способность образовывать условные рефлексы.
На этой стадии приобретаются и передаются инстинкты — врожденные программы поведения.
Элементарная сенсорная психика характерна для простейших, живущих в основном в водной среде.

2. Перцептивная психика (перцепция — это восприятие).
Имеет три уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом.
Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Низкая стадия характерна для рыб, моллюсков (улиток), насекомых. Двигательные способности разнообразны; активно ищут положительных раздражителей и избегают отрицательных.
Наряду с инстинктами появляются сложные двигательные навыки.
На втором, высшем уровне перцептивной психики, наряду с инстинктивными формами поведения, возникают способности к научению благодаря формированию элементарного мышления. Это высшие позвоночные — птицы и некоторые млекопитающие.

3. Интеллект. Так называют наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и ее подготовке. Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях; могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи.
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны.
Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса.
В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами.
 Эта стадия характерна для высших позвоночных животных — кроме обезьян для птиц, собак, дельфинов и др.

Для интеллектуального поведения животных свойственно “изобретение” ими новых способов решения задачи, использование внешних предметов как орудий, обход препятствий, решение двухфазных задач, явление инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д.
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных.
Однако говоря об интеллекте, "уме" животных, их мышлении, необходимо, прежде всего, отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких - нет.
Очевидно, речь может идти лишь о высших позвоночных, но явно не только о приматах, как это до недавнего времени принималось.
Вместе с тем интеллектуальное поведение животных является не чем-то обособленным, из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений единой психической деятельности с ее врожденными и благоприобретаемыми аспектами.

Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врожденной основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения.
Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями.
Поэтому интеллектуальное поведение дает наибольший приспособительный эффект, на что и обратил особое внимание А. Н. Северцов, показав решающее значение высших психических способностей для выживания особей и продолжения рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.
Предпосылкой и основой развития интеллекта животных - во всяком случае, в направлении, ведущем к человеческому сознанию - является манипулирование, причем, прежде всего с биологически "нейтральными" объектами.
Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не следуют из знания объективных законов, не осознаются ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т. д.
Передаются только через подражание действию, а не понимание результата.
Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразность.

Инстинкт

Инстинкт(лат. – побуждение, стимул) естественное влечение свойственное роду виду.
Инстинкт врожденная, наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий.
У Паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.
Инстинкты животных (от лат. instinctus - побуждение) - генетически запрограммированные формы поведения - животных, связанные, прежде всего с пищевой, защитной, репродуктивной сферами, характерные для данного вида.
Инстинктивная деятельность осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует.
Инстинктивные действия отличаются от сознательного главного образа тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными.
Инстинктивные действия состоят из комплексов четко скоординированных движений, поз, звуковых, терморегуляционных, секреторных, кожных и других реакций (изменений окраски), выполняемых в определенной последовательности.
 Выделяются 2 фазы инстинктивного действия:
более лабильная, подготовительная, или поисковая, и консервативная, мало изменчивая, завершающая.
На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения (врожденные двигательные координации

Социальная психология

 Социальная психология является одним из направлений фундаментальной психологии.
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу.
Социальная психология –сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений.
Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп. 
Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.

Предмет изучения социальной психологии.

Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:
-психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
-проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
-психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
-психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы, и явления.

В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений.

К ним причисляют:
-личность в группе как в некой системе отношений.
-взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).

Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.

Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).

Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).

Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).

Социальная психология, как и любая другая наука, имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои методологические и теоретические основы, понятийный аппарат, методы и методики исследования.

Задачи социальной психологии

Список задач, поставленных перед социальной психологией огромен, но для общего понимания чем же все-таки занимается эта наука очертим некоторые из них:
 -социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
-механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
-изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
-массовые психические явления;
-создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
 -полноценное развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
-исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
-исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
-исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Социальная психология изучает следующие явления:

-психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и других отношений ).
 Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтность и другие чувства и ощущения.

-феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например, супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов.
Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

-психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп, как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

-массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовый энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Методы социальной психологии

Социальная психология обычно использует следующие основные методы:
-наблюдение;
-эксперимент;
-метод анализа документов;
-обобщение независимых характеристик;
-анализ результатов деятельности;
-опросы;
-анкетирование;
-тестирование;
-социометрия.

Наблюдение.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение.
 Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.
Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.
 Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает;
В не включенном наблюдении — этого не требуется.

Эксперимент.
Эксперимент— метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть:
- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;
- естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
- констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления;
-формирующим, в процессе, которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов.
Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различные рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе).
Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент - анализа.

Метод обобщения независимых характеристик .
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие
силы и способности людей.

Опрос.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование.
Анкетирование делится на прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте, и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов.
Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестирование.
Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия.
Социометрия—  метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять:
- социально - психологическую структуру взаимоотношений в малых группах;
-конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы;
-наличие микро групп и связей между ними.

Социометрический тест:
- предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий и антипатий между членами группы;
- используется для изучения социально-психологической структуры взаимоотношений в малых группах;
- позволяет быстро выявить социометрический статус каждого члена малой группы, который отражает его реальную роль внутри нее, а также дает определенное представление об общем статусе его личности;
- используется для измерения не только личностных, но и групповых свойств;
- применяется для выявления «лидеров» и «отвергнутых», различных микро групп.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социо граммы (схемы взаимоотношений в группе).

Основным условием эффективности применения социометрического теста выступает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь.
 Эта установка фиксируется в виде положительного или отрицательного выбора. Результаты выборов заносятся в матрицу.
Метод социометрии, кроме социометрического теста и его статистической обработки, включает составление социо граммы и вычисление по определенным формулам различных индексов (например, индекса сплоченности членов группы).
Кроме перечисленных методов социальная психология имеет и свои специфические методы, например, метод социометрии — измерение приватных взаимосвязей людей в группах.
Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы, связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы.
Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой  которая обладает специфической символикой.

Заключение

В заключение хотелось бы добавить, что психология является бесконечно многообразной наукой, в которой с каждым годом появляются всё новые и новые направления.

 Ко всему прочему сложность изучения психических, психологических и социальных факторов индивидуума животного и человека.