Используют вирус для наступления на права

Игорь Кутузов
Похоже, что Путин борется не с вирусом, а со своими снижающимися рейтингами, — сказала учредительница проекта политического анализа R.Politik и научный сотрудник Московского центра Карнеги Татьяна Становая. — Проблема российских властей заключается в том, что они боятся показаться слабыми. Власть думает, что, если будут приняты более жесткие меры, возникнет впечатление, будто государство теряет контроль и не может управлять ситуацией .

Сейчас Россия закрыла свои границы, отменила спортивные мероприятия, прекратила занятия в школах. Однако многие эксперты говорят, что необходимые меры по сдерживанию вируса принимаются и реализуются раздробленно и постепенно, дабы защитить Путина от негативной политической реакции. Решение ввести в Москве карантин принял в выходные дни Собянин, но москвичи продолжали посещать бары и рестораны. Согласно независимому российскому интернет-изданию Meduza, несмотря на решение властей закрыть город, многие жители использовали свои оплачиваемые отпуска для того, чтобы организовать пикники и пожарить шашлыки на природе. А премьер-министр Мишустин работает над реализацией практических мер в рамках общенационального карантина. При этом создается впечатление, что Путин к таким действиям непричастен.

Сигналы звучат довольно путаные, и это отражает противоречие между необходимостью сдержать распространение вируса и сохранить в процессе этой работы политические позиции Кремля. Во время правления Путина действует большая сделка: Кремль обеспечивает стабильность, эффективное государственное управление и укрепляет международное положение России, а народ соглашается на самовластное правление Кремля. Но сокращение доходов в последние годы и недовольство общества коррупцией ослабили эту сделку, а пандемия COVID-19 показала, что общество не доверяет власти, пытающейся справиться со вспышкой коронавируса.

Столкнувшись с такими проблемами, Кремль может прибегнуть к двум хорошо знакомым ему методам контроля пандемии на собственных условиях: слежка и пропаганда.

COVID-19 уже дал российским властям возможность испытать новые полномочия и технологии, в частности, систему распознавания лиц в Москве, состоящую из 170 000 камер. Полиция уже заявляет, что поймала и оштрафовала 200 человек за нарушение карантина и мер самоизоляции в столице. Правительство сообщило, что будет использовать эту систему для слежения за распространением коронавируса. Однако защитников свободы слова и неприкосновенности частной жизни тревожит то, что власти наращивают возможности по ведению слежки и будут пользоваться ими и после прекращения пандемии. Московские власти также начали использовать систему двумерного штрихкода, когда жителям, чтобы выйти из дому во время карантина, надо отсканировать такой QR-код.

В настоящее время эпицентром эпидемии в России является Москва. Но если вирус широко распространится в других регионах, власти могут прибегнуть и к другим новым технологиям, чтобы сдержать панику и не допустить негативных политических последствий, говорит автор журналистских расследований и эксперт по российским спецслужбам и технологиям слежки Андрей Солдатов. В частности, Кремль может использовать так называемый суверенный интернет, что позволит властям отгородить российский интернет от внешнего мира, а также отключать интернет того или иного региона от остальной страны.

Если в каком-то районе будет большой рост заболеваемости, власти могут отключить там интернет, дабы помешать распространению информации об этой вспышке по всей стране, — сказал Солдатов. — Пока мы этого не видим, но ситуация может пойти именно в таком направлении . Между тем, управление общественным мнением становится главной задачей. Российские государственные СМИ и телевидение продолжают с оптимизмом рассказывать о том, как власти справляются с эпидемией, и всячески выпячивают недостатки других государств в борьбе с вирусом. В репортажах большое внимание уделяется тому медицинскому оборудованию, которое Россия отправила в Италию. Этот жест должен был показать, что Москва уверена в своих методах работы в условиях кризиса, хотя итальянские официальные власти позднее заявили, что 80% этой помощи бесполезно . Кроме того, власти стараются искажать информацию о коронавирусе в стране и манипулировать ей. После смерти нескольких пожилых пациентов, заразившихся коронавирусом, причиной летального исхода назвали не COVID-19, а их хронические болезни, такие как тромбоз. Сделано это было для того, чтобы уменьшить показатели смертности.