Концепция прорыва в миропонимании

Моисей Харитонов
1.Предисловие

На рисунке вверху серия картин Гюстава Моро (1826-1898), французского живописца и графика, представителя символизма. Учился в Школе изящных искусств в Париже. Писал феерически пышные, мастерски исполненные, с налётом салонности, картины на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты. Был знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства.

Посмотрел в интернете несколько научных публикаций для выработки начального концептуального представления о месте проявлений древнегреческого поэта Гесиода в процессе развития миропонимания.
В описании картины Моро сказано, что Гесиод был греческим поэтом и популярным исполнителем этнических песен в период около 700 г. до н. э.
 
На картине 1870 г. видим сидящих на утесе Гесиода с музой Они любуются природой с моем и чайками над ним. У Гесиода в руках пастуший посох, он одет в хламиду красного цвета и плащ, накинутый на голову. Рядом с ним Муза, раскинувшая свои розовые крылья. У подножия утеса пастух с собакой.
 
Картины:
- 1891 г. (Париж, музей Орсэ).
- 1870 г. (Париж, музей Гюстава Моро).
- 1860 г., две картины (Париж, Музей Гюстава Моро).

В выработке своего концептуального представления о месте Гесиода в истории развития миропонимания выхватил из интернета публикации:

- аспиранта кафедры истории древнего мира и средних веков Минского университета М. Сычёва, научный руководитель - доктор исторических наук, профессор М.С. Корзун. «Русскоязычная историография о Гесиоде». Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2012. № 1. сс. 26-29.

- А.Л. Зорин. Курс лекций по философии. Краснодарский Госуниверситет культуры и искусств, кафедра философии и политологии. studopedia.ru/3-96172-predfilosofiya-drevnih-grekov.html.

В начале рассматриваемого периода написанное им считали лишь дополнением к сведениям Гомера, позже победило современное понимание наследия Гесиода и Гомера как источников, описывающих два несколько отличных друг от друга общества.

Слово «философия» в смысле «любовь к мудрости» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор. И наличие данного стремления он связывал с специфичностью человека как существа особого рода, которое в отличие от богов, обладающих абсолютной истиной, только жаждет ее постичь. В дальнейшем философы прояснили, что особенность человека состоит в том, что он есть конечное и ограниченное существо, стремящееся к бесконечному и безграничному. Именно это заставляет его выходить за пределы наличной данности и заниматься поиском первопричин (корней), прикоснувшись к которым он может найти в себе силы для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность и смертность.

Итак, философия начинается там, где осуществляется попытка осмыслить бытие и высказать нечто по этому поводу. Она возникает не по причине полезности и не из беспричинного каприза. Позднее И. Кант подчеркнет, что основными проблемами для философии всегда были размышления о том, что представляет собой мир как целое, какова сущность человеческой души и что есть Бог.

Согласно К. Ясперсу, «в своих начатках философские мысли присутствуют в каждом человеке»; но, это не означает, что постижение Бытия, или философствование - рядовое занятие в числе других. Для того чтобы философствовать, необходим особый настрой - «философская захваченность». И эта захваченность создает другой порядок и другое качество жизни, когда человек пытается жить интересами чистого разума без всякого стремления к успеху, карьере, обогащению, интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.

Как и вся античная культура, древнегреческая философия прошла свой цикл развития от зарождения к расцвету, а затем к упадку и гибели. Соответственно, в ее становлении выделяют три периода.

Первый - предфилософия, когда закладываются основы для формирования античной философии как рационализированного мировоззрения.

Второй - классический. Возникновение, созревание и расцвет  древнегреческой философской мысли. Данный временной отрезок подразделяется на раннюю (натурфилософия), среднюю (софисты и Сократ) и высокую классику (Платон и Аристотель).

Третий - связан с кризисом древнегреческого общества. Это - эпоха эллинизма и латинской философии Рима (конец IV в. до н.э. - начало VI в. н.э.).

2.Место Гесиода в эстафете развития миропонимания

У истоков эллинской мудрости стоит полулегендарный поэт Гомер (XII в. до н.э.). Мир его поэм был упорядочен путем распределения сфер влияния между великими богами: Зевсу отводился яркий свет небес (эфир), Аиду - туманный мрак подземелья, Посейдону - водные просторы; Землю олицетворяла Гея как мать всех живых существ, в том числе и людей.

Гомеровский эпос еще насквозь пропитан мифологическими представлениями. Почти все природные и многие из социальных явлений имеют здесь сверхъестественную ипостась. Но Океан как первоначало всего уже в значительной степени демифологизирован и представлен в виде реки, опоясывающей сушу. Олимпийские боги находятся в отношениях кровного родства. Им не чужды во многом людские страсти и пороки (зависть, коварство, лицемерие). От смертных они отличаются вечной молодостью и бессмертием. Жизнь представителей рода человеческого трудна и полна невзгод, ибо полностью зависит от произвола богов. Если богов можно как-то умилостивить, то этого нельзя сделать в отношении Судьбы, которая могущественнее самих богов. Ей подчиняются не только жалкие и ничтожные люди, но и сами небожители.

Гомер один из первых заговорил о мудрости, которую он рассматривал как знание о неведомом, как дар богов. Мудрец, в его представлении, тот, кто ведает о прошлом, настоящем и будущем, ибо он располагает сведениями о первоначале и о том, как из него все возникает.

В отличие от полулегендарного Гомера, поэт Гесиод (VII в. до н.э.) вполне историческая личность. Его отец бежал в греческую деревню из Малой Азии, спасаясь от кредиторов, и стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной мелкособственнической психологией.

И если Гомер еще во многом воспроизводит культуру мифа, то второй уже осуществляет ее анализ. Произведения Гесиода - плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец.

С его именем связывают две поэмы. Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения. Главное внимание уделяется человеку и его нуждам, мифы о богах выполняют лишь служебную функцию. Гесиод рассказывает о своем конфликте с братом, наставляет непутевого, который промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод испытал социальную несправедливость. Голодал. Но спасли честность и трудолюбие. Призывает брата к честному труду, описывает для него сложившийся в этой местности цикл земледельческих работ.

Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения, повествование о происхождении богов. Боги олицетворяют явления природы и общественной жизни и, поэтому, здесь повествование о происхождении мироздания и людей, о их месте среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование начинается от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос. Отвечает не сам Гесиод, а музы. Поэма в большей своей части написана от лица Муз.

Социальные вопросы. Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой  героики в более примитивном сознании человека "гомеровской Греции" - выражал в основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Апологет труда. Изобретает вторую Эриду (у Гомера Эрида - богиня раздора) - богиню трудового соревнования. Во время Гесиода Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными отношениями. Вопреки политическому господству аристократии, ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной жизни богатство расходится со знатностью. Быть бедным стыдно, тогда как "взоры богатого смелы". Перед крестьянином два пути: или, потеряв свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки. Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом. Другое - то, что приобретено честным трудом. Но идеал честного труда расходится с тем, что Гесиод видит в жизни, там царит произвол сильного. А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: "Правду заменит кулак... Где сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет". Происходит имущественное расслоение деревни и распад общины. Лучшие времена - "золотой век" - позади.

Пять поколений. Историческая концепция Гесиода выражена в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное относятся к временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам Зевса. Первое поколение создано "вечными богами" из золота. "Жили те люди, как боги". Последующие поколения были хуже и хуже. Настало время железа: "Землю населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги". Исторический пессимизм Гесиода - мировоззренческое осознание древнегреческим крестьянином своей социальной обреченности в paннеклассовом обществе, когда община распадается, земля становится предметом купли продажи. Но пессимизм Гесиода не беспросветен - он выражает желание родиться не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения.

Прометей и Пандора. Прометей, сын титана, подарил людям огонь. Он похитил его у 3евса. Зевс наказал Прометея, но огонь у людей отнять не смог, здесь - мысль о необратимости прогресса. Зевс может лишь компенсировать полученное людьми благо злом. Зевс ненавидит людей. Он приказывает другим богам создать женщину. Имя этой первой женщины Пандора ("всеми одаренная"). Она прелестна, но у нее "двуличная, лживая душа". Будучи любопытной заглянула в сосуд, где были заключены беды, выпустила их на волю. Поспешно закрывая крышку, сумела удержать одну лишь надежду. Поэтому только одна надежда на лучшее будущее поддерживает людей, одолеваемых бесчисленными бедами.

Нравственные идеалы. Начало античной этики предполагают возможным  вести от первой поэмы Гесиода. Герои Гомера безнравственны. Taм есть лишь одна добродетель - мужество и лишь один порок - трусость. Одиссей не затрудняется в выборе средств. Укоры совести ему неведомы. Он хитер. Свою хитрость унаследовал от деда - обманщика и вора. Позднее, в 5 в. до н. э., Одиссей в пьесе Софокла - "полный негодяй". Это говорит о развитии к тому времени нравственного сознания эллинов. Такое развитие началось с Гесиода. Именно он выдвигает тезис о том, что человек тем и отличается от животного, что животное не знает, что такое добро и что такое зло, а человек знает.

У Гесиода резко выражено противоречие между сущим и должным. В сущем ситуация такова, что "нынче ж и сам справедливым я быть меж людьми не желал бы, да заказал бы и сыну". Разрешить это противоречие Гесиод не может. У него даже нет идеи загробного воздаяния. Награда и возмездие возможны только в этом мире. Гесиод рисует образ справедливого государства. Оно процветает, а несправедливое государство гибнет. Также и на уровне человека "под конец посрамит гордеца праведный". Но все это только в долженствовании. Гесиоду остается лишь выразить надежду, что "Зевс не всегда терпеть это будет". Реальный же моральный кодекс Гесиода сводится к норме соблюдения меры. Для него, мелкого собственника-земледельца, это означало соблюдение бережливости, расчет во всем, трудолюбие. Даже отношение с богами подчиняет расчету: "Жертвы бессмертным богам приноси, сообразно достатку". Реальный моральный кодекс сводится к предписаниям не обижать чужестранца, сирот, старого отца, не прелюбодействовать с женой брата.

Поэма пользовалась в Элладе большим успехом. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов. В ней отчетливо выражена мелкособственническая психология крестьянина-собственника.

Вторая поэма сугубо мифологична. Большая часть текста вложена в уста Муз, к которым Гесиод обращается с вопросом о том, что в мироздании "прежде всего зародилось". Отвечая на этот мировоззренческий вопрос, музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения генеалогического древа богов.

Первоначало. Будучи не в состоянии объяснить природные и социальные явления по существу и имея естественную потребность в таком объяснении, первобытный человек находил объяснение в рассказе о происхождении олицетворяющего то или иное явление существа от других таких же существ путем биологического рождения. Гесиод - не первобытный человек. Но схема мировоззрения та же. Однако вопрос о происхождении мира достигает у него своего предельного выражения. Он спрашивает, что возникло в мироздании первым. Мифология обычно отвечает и на этот вопрос, но отвечает стихийно, сам вопрос еще не осознан и не сформулирован. Гесиод осознал, сформулировал и поставил. В этом шаг вперед в развитии мировоззрения. Но сама постановка вопроса по сути мифологична - его интересует, что возникло первым.

У Гесида просматривается подход к идее субстанции. После возникновения мироздания хаос в виде "великой бездны" лежит в основании мироздания. Видно, что Гесиод в своей трактовке первоначала вплотную подходит к идее субстанционального первоначала. Это уже близко к началу философии. Однако он все еще не философ. Он предфилософ.

Он не философ, потому что его космогоническнй процесс - это ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Гесиод не говорит, что сам Хаос породил новое поколение богов. В этом тоже можно заметить зарождение идеи субстанции. У Гесиода Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.
Но, после такого представления Хаоса, Гесиод снова сбивается на тему происхождения и родословия богов. Связь между двумя уровнями мировоззрения Гесиод установить не смог.
В мифологической антропоморфной форме проводится мысль, что Зевс - вершина мироздания - не только громовержец, но и промыслитель.

С систематизацией богов Гесиодом начинается увядание мифологического образа. Боги сводятся лишь к той или иной функции, их места четко определены в структуре - кто кого родил. Люди при этом - случайные и побочные продукты.
Боги и особенно Зевс враждебны к людям. Лишь один Прометей, двоюродный брат Зевса, любит людей и помогает им. У Гесиода Прометей изображен без симпатии. Он хитрец, обманувший Зевса, украл у Зевса огонь и дал его людям.

Гомер и Гесиод, воспевая:

один красоту человека, мощь его духа, красоту вещей и деяний,

другой восхваление труда, рациональные мотивы поведения, справедливость во взаимоотношениях, поступательное развитие истории,

- сформировали предложение для философии, которой еще предстояло возникнуть, к разработке категорий красоты, духа, мужества...
На Гесиоде закончился почти тысячелетний предфилософский период, созрела готовность начала следующего периода - собственно греческой философии, которая восприняла наследство мифологической и эпической эпох.

Одним из начал древнегреческой философии является нравственно-этическая рефлексия «Семи мудрецов». Это - Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон Афинский, Хилон из Лакедемона, Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа. В 582 году в Афинах этот список был официально утвержден.

Мудрость «Семерки» еще не отнесится ни к философии, ни к науке, но они открыли один из источников философии - обыденное сознание: по словам Гегеля, они постигли «существенно практическую сторону познания», что представляло собой «сознание самой по себе всеобщей нравственности». Полагают, что, действуя таким образом, они заложили начало этики как важнейшей составляющей философии.
Это и называется зарождением нравственной рефлексии в умах и поведении людей: в античной мифологии нет этики - есть только мужество, противостоящее трусости. Там нет нравственных требований к личности как системы, у «мудрецов» же зарождается нравственное самосознание. В своих афористических высказываниях они сформулировали суть нравственного конфликта между должным и сущим (тем, что реально есть) и попытались показать механизм общественных запретов и предписаний.
Они решительно выступили против нравственной безмерности, наглости, грубости, глумления, предложив во всем соблюдать меру. Провозгласили приоритет мысли: «Ум - твой вожатый!», «Думаю, а потом действую!».

Таким образом, эти мудрецы предложили секуляризацию общественного сознания - отрыв его как от мифов, так и от предначертаний богов. Принцип Дельфийского оракула: «Познай самого себя!» впервые предложил изучить субъект познания, человека, его способности к мышлению.

3.Резюмирую

Гомер стоял у истоков древнегреческой мудрости и один из первых заговорил о мудрости.
 
Но, если Гомер воспроизводит культуру мифа, Гесиод осуществляет ее анализ. Он не «автор мифологии», а скорее систематизатор мифов, чем их творец.
Гесиод заложил основу античной этики. Все еще в мифологической форме, но осознал, сформулировал, поставил вопрос о происходящем в мире - что возникло первым. Вплотную подходит к идее субстанционального первоначала. Он уже предфилософ, но еще не. На нем закончился почти тысячелетний предфилософский период, созрела готовность начала следующего периода - собственно греческой философии, которая восприняла наследство мифологической и эпической эпох.