Земельный капкан и российское правосудие

Олег Ларионов
                ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАПКАН И РОССИЙСКОЕ "ПРАВОСУДИЕ"    
         О том, как Вологодский городской суд разрешил ходить мне к себе домой за… 207 000 рублей в год. Пожизненно и бесповоротно

      Если вы полагаете, что, не беря кредитов, не занимаясь бизнесом, ведя законопослушный образ жизни, однажды вы ни за что ни про что не окажетесь в долговой яме, или у вас по закону не отнимут самое необходимое, например, жилье, то вы глубоко заблуждаетесь. Я расскажу историю, дикую и абсурдную – но лишь на первый взгляд. Потому что цинизм и глубокое презрение к основополагающим правам человека – это главная характеристика всех трех ветвей власти в нынешней пещерно-компрадорской России.
      Наша семья с 1960 года жила в небольшом старом домике в красивейшем историческом месте Вологды, из окон его по ту сторону реки виден монументальный Софийский собор, воздвигнутый Иваном Грозным полтысячелетия назад (впрочем, на этом моя лирика, по понятным причинам, почти не начавшись, и закончится – извините, не до этого). Площадь жилья сопоставима со средних размеров квартирой - 80 «квадратов», а участок меньше среднестатистического дачного - около пяти «соток».
     С крушением Советского Союза много чего произошло печального. И одним из самых кощунственных актов стало введение частной собственности на землю. Его последствия я ощутил моментально.
      Мой домик находился в глубине квартала, его построил некий купец еще в 1912 году. Естественно, что дом с главной улицей связывал проезд. Так вот, в 2010 году проезд тот администрация Вологды по трудно объяснимой (но только поначалу) щедрости душевной передала в собственность долларовому миллионеру, хозяину соседнего участка, и он сразу сделал из него стоянку для своих автомобилей, а проезд к моему дому загородил забором.
      В суде всплыло, что моя подпись в акте согласования границ подделана. Тем не менее, тягаться с администрацией мне, рядовому жителю Вологды, оказалось не под силу. Однако по закону дом оставить без проезда нельзя, поэтому судья выделил мне дорогу через соседний пустующий участок с двухэтажным домом – заброшенным объектом незавершенного строительства. Причем, бесплатно и бессрочно. На юридическом языке это называется «сервитут». Что это за зверь, тогда мало кто догадывался, кроме специалистов. Ведь доселе вся земля была государственной, а государство в обиду не давало. Раз суд, а значит, государство, дало дорогу, то теперь все будет в порядке, думал я… Зря я так думал.
      Годы спустя, в августе 2018 года около своего дома я встретил молодого человека. Небрежно покручивая автомобильными ключами, Сергей с характерной фамилией Разуваев объяснил: теперь он хозяин участка, через который проходит дорога к моему дому. А существование моего дома ему очень мешает. Поэтому он предлагает добровольно обменять мой домик в исторической части областного центра на какую-нибудь избушку в отдаленной сельской местности. Мол, там я буду очень хорошо себя чувствовать на природе.  Это полезно для немолодых людей - чистый воздух, грибы, и все такое…
      В душе я посмеялся, и сообщил молодому человеку, что на здоровье пока не жалуюсь…
      -Ну-ну. Не хотите, как хотите…
      И перегородил участок высоченным забором, а проезд - более чем двухметровыми воротами с электроприводом. Электронный ключ он мне, правда, через неделю вручил под расписку. Но вскоре ворота открываться перестали. На мои телефонные претензии он с «сожалением» сообщал, что ничем не может помочь, так как постоянно обитает в своем родном Иванове (на самом деле он живет в Вологде, на что имеется ответ полиции).
      Слава богу, была еще квартира, где проживали родственники. Ну а чтоб взять самые необходимые вещи, мне пришлось лазить через забор с помощью приспособлений. Про банки с осенними заготовками в кессоне, картошку, зимнюю резину в гараже, рукописи и книги, стоявшие на стеллажах в отдельном помещении, да и многое чего другое, пришлось забыть.
      Обращаюсь в полицию (причем, трижды). И трижды получаю отписки: состава преступления в факте недопуска вас к жилью не обнаружено. Вот представьте, вы живете в многоэтажном доме. А сосед заварил сварочным аппаратом вход в вашу квартиру. И полиция сообщает: это не наше дело; все хорошо, прекрасная маркиза, нарушений нет…
      Тогда я подаю иск в суд об устранении препятствий в пользовании домом. Судья на первом же заседании дает понять: частная собственность неприкосновенна, мне трудно будет что-либо требовать (как будто мое жилье не такая же частная собственность). Одновременно получаю встречный иск – об установлении платы за сервитут, то есть за пользование дорогой, проходящей через чужой участок.
       В «заключении» эксперта М.К. Рогулина из ООО «Бюро независимой оценки» в Вологде, нанятого моим оппонентом, есть много теоретизирования насчет круглосуточного проезда тракторов и прогона крупного рогатого скота к моему крошечному участку. Нет разве что расчетов по ущербу от приземления НЛО. И вывод – плата для меня за дорогу составляет 256 617 руб. в год. Думаете, сумма взята с потолка? Думаю, что нет. 250 тыс. руб. – столько стоит земля за сотку в этом районе областного центра. Подчеркиваю, это стоимость земли, а отнюдь не годичная плата за ее использование. Но эксперт проигнорировал такую "мелочь". И добавил еще шесть тысяч «на сигареты», чтобы в наглую не округлять сумму. (За бред этого Мюнхгаузена Разуваев заплатил 25 тыс. рублей – как раз 10% от назначенной ренты, а городской судья приняла решение взыскать эту сумму с меня. Позже областной суд отменил это постановление).
      Второй эксперт, назначенный судом (индивидуальный предприниматель Н.В. Кузьмина, ее данные и способ контакта с ней находятся в открытом доступе) «снижает» расценку до 207 000 руб. в год, то есть до 17 тысяч 250 руб. в месяц. Именно эту сумму и определяет судья Вологодского горсуда Ю.А. Смыкова, чтобы ежемесячно взыскивать ее с меня в пользу С.В. Разуваева за доступ к моему домику.
В перерыве «ее честь» перебрасывается с адвокатшей Разуваева парой приятельских фраз, не имеющих отношения к предмету суда, а потом весело обращается ко мне:
      -Не нужно было ругаться с хозяином дороги!
       -Так он же вообще закрыл дорогу к моему дому!..
      Моя реплика, как не трудно догадаться, остается без ответа. Зато пышущая оптимистичной молодостью госпожа Ю.А. Смыкова определяет взыскать с меня судебные расходы, да еще оплату за пользование дорогой – причем, взыскание распространяется на прошлый период, ретроспективно, до установления судом самой платы, чего не сделает даже юрист-стажер! Всего «набегает» под двести тысяч, причем, «счетчик» по оплате неумолимо продолжает «крутиться», ежемесячно списывая с меня кругленькую сумму. При этом все мои доводы о том, что эксперты даже не были на моем участке и не знакомы с реальным положением дел, проигнорированы. Как и то, что мой домик – не промышленный объект, приносящий прибыль, не бензоколонка, не пастбище; бульдозер или грузовик туда просто физически не влезут, стада животных на 4,7 сотках земли (как «размышлял» вологодский «эксперт» М.К. Рогулин) не содержатся и не пасутся...
      В качестве информации. Величина прожиточного минимума на тот период в Вологде была установлена в размере 12 тысяч 398 рублей в месяц. В самой Вологде вам за редким исключением предложат работу с зарплатой более чем 15-20 тыс. руб. в месяц. Ну а моя зарплата «чистыми» - 17 тысяч «с копейками». Легко понять, что означало для меня такое решение вологодского правосудия.
      Тогда я подаю в суд уже другой иск - о немедленном прекращении сервитута: такая дорога мне не нужна (согласно закону, владелец может потребовать как предоставления проезда к своему жилью, так и отмены его).
      И что вы думаете?
      Адвокатша оппонента, символически одетая, как героиня фильма «Красотка», доселе рьяно возмущавшаяся тем, что я безбожно «обременяю» «их» участок своим присутствием, вдруг заявляет, что категорически против, чтобы я отказывался от сервитута, теперь он им ну о-очень нравится. Еще бы – 17 «штук» просто так ежемесячно в карман клиента сыплются!
      А что же суд? «Я не могу обездолить вас и лишить вас дороги к своему жилью», - объясняет на этот раз судья Вологодского горсуда Ю.А. Шилова. «Но с такой оплатой я буду обездолен еще больше, я не в состоянии платить столько за дорогу к своему дому!..» Увы, сие - глас вопиющего в пустыне. Судья Ю.А. Шилова дает мне понять, что это – сугубо мои проблемы, ее никоим образом не касающиеся, и своим решением принимает сторону землевладельца, то есть навязывает мне платную дорогу насильственно, что противоречит не только здравому рассудку, но и закону.
      Итог двух судебных заседаний означает: капкан захлопнулся. С одной стороны, по решению суда я обязан выплачивать в пользу землевладельца С.В. Разуваева 17250 руб. ежемесячно за доступ к своему жилью, что равняется моей зарплате. Причем, абсолютно без разницы, могу я пользоваться проездом, или по объективным причинам не могу. Ведь то, что ворота заблокированы – суду ровным счетом начхать. По другому судебному решению, отказаться от такого «удовольствия» я также не могу. Ну и в-третьих, ни один божий человек не купит у меня дом с такой платой за пользование дорогой. Значит, сумма будет взыскиваться с меня пожизненно со всех видов дохода, а если средств не хватит, то будет конфисковано имущество.
      В который уже раз залезаю в долги, нанимаю опытного юриста. Он подтверждает: мои догадки небезосновательны. «Вас будут просто тупо доить - по закону! - а потом и дом отберут без проблем». И далее объясняет:
      - Существует такая вещь. Есть организованные группировки, которые специализируются на прорехах в земельном законодательстве. И туда входят «уважаемые», не к столу будет сказано, люди.  В большинстве европейских стран плата за проезд к собственному жилью не может быть выше налога на землю, и он небольшой. А у нас делай, что хочешь. Решения судов основываются исключительно на мнениях так называемых экспертов, хотя это и неправомерно, но до этого никому нет дела. Естественно, не скажу про все сообщество, но методы работы некоторых «специалистов» мне известны. Заказчик предлагает эксперту, назовем аккуратно, без эмоций, один гонорар – тот применяет соответственно один коэффициент для взимания платы за пользование землей, кладет ему в карман гонорар повыше – эксперт «рисует» другой. Все зависит от финансового статуса заказчика. Хотя эксперты и дают подписку об уголовной ответственности – но это чистая формальность, фикция. Они вообще всякий страх потеряли. В случае чего всегда можно «включить дурака» и сослаться на «ошибку». Разве вы не заметили, как вся эта публика, причем, самая высокопоставленная, чуть в губы не целуется в судах, даже не считая нужным скрывать это?
       - Конечно, заметил.
      - Сделаем так. Я нашел в экспертизе Н.В. Кузьминой очевидные противоречия.                Подаю апелляцию в областной суд. Пока заседание переносят, чтобы вызвать «на разборку» эксперта, мы срочно нанимаем московскую экспертизу – но только московскую, потому что в Вологде рука руку моет! – чтоб разоблачить этих деятелей, хотя суд второй инстанции имеет право и не приобщать ее к делу. Тут уж как повезет.
      Тогда я делюсь с юристом следующим. Другой мой сосед, участок которого напрямую примыкает к моему, и расположен таким образом, что не нуждается в злополучной дороге, готов выкупить мою землю. Правда, по дешевке.
      - Продавайте! Я не могу дать никаких гарантий, как события будут развиваться дальше. Областной суд может полностью продублировать решения городского. Шансов по нынешним временам очень мало. Лотерея. Выбирайте – либо расстаться с имуществом хоть с какими-то деньгами, либо попасть в пожизненную кабалу.

      А события развивались так. Подписываю у нотариуса договор с этим самым соседом, что я, будучи в здравом уме и ясной памяти, не находясь под бременем тяжелых жизненных обстоятельств, продаю дом кадастровой (заниженной) стоимостью без малого в два миллиона рублей за сто тысяч рублей. (За землю сосед, правда, заплатил отдельно, только это было для нас слабым утешением). Моя старшая дочка чуть не плакала: «Папа, придумай что-нибудь, только не отдавай дом!» Увы, более чем за год судебных тяжб я понял, что в джунглях буржуазного произвола мне не светит ничего хорошего. И кроме сражения за платную дорогу меня ждут бесконечные и безрезультатные разбирательства с ее хозяином из-за намертво закрытых им ворот, необходимость лазать через забор, полное равнодушие в этом вопросе правоохранителей и судебной системы.

       Московская служба экспертизы и оценки камня на камне не оставила на поганой писульке вологодского «эксперта» Н.В. Кузьминой. Н.В. Кузьмину вызывают в областной суд. Председательствующий дает некоторое время этой даме, чтобы ознакомиться с заключением московской экспертизы. И тут мадам «поплыла». Стала плести нелепости, что ее, мол, не так поняли. Что выставленная ею сумма оплаты за дорогу рассчитана не на год, а на период в 49 лет (хотя за несколько дней до этого двум юристам и лично мне утверждала прямо противоположное, также, как и суду первой инстанции представленным туда «заключением).
      И ничего ей за эту наглую подтасовку не было, хотя впору возбуждать уголовное дело, так как именно из-за ее лжеэкспертизы моя семья лишилась дома, в который вкладывалась в течение жизни! Ну а Вологодский областной суд отмел все финансовые притязания моего оппонента и отменил дикие решения городского суда. Увы, этого могло не случиться, если бы я вовремя не избавился от дома и участка. Как говорится, на нет и суда нет. Вот так выбрался я из этого кошмара.
       Да, кошмара, потому что в течение более чем года буржуазная государственная машина во всей своей мощи преследовала меня, законопослушного гражданина, словно уголовного преступника, за святое право – беспрепятственно ходить к себе домой. И не в пользу даже самого государства, а в пользу земельного цепня, которому сама же и предоставила такую возможность.
Я автоматически искал в почтовом ящике судебные повестки, боясь пропустить судебные заседания. Я сбился со счету, сколько их было. И за каждое нужно было платить гонорары юристам, так что порой не оставалось, на что жить.  По ночам мне снилось только одно – руины моего жилья и черные мантии судей. Обезличенная и античеловеческая система паразитирования человека над человеком стирала меня из этой жизни ластиком произвола, как ненужный текст.
       Потеря дома повлекла и другие, по принципу домино, тяжелые и бесповоротные для меня последствия, но они не тема настоящей статьи.
      Остается добавить следующее. По жизни я привык рассчитывать в основном только на себя. Однако в разгар расправы – иначе не назовешь – которую приготовили мне решения Вологодского городского суда, я не выдержал, рассказал обо всем вологодскому поэту Юрию Иванову, юристу по образованию, человеку пылкому, с обостренным чувством справедливости, коммунисту по духу и мировоззрению, не сдавшему свой партийный билет, полученный во времена Советского Союза.
      «Олег, ты русский человек, ты писатель, ты ходишь по русской земле! – воскликнул он. – Этот дом вашей семье 60 лет принадлежит. И при царе в нем люди жили, и ходили, и никто им козней не строил. Наши деды кровь проливали за нашу землю в войне с фашистами, а теперь ты либерал-негодяям дань должен платить, чтоб пройти к себе домой, разрешения их спрашивать?!.»
      Он дозвонился до Геннадия Андреевича Зюганова, поведал ему мою историю. Геннадий Андреевич был возмущен до глубины души. Реакция последовала незамедлительно. К работе подключилась юридическая служба ЦК КПРФ, мне очень помогли с дорогостоящей и своевременной московской экспертизой, сыгравшей в этом деле немаловажную роль. И конечно, огромную поддержку оказал первый секретарь Вологодского обкома КПРФ Александр Морозов. Если бы не он, все мои рукописи, книги, фотоматериалы, картины моих друзей-художников, вещи оказались бы на помойке – просто их некуда было бы деть. Все-таки дом есть дом, это не заштатная квартира, где ищешь место для тапочек. Так что, если бы не помощь моих друзей-однопартийцев, новый наступивший год я бы проводил в настоящем финансовом капкане…
      Увы, только дома, как и минувшие годы, не вернешь.

      P.S.
      К сожалению, третий кассационный суд общей юрисдикции в городе С-Петербурге отменил решение Вологодского областного суда и назначил дело к новому рассмотрению, когда дом уже мне не принадлежал. Речь по-прежнему шла о злосчастной плате за сервитут. И надо отдать должное новому эксперту, который оказался порядочным и честным человеком. По его заключению, за все время пользования дорогой я должен был своему оппоненту не несколько сотен тысяч рублей, как ранее определили ловкачи, а чуть более пяти тысяч. Да, ему поступали угрозы, но эксперт оказался тверд в своем решении. Однако теперь я формально считался проигравшей стороной, и на меня «повесили» все судебные расходы более чем в сто тысяч рублей. Это, как говорится, «издержки производства». Остается добавить, что тяжба длилась четыре года.
                * * *

      Вот как прокомментировал эту историю руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Вологодской области, первый секретарь Вологодского областного комитета КПРФ Александр Морозов:
      «К сожалению, прорехи в законодательстве порождают вопиющее нарушение конституционных прав человека.  Самое отвратительное, что в серых схемах по отъему имущества у граждан задействованы представители государственных институтов, что дискредитирует само имя государства. Разумеется, те, кто этим занимается, не имеют ни человеческой чести, ни совести. Впрочем, в капиталистическом мире, который нам навязан насильственно, вопреки воле народа, быть порядочным человеком - не обязательный атрибут.
      Регулярно из сообщений СМИ мы узнаем, как собственников жилья буквально замуровывают со всех сторон заборами, ставятся шлагбаумы, с граждан официально берут мзду в пользу новоявленных латифундистов и разного рода земельных жуликов и вымогателей; люди не могут попасть к себе домой, судятся годами – и безрезультатно! И так везде – в дачных кооперативах, в сельской местности, в городах. На этом греют руки те, для кого подобного рода деятельность превратилась уже в профессию. Земля в буржуазной России давно стала средством эксплуатации и мздоимства. Если так пойдет дальше, не далек час, когда сатрапы антинародной власти введут плату за воздух, которым мы дышим.
      Компартия твердо выступает за возвращение природных ресурсов в собственность государства и народа. Но даже до принятия фундаментальных изменений есть способы исправить ситуацию. Убежден: если в пресловутый, коррупциогенный по сути, федеральный закон о сервитуте будет внесена поправка, устанавливающая «потолок» земельной ренты, как это сделано на Западе,  змеиные гнездилища разного рода околоземельных мошенников и взяточников с их бесстыжими аппетитами будут выжжены каленым железом. У нас, как у законодателей, есть возможности, чтобы работать в этом направлении. И мы будем работать.


            Опубликовано в газете «Правда» под названием «Земельная мышеловка», №9 (30941) 30.01.2020 г.
            Размещено на сайте ЦК КПРФ.
            Опубликовано в газете «Наш голос», Вологодская область, март 2020 г., № 3(342).

        На снимке: бывший дом автора статьи (г. Вологда, ул. Энгельса, д. 37-А).