Инициатива снизу. Охота на слова

Александр Ерошкин
Если бы ещё вчера меня кто-нибудь спросил, кто такая Дарья Лаврентьевна Михайлова, я бы ни за что не ответил. А всё  потому, что у нас не принято рассказывать о людях, которые реально повлияли на какие-то процессы в обществе, что-то доброе изобрели, что-то красивое создали, что-то  хорошее сделали. Правда, когда я услышал про Дарью Севастопольскую, то вспомнил, что при обороне Севастополя ещё во времена мировой войны в середине XIX века, войны, которую необоснованно называют или Крымской, или Восточной, а по сути это была война подлости, предательства, мелкого расчёта и на Западе, и во власти России, в борьбе с которыми русские солдаты, офицеры, просто граждане  вынуждены были  проявить  чудеса храбрости, выдумки, инициативы.

О Дарье Михайловой и её инициативе я узнал чисто случайно, стал копаться в книгах и интернете и не пожалел.

Опустим пока детали, коснёмся событий по-крупному. Добив Наполеона в Париже (1814), поборов  внутреннюю организованную оппозицию в стране на Сенатской площади (1825), Россия и её правительство как бы успокоились, армия была большая, но плохо обученная военному делу, занималась больше муштрой и парадами. А её партнёры не прекращали попыток испытать  Российскую империю на прочность. И если раньше один раз на веку объединённая Европа пёрла на Россию, то тут решилась на вторую попытку против «жандарма Европы». Где бы что бы ни произошло – во всём виноваты Россия и русские, а всё потому, что думают не так, что иначе рассуждают о справедливости, по-другому надеются организовать жизнь на Земле, то есть без войн и насилия.

Запад за многовековую историю много раз стремился создать вокруг России буферную зону, чтобы никогда в ней не затухали большие и малые конфликты. Всё, как сегодня, русофобия на рубежах зашкаливает. Правозащитники и правозащитницы девятнадцатого века громко заголосили о нарушении прав человеков  на территории России. Правда, таких  понятий, как права, человеки, рукопожатность,  тогда ещё не было, но процессы похожие уже шли, и Александр Пушкин назвал  заклятых друзей на Западе клеветниками и призвал собраться и двинуться на нас всей ойропейской мощью.  Он-то думал остановить их порыв. Помните?

«Клеветникам России»

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

         Уже давно между собою
         Враждуют эти племена;
         Не раз клонилась под грозою
         То их, то наша сторона.
         Кто устоит в неравном споре:
         Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
         Оно ль иссякнет? вот вопрос.

         Оставьте нас: вы не читали
         Сии кровавые скрижали;
         Вам непонятна, вам чужда
         Сия семейная вражда;
         Для вас безмолвны Кремль и Прага;
         Бессмысленно прельщает вас
         Борьбы отчаянной отвага —
         И ненавидите вы нас...

         За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
         Мы не признали наглой воли
         Того, под кем дрожали вы?
         За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
         И нашей кровью искупили
         Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
         Иль нам с Европой спорить ново?
         Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
         От потрясенного Кремля
         До стен недвижного Китая,
         Стальной щетиною сверкая,
         Не встанет русская земля?..
         Так высылайте ж к нам, витии,
         Своих озлобленных сынов:
         Есть место им в полях России,
         Среди нечуждых им гробов.

Эти стихи вместе с «Бородинской годовщиной» опубликованы в сентябре 1831 года. Двадцать лет Запад собирался и пришёл завоёвывать наше пространство. Война хоть и называется Крымской, но захват-то шёл со всех сторон: с Балтики, с Финского залива, с Баренцева моря, с Белого моря, с Тихого океана на Камчатке, на Кавказе, с Чёрного моря в Крыму, в устье Днепра, с Азовского моря. Естественно, что против России в полную мощь была развязана информационная война, в которой (заметим!) очень отличился Карл Маркс. Не буду о плохом. Вспомним лучше о героических поступках, о проявлении инициативы в самом лучшем смысле.

Кстати, ИНИЦИАТИВА (от лат. initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
 
Посмотрите, в какие рамки бюрократического мышления загнали это понятие в Википедии. Как бабочку на булавки накололи. Высушили. Препарировали. Куда бы подальше от такой лингвистики убраться, но уверен, за такие деяния теперь научные звания присваивают. Привожу только один абзац:

«Инициатива определяется как аксиоматическое обозначение признака несимметричности взаимодействия живого объекта с произвольными объектами. Указывает на наличие у объекта способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции».

Избавь нас, Боже, от такой науки!

Когда приезжал в Россию, не раз сталкивался с тем, что нынешние младшие школьники боятся уроков русского языка, часто не понимают учительниц и тех правил, которым они учат. А я любил русский язык, потому и сам выучился на учителя и несколько лет работал учителем русского языка и, уверен, мои ученики не боялись ни уроков, ни самого русского языка.

Итак, вспомним лучше Дарью Лаврентьевну Михайлову, по мужу Хворостову;  она же Дарья Севастопольская (1836 — 1892). Бюсты этой женщины установлены  на задней части панорамы «Оборона Севастополя», а ещё на Севастопольской аллее героев в Днепропетровске.

Дарья Михайлова родилась в селе Ключищи возле Казани (ныне это берег Куйбышевского водохранилища) в семье матроса ластового экипажа Лаврентия Михайлова. Её отец погиб в 1853 году во время Синопского сражения.

2 сентября 1854 года в районе Евпатории высадился англо-французский корпус. 8 сентября после битвы на Альме русские отступили, в  их обозе находилась Даша, её привезли в обороняющийся Севастополь. Дарья Михайлова не имела медицинского образования, но добровольно стала оказывать помощь раненым и больным защитникам Севастополя. Первый походный перевязочный пункт она оборудовала на свои средства. Что она могла найти? Нетяжёлую повозку. Простыни, бельё, тонкие ткани  для перевязки, уксус, вино, потом стала получать у интендантов. По её примеру были организованы и другие передвижные медпункты.  Народная молва называла её Дашей Севастопольской. Позднее в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой.

За свой подвиг во время войны она награждена императором Николаем I золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди. Сверх того, ей было даровано пятьсот рублей серебром и заявлено, что «по выходу её в замужество [Государь] пожалует ещё 1000 рублей серебром на обзаведение». Кстати, золотой медалью «За усердие» награждались лишь имеющие три серебряные медали. Приказ о награждении во исполнение воли Его Величества был объявлен по всему Черноморскому флоту.

Во время войны, летом 1855 года Дарья вышла замуж за рядового 4-го ластового экипажа Максима Хворостова и получила тысячу рублей серебром на обустройство быта. После свадьбы семья купила трактир в поселке Бельбек. Но вскоре, продав имущество, поселилась с мужем в Николаеве, вблизи моря. Овдовев, Дарья вернулась в Севастополь. На Корабельной стороне города она прожила до конца дней. По воспоминаниям старожилов, Дарья Лаврентьевна Хворостова умерла около 1892 года и похоронена на кладбище в Доковом овраге. Со временем могила была утрачена, в настоящее время на этом месте расположен сквер.

Имя Дарьи Севастопольской носит 3-я городская больница Севастополя, на её территории установлен памятник по сути первой в мире сестре милосердия. А в 2013 году Совет министров Автономной Республики Крым учредил знак «За милосердие имени Даши Севастопольской».

И ещё об одном факте. В идеологии Запада принято тянуть одеяло на себя, а потому первой в мире сестрой милосердия там считают англичанку Флоренс Найтингейл, волею судьбы она оказалась на той же войне, но на другой стороне. Но  «леди с лампой» (так прозвали англичанку) прибыла в Крым только в апреле 1855 года, а Дарья Михайлова помогала раненым уже в сентябре 1854 года.