06 Северозапад. Печоры

Tumanchik
В Печорах разместились в Гостинице «Планета». Договорились об экскурсии на утро следующего дня. Экскурсовод поджидал нас в холле гостиницы. Ужин с традиционным арбузом в номере.
На следующий день четырехчасовая экскурсия по монастырю. Очень хороший экскурсовод Сысоев. Монастырю более 500 лет.
Михайловский собор. Заложен в 1815 году в честь победы над французами в 1812 году. Освящен в 1827 году. Строители хотели поставить перед храмом бюст генерала Петра Христиановича Витгенштейта. Его корпус заступил дорогу Наполеоновским войскам, благодаря чему Псковская и Петербургская губернии были спасены от вражеского нашествия. Дважды отказывался генерал от установки его бюста, так как оценивал свой вклад в победу незначительным. Но он активно участвовал в постройке Михайловского собора в Псково-Печерском монастыре, считая его лучшим памятником подвигу солдат своего корпуса и трудам мирного населения. Экскурсовод Сысоев: «Первоначально храм предполагалось заложить, построить и освятить в честь личного мужества, личной доблести и личной смекалки генерала Петра Христиановича Витгеншетйна. Внутри храма установить бюст самого генерала. Но генерал в перепискес наместником монастыря и генерал-губернатором Псковской губернии Шаховским в письменной форме отказывается от того, чтобы храм был посвящен моим слабым заслугам. Гости иногда вздыхают «Да, были тогда такие генералы»». Но, все-таки, 29 августа 2014 года в Печорах открыли памятник генералу. В одну сторону от храма стена 34 метра, в другую – 38.
Успенский храм. Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году. Успенская церковь имеет только передний фасад, её противоположная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин.
В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры. Мы первоначально смотрели на эти храмы с внешней стороны монастыря, где есть только воротца и фреска с богородицей. А вся роскошь – изнутри. В 1992 году патриарх Алексий 2 был в монастыре и входил через эти ворота.
Петр 1 повелел ископать вокруг монастыря рвы и сделать насыпь и бастионы. Эти расчеты оказались правильными. В 1703 году здесь, действительно, были бои со шведами, и крепость выдержала нападения врага. При выкопке рвов был сделан глиняный замок. Но в начале 70-х годов проводились реставрационные работы. Хотели как лучше, получилось как всегда. Только у петровского бастиона остался этот замок, и вода не уходит. Бастионы служили для того, чтобы можно было древними пушками, бившими только прямой наводкой, расстреливать супостатов.
Далее видим крепостную стену и башня, проходящие через глубочайший овраг, по дну которого протекает ручей Каменец. Архитектор павел Петрович Заболоцкий принимает решение именно так расположить крепостные стены и башни. Заболоцкий позже принял иночество (Пафнутий).. Крепость строилась семь лет с 1558 по 1565 годы. Во времена Ливонской войны – при неудавшейся попытке выйти к Балтийскому морю. Вышли только при Петре в 1721 году.
Крепость выдержала очень много нападений. Стоит только упомянуть нашествие Стефана Батория в 1581 году. Он не стал заниматься печорской крепостью, пошел на Изборск. Изборск был взят, далее на Псков. 4 месяца город продержался в осаде. По истечению 2-х месячной осады Баторий спрашивает: «А что, монахи на Каменце побиты?» И он признает, что «место сие либо колдовско, либо, действительно, свято».
В нижних пещерах – захоронения. 11 тысяч. До сих пор проводятся захоронения. Тело, помещенное в пещеру, не источает тлетворного запаха, не разлагается до уровней микроорганизмов.
Основание монастыря началось с посещения речки для охоты и рыбалки изборскими звероловами. Здесь много водилось бобров. Когда они отдыхали, то срубили дерево, которое упало на другое. То не выдержало и тоже рухнуло, вывернуло с корнями землю и открылся вход в пещеру. Богом зданные пещеры. Есть более естественное объяснение: в далеком прошлом это было русло подземной реки, она высохла и образовались эти пещеры. Первыми жителями этих пещер были монахи Киево-Печерской лавры. 1392 год. В то время эта лавра была разорена набегом татар. Монахи растеклись по всей территории Руси. Одна из групп прибыла в эти места. История сохранила имя только одного из них – преподобный Марк.
Перед нами – башня верхних решеток. Высота 27 метро вместе со сторожевой избой. 6 бойниц веерного типа. Дальше – башня Тарарыгина, местного купца, на деньги которого возводилась стена. А слева – Тайловская башня (по местечку Тайлово).
Здесь перед нами – сочетание разных стилей строительства башен. Тайловская – круглая, в русском стиле. Башня верхних решеток – в европейском стиле.
Длина крепостных стен – 810 метров. Мы пока прошли одну треть.
Есть камень, на котором можно загадать желание, если встать с закрытыми глазами в сторону крепости, потом также с закрытыми глазами повернуться на 180 градусов и сделать шаг.
Это конспект только одной части экскурсии. А всего их 5.
Прервусь на цитату из Википедии:
«Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву, который случайно (по Божьему промыслу) нашёл пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры». Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона. Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков.
Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз (согласно монастырской летописи) подвергалась разорению со стороны ливонцев. Подъём монастырской жизни, зафиксированный уже не только преданием в монастырской летописи, но и в псковской летописи, начался в 1519 году, когда Московское правительство в лице псковского дьяка Мисюря Мунехина и его подъячего Ортюши Псковитина «назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом» — распознали стратегическое значение положения монастыря напротив (в 20-ти километрах) от ливонской крепости Нейгаузен. В 1523 году при игумене Дорофее стараниями Мунехина монастырь был укреплён деревянными стенами, расширен пещерный храм и на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия — основателей Киево-Печерской лавры. Посвящением монастырского собора Успению (как в лавре), а церкви — Антонию и Феодосию, так же подчёркивалась переемственность духовной жизни и значительность нового монастыря. Следующий игумен Герасим ввёл в монастыре общежительный устав по образцу Киево-Печерского, утверждённый так же и благотворителем монастыря Мунехиным.»
Продолжение конспекта экскурсии.
Идем вокруг монастыря, где проходит крестный ход 28 августа, когда вся дорога шириной метров 15 заполнена людьми. Престольная икона Пресвятой Богородицы весом 18 пудов. Несут на руках. Накануне из Успенского храма (нижнего) переносят в Михайловский (верхний), причем идут по усыпанной живыми цветами дороге. После того, как пронесут, люди стремятся поднять хоть цветочек, хоть травинку и будут их хранить год, до следующего крестного хода.
Изборская башня. Иван Грозный часто здесь бывал во время войны с ливонским орденом. После отдыхал и охотился. Так вот, согласно летописи однажды Иван имел беседу с наместником игуменом Корнилием, который попросил изволения построить вокруг обители ограду, поскольку места здесь неспокойные. Царь разрешил построить ограду, но не крепость. На первый взгляд это странно, поскольку это ведь окраина, приграничные земли. Объясняется это тем, что в те времена духовенство имела очень большое влияние. И Грозный не хотел укрепления этого влияния. Он велел, чтобы площадь этой ограды была не больше шкуры убитого во время охоты дикого быка. Корнилий разрезает шкуру на тоненькие полоски, связывает их и получается 810 метров. И этот периметр больше никогда не изменялся. Крепость строилась из местного строительного материала - известняка, который брали под Изборском, где он выходит наружу. Собирались с окрестных сел люди, и по цепочке 9 верст передавали куски этого известняка с лошадиную голову. Но это только куски для стен. А для фундамента стен привозились плиты на телегах.
Но не только известняком известны Печоры. В окрестностях есть большие залежи печорской голубой глины, которая по своим лечебным свойствам, а также физико-химическим и санитарно-бактериальным показателям превосходит грязи Мертвого моря. Но санатория нет. Увозят самосвалами эту глину, в Печорах строить не хотят. Эх! И, кажется, мы привезли оттуда пару кусков такой глины, но, правда, где они теперь – неизвестно.
Караульная башня. Сверху – маленький домик, построенный в 1986 году. На флигеле наверху – Архангел Гавриил, приносящий деве Марии весть о непорочном зачатии. И внутри – Благовещенский храм. Башни и стены покрыты, вроде бы, медью. Но это произошло только в 90-х годах после посещения монастыря Ельциным, который повелел заменить деревянную кровлю медной. Медь покрывается специальной оксидной пленкой.
Справа монастырские земли (сейчас посажен лук). Многие любили заехать на машине, выпить, покидать в багажник капусту и уехать. Так что эта сторожевая башня неспроста.
Впереди – хозяйственный двор и верхняя строительная площадка. Здесь же храм в честь какого-то местного святого, которого недавно канонизировали. Обзор внутренностей монастыря с холмика. Впереди видны теплицы. Было отопление от местной котельной, но сейчас на территорию монастыря проведена автономная газовая ветка, и есть автономная газовая котельная на фирменном финском оборудовании. Есть своя артезианская скважина, мощный генератор электроэнергии, как резерв на случай отключения внешней линии электропередачи. Внизу рядом с хозворотами – парк легкой техники. Тяжелая техника находится на территории верхней строительной площадки. Трудится 70-75 братьев. Монастырский коровник, 19 голов.
Стена поднимается вверх и упирается в Никольский храм и башню. Никола ратный, Никола чудотворец. Покровитель воинства. В подвале располагались пороховые запасы и оружие защитников. Неоднократно были попытки супостатов подкопать и подорвать эти запасы.
Правее – Петровская башня и Петровские врата, через которые мы войдем внутрь.
После спуска и подъема показалось здание оригинальной конструкции немецкой графини Бюнкендерф, имение которой располагалось в деревне с романтическим названием Халахальня. Семейство было православным.
Башня нижних решеток. Легенда о каком-то молитвенном подвиге священника Исидора и его прихожан, забитых в лед кем-то. Вроде бы, католиками, поскольку еще один священник Иоанн Шестник, до этого ушедший из монастыря, поклялся вести борьбы враждебным католическим вероисповеданием. И основывает на базе пещер подземный храм. Из Киево-Печерской лавры приходит благословение на это дело.
Справа – церковь великомученика Севастисты. Рядом – строящийся духовно-просветительский центр. Здесь будут воскресная школа, библиотека, компьютерный центр, офис, гостевые помещения.
Петровская беседка, где Петр любил курить. И через Петровские врата входим в монастырь.
У ворот  монастыря экскурсовод показал нам фото пребывания у них Путина в 2000 году, встречу его с архимандритом Тихоном. О многократных посещениях царей.
Верхний предел монастыря посвящен охране, обороне монастыря. На стенах изнутри – гульбища, крытые переходы. Никольская церковь и звонница. Были захабы.
Церковь архистратига Михаила. Икона с мечом – редкое явление. Некое изображение народности сето. Только в 16 веке принимают православие. У них есть обряды, песни, но нет письменности, поэтому это народность, а не народ.
В последний визит Ивана Грозного 20 февраля 1570 года царь был в очень плохом расположении духа. Во-первых, его настроили бояре Пскова против Корнилия. Во-вторых, он увидел вместо ограды, которую он разрешил построить, крепостную стену. И в-третьих, еще Корнилий знался с изменником Андреем Курбским, скрывавшимся на территории Ливонии. Их переписка была известна царю. И при встрече Иван Грозный вынимает меч и отсекает Корнилию голову. И тут же, раскаявшись, берет на руки обезглавленное тело и несет его на паперть Успенского храма – главного храма монастыря. Путь этот был кровавым.
И мы пошли по этому пути. Спускаемся вниз. Слева – красные цветы, справа недавно высажена аллея рябин. Кровавый путь. Справа – водокачка. Еще справа под стеклянным колпаком – коляска императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра 1 (1732 год). Почему коляска осталась? Она проезжала в октябре, выпало много снега, и дальше она поехала на санях.
Трехэтажное зелененькое здание. Первый этаж - подклетье, или по нынешней терминологии, хозблок. Второй этаж – апартаменты секретаря наместника, третий – покои самого отца-наместника: рабочий кабинет, приемная, трапезная и канцелярия. Есть переход на лестницу для подъема на верхний предел. Клен, ливанский кедр, туя, голубые ели. Обходим слева по часовой стрелке.
Поликлиника обители. Лазаревская церковь. Справа мощное здание с белыми полуарками – трапезная. Колокольчик для призыва на трапезу в 13 часов. Закопченая труба от кухни. При наличии газа приготовление пищи происходит на экологически чистом открытом огне.
Справа от трапезной двухэтажное здание братского корпуса №1. По фасаду напоминает Михайловский храм. Эти здания были построены и освящены одновременно – в день именин генерала Витгенштейна 29 июня 1827 года. Есть еще уникальное дерево – дуб в виде пирамидального тополя. Привезено и посажено руками отца Олипия, художника, писавшего иконы нижнего храма.
Пещеры рукотворные – овощехранилища. Они не несут в себе какой-то святости так, как богом зданные пещеры.
Часовня на месте заглохшего то ли колодца, то ли скважины глубиной 110 метров.
Архимандрит Никодим. Его стараниями на Петровской башне были установлены вторые медные часы.
Корнильевский колодец со святой водой. Попили. Вход в пещеры.
В 1962-64 годах ручей Каменец был заключен в трубу, и мы прошли неким тоннелем. Вообще, на территории монастыря много колодцев, которые позволяют даже в дни длинных проливных дождей не затоплять эту глубокую яму – монастырь.
По ступеням поднимаемся на главную святыню монастыря – Успенскую площадь к главному храму – Успенскому собору. Экскурсовод прочитал стихи (не мирским слогом):
В пределах псковских, на границе,
В лесной среди зверей глуши,
Нашли готовые пещеры
Благочестивые мужи.
Пещеры эти им по нраве -
Они для подвигов себе
В них храм подземный ископали
В молитвах буде и в труде.

На фасаде храма несколько икон, написанных псковским иконописцем Малым. По три справа и слева.
Перед нами подземный храм, где находится главная святыня монастыря – икона Успение Пресвятой Богородицы. Там же находятся мощи Корнилия, убиенного Иваном Грозным. Сейчас Корнилий - главный престольный святой монастыря.
Успенский храм – это первый этаж. Второй этаж – это Покровский храм. Это их особенность. Та стена, которая перед нами – это единственная стена храма. Дальше – известняк. Фасадная стена удерживается справа откосом, а слева – звонницей. Правда, мне кажется, что этих двух подпорок недостаточно, т.к. стена довольно длинная – порядка 30-40 метров; молитв тоже недостаточно; наверняка она еще прихвачена сверху. И экскурсовод  подтвердил мое предположение. В стену сверху врезаны трубы. Вот они-то, в основном, и держат. Это я говорю, как дачный строитель. Заглядывали внутрь, но только от дверей.
Видели похоронную процессию одного из двух монахов-схимников (было ему 94 года). Гроб несли всего 4 человека. Видимо, старец уже совсем высох перед смертью. Второго старца видели живьем. «Богом сданные пещеры», где хоронят с основания обители усопших братьев. Снимать запрещено, но я снял скрытой камерой. Звучали главные колокола – очень громко. Мы стояли прямо под звонницей.
На звоннице есть верхний, будничный колокол, подаренный Борисом Годуновым. Колокол справа – подарок Ивана Грозного. Он так велик, что не помещался в проем, и пришлось его расширять. Еще колокол – подарок Петра 1. Колокола многократно снимались, переплавлялись на пушки, а потом опять отливались и водружались на звонницу. Еще есть некий прототип колокола в специальной ризнице, на металлической дуге.
Сретенский храм. Лет двенадцать назад там были реставрационные работы, но сейчас, если заглянуть внутрь, то, кажется, что реставрация еще продолжается. Иконы – новодел, московская школа.

Резюме: очень красивый монастырь и крепость в громадном овраге. Место, где стоит побывать. И очень хорошая экскурсия, проведенная Сысоевым Виктором Николаевичем. Большое ему спасибо.

На выезде из Печор обнаружили щит. Оказывается, что дорога, по которой мы приехали, платная, но мы ничего не платили.
И еще один интересный факт, который я обнаружил в Википедии: «С 2007 года Печоры были исключены из погранзоны и ныне въезд путешественников со стороны России в него свободный». Интересно, как это мы туда ездили без всяких пропусков в 2004 году?

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru