Союз спасения, 2019

Галина Жеглова
Пацаны к успеху шли

Они сделали наркомана из Высоцкого и ссыкуна из князя Владимира. Так почему бы не превратить декабристов в стадо мажоров, дерущих глотки за любой кипеж и плюющих под ноги своему императору? Вызов принят!

Когда у меня никак не получалось пойти на «Союз спасения» в кино, мой пукан дымил так, что смог стоял по всей Москве и области. В конце концов, сеансы закончились, а я так и не посетила фильм. Найти его в Интернете потом не составило труда, но это были сплошь снятые на камеру экземпляры с аппетитным хрустом попкорна за кадром, поэтому пришлось ждать. Тут уже подскочил карантин, и «Союз спасения» появился в нормальном качестве. Звёзды, понимаете ли, сошлись.
 
Изначально я не хотела писать обзор, потому как проект относительно не новый, но после просмотра мне надо было выразить свою боль.

Поэтому, погнали.

Сюжет

«Союз спасения», как не трудно догадаться, посвящён событиям, связанным с участниками-основателями того самого «Союза спасения», которых позднее назовут декабристами. И разумеется, много внимания уделяется самому восстанию на Сенатской площади, произошедшему 14 декабря 1825 года. Помимо куцего жизнеописания Рылеева, Муравьёва-Апостола, Пестеля, Бестужева-Рюмина, Трубецкого и Каховского присутствует такое же куцее упоминание восстания Черниговского полка. Ну и сама казнь.

Чтобы охватить такую, не побоюсь этого слова, веху в истории России, да грамотно распорядиться обилием реальных лиц, да сдобрить всё это толикой художественного вымысла и яркой драматургией, необходимо быть гениальным сценаристом и опытным продюсером. В противном случае многомиллионный проект рискует оказаться братской могилой для карьер всех, кто приложил руку к непрофессиональному действу.

Но если сценаристы в лицах Никиты Высоцкого и Олега Маловичко обхаркали исторические действия, а Константин Эрнст ничего для себя не понял, когда провалился его обожаемый «Викинг», то некоторые люди всё-таки действительно хорошо исполнили то, что от них требовалось.

Плюсы

Очень достойный и сильный момент – расстрел гвардейцев на Сенатской площади. Да, эпично. Да, жутко. Видишь всю эту жестокость, будто являясь одним из солдат, ожидая, что сейчас по тебе тоже шмальнут картечью. Отлично снято, и отлично сыграно. Ни статисты не подкачали, ни ведущие актёры.

Реквизиторы, художники по костюму и свету сработали на все 200%. Смотреть на интерьеры, окружающие артистов, одно удовольствия: все эти бюро, бокалы, секретеры, даже свечи – блестяще отражает обстановку начала 19 века. То есть, в принципе, зритель имел все шансы полностью погрузиться в историю да почувствовать ту самую Магию Кино, но «не получилось, не фартануло».

Такое ощущение, что заведующий кастингом сначала очень ответственно подходил к своей работе и вполне неплохо справился, подобрав на роли декабристов тех же Матвеева и Шагина. А потом, будто бы, решил, что пипл схавает, взял да позвал… Прилучного.

Но Антон Шагин и Максим Матвеев, безусловно, хороши. Максим снимался, видимо, ещё до того, как поймал клина на здоровом образе жизни и превратился в измождённого узника спортзала и сельдерея. Аристократичные черты, осанка и выправка, азартный огонь в лучащихся эмоциями глазах плюс военная форма – и готов обалденный образ дворянина 19 века. Но как по мне, с этим куда лучше справился именно Шагин. У него есть преимущество – Антон служит в «Ленкоме Марка Захарова», где успел понабраться всех этих ужимок и манерок, свойственных великосветским умникам царской России. В костюме именно Шагин выглядит органичнее всех, даже лучше красавца Матвеева или маститого Домогарова. Про Пестеля-Прилучного, прости Господи, в разделе «Минусы»…

В целом, кастинг изобилует достойными именами, которые практически не смогли себя проявить. Главная отговорка какая: «У нас было только 2 часа экранного времени, куча исторических персонажей, значимое событие в Российской истории. Как смогли, так и раскрыли!» Поэтому Ингеборга Дапкунайте, Александр Домогаров, Алексей Гуськов, Александр Устюгов, Кирилл Зайцев, Александр Лазарев и даже Виталий Кищенко, сыгравший Александра I, берутся за руки и неровной поступью присоединяются к тем малоизвестным актерам, которые в силу писательского непрофессионализма сценаристов, тупо слились со сцены.

Минусы

О-о, ну ща-ас я развернусь!

В «Союзе спасения» Прилучный объективно кошмарен, и роль в историческом фильме – последнее, к чему ему следует стремиться. Боевики – да, триллеры – определённо, даже ужастики, в которых Паша прекрасно смотрелся бы в роли психованного злодея или бесячего парня, которого убьют в первых рядах. Но Прилучный с бакенбардами и в офицерском мундире – это как мелко порезанный репчатый лук. Когда смотришь на него дольше трёх минут, из глаз льются слёзы и хочется, чтобы всё это поскорее кончилось. Не делай так больше никогда, Паша. Пожалей мои глаза.

Но если к неподходящему касту или плохой игре некоторых актёров можно привыкнуть, отвлекаясь на лихие повороты сюжета, неожиданные повествовательные ходы, то тут сценаристы не оставляют зрителю ни единого шанса. Историкам во время просмотра настоятельно советую держать поблизости огнетушители, ибо от этого мракобесия полыхать у вас будет как на концерте «Rammstein»…

Кричалки на Сенатской площади: «Мы за Коляна!», «А мы за Костяна!» - мечта любого футбольного болельщика. У меня чуть сотрясение не сделалось, так часто я оказывалась в режиме «Рукалицо», когда показывали эти моменты. Солдаты стояли друг напротив друга и драли глотку, скандируя имя своего кандидата на трон Российской Империи. Прямо как в древней Спарте – там тоже в герусию (ну, типа в высший орган власти) выбирали того человека, за которого громче орали избиратели.
Ребят, вы чё, совсем? Это, на минуточку, декабристы, где в офицерах сплошь дворяне, получившие блестящее образование, которое кагбэ должно способствовать соответствующему поведению, с которым не вяжется подстёгивание солдат вопить на всю округу.

А что мы увидели? Мы увидели невнятную молодёжь, у которой было всё: и крестьяне, и имения, и шампанское ящиками, да ещё - такие гвардейские чины, что на эполеты смотреть страшно. Они бухают и строят заговоры против такого-сякого императора Александра, который каким-то образом ущемляет их права. При этом постоянно звучат патриотические лозунги, мол, заговорщики это делают не ради себя, а ради русского люда. Русскому люду, на минуточку, вообще ровно на их планы – у них то урожай, то голод, то ещё что-то. Но киношные декабристы заочно любят крестьян, хотя Пестель-Прилучный заявляет, что на пути к славной цели освобождения России завалит столько людей, «сколько придётся». Nuff said.

Константин, за которого радели морозившие задницы декабристы, вообще не появился в кадре. Даже в эпизоде. Даже на портрете. Он тупо сидел в Варшаве и оттуда дистанционно отрёкся, но зритель и письмеца от него не увидел. То есть, нам предлагается поверить создателям на слова, что Костя сдал назад в вопросах престолонаследия, и всё дерьмо будет разгребать Коля, которому не очень рады гвардейцы со штыками наголо. Это вилы – не показать персонажа, на котором завязаны несколько эпизодов. *Аплодирует ладошками ног!*

Пока Муравьёв собирает в кучу Черниговский полк, для второстепенного персонажа, про которого зритель давно думать забыл, пробивает звёздный час. Игорь Петренко играет разжалованного майора Баранова. К нему, значит, посреди ночи вбегают солдаты и говорят о беспорядках. Заросший густой бородой Баранов сосредоточенно смотрит на лежащую в углу офицерскую форму. Чик – он уже стоит перед Муравьёвым в отутюженном мундире и с гладко выбритой миной. Во какие раньше были бунтовщики – брились, пока спичка горит! Браво, сценаристы! Браво за ваше непревзойдённое логическое мышление!

Чем именно была плоха власть Александра – показали шапочно, вперемежку с хохотульками Муравьева и Рылеева, занудным бубнежом Трубецкого и сопением Пестеля. Да сверх того – Каховского и Бестужева-Рюмина практически не раскрыли, лишь поверхностно дав понять, кто есть кто. Просто, чтобы зритель знал, что повесили всего пять человек. А чем они дышали, какие именно строили проекты – это по боку. Главное – ввинтить полудохлую романтическую линию Муравьёва, так и не успевшего жениться. Ну и ещё там по мелочи – напихать кучу исторических личностей, вынав их всех на Сенатскую перед Николем I – Иваном Колесниковым, у которого было такое лицо, что непонятно: то ли киношному Николаю стрёмно из-за того, что несколько полков готовы сделать из него канапе, то ли актёру Ивану Колесникову уже не в масть участвовать во всей этой нелогичной реконструкции.

За музыкальное оформление отвечал композитор Дмитрий Емельянов. И поначалу мне реально нравились такие живые темки с современными битами, гитарными переборами и прочим. Особенно эффектный музон был во время заварухи на Сенатской: мужики в форме, эполеты блестят, кони гарцуют… И тут у меня возник инсайт. Музон тем и хорош, что… слизан. Нет, серьёзно, многие темы «Союза спасения» о-очень похожи на треки Дэниела Пембертона, работавшего над оформлением фильма Гая Ричи «Меч короля Артура». Не верите? Прослушайте «Дмитрий Емельянов – Появление Николая», а потом сразу же – «Daniel Pemberton - King Arthur: Legend of the Sword». Вот тогда и поговорим.

«Союз спасения» морально уничтожил мою подружку Файку, и я впервые в жизни видела, как плачет кандидат исторических наук, сидя в обнимку со своими энциклопедиями и методическими пособиями. Смешно и жалко. Человек диплом о декабристах писал, а Высоцкий и Маловичко тут такое вытворяют.

Итого

Мораль фильма подозрительно удачно притянута к реалиям 21 века. Декабристы что-то там себе хотели: попивая шампанское, мутили воду в частях, задурили людям головы, вывели полки на Сенатскую площадь, где и получили картечью по щам.

Но даже я, человек, который до 13 лет думал, что Муравьёв-Апостол – это, блин, два мужика, а не один дворянин, знаю, что Николай приказывал стрелять поверх голов выстроившихся гвардейцев, а не шмалять чуть ли не в упор. Или - того же Милорадовича посылали, чтобы урезонить полки, поскольку тот был такой же, как и восставшие: он тоже был героем Отечественной войны 1812 года и отчасти их понимал. Это из скудных уроков смогла усвоить даже я, хотя историю в нашей средней школе преподавали на «отвали».

И мне стало стыдно. Я повторю ещё раз – СТЫДНО. За то, что Эрнсту, Высокцому и Маловичко позволяется чирикать русскую историю и лепить из неё, как из пластилина, то, что подходит под реалии современной жизни. В СССР, значит, всех бесила колхозная пропаганда и радости земледельческой жизни, как тут недавно в интервью объявил главный хлебопашец страны, Олежка Меньшиков. А теперь у нас вот всё чисто, исторически верно, с толикой драматизма и художественного вымысла, но без искажения подлинности произошедших событий.

Отлично, ребят. Михалков уже показал Великую отечественную, эти – уделали декабристов и Крестителя Руси. Давайте-ка дружно сейчас возьмёмся за Гагарина, и всё будет в цвет. Походу, Юрий Алексеевич, мы уже поехали. Причём, давно…

IMHO

Так трудно мне было смотреть только «Смерть в Венеции». Но это, на минуточку, фестивальное кино, а мне было лет 14 или 15, поэтому – простительно.
«Союз спасения» - такое же непоследовательное фу, как и «Викинг». Исторические фильмы у нас снимать разучились, но не стоит радоваться, что Америка сейчас тоже просела в плане эпичности и логичности. История США и история России – это две большие разницы. Сты-до-ба, граждане-дорогие-хорошие.

Персонажей наляпали до одури, но раскрыли только двух-трёх. Рылеев – революционер не в себе, который по итогу сам охерел, что они натворили. Прилучный-Пестель хочет кого-нибудь завалить, неважно, кого уже – лишь бы на благо Империи, а потом – тупо сливается, хотя реальный Пестель был ой как непрост, и планов у него было громадьё. Одна идея завалить всю императорскую фамилию, включая всех детей и даже – выданных замуж за иностранных принцев великих княжон чего стоила. Но вместо этого у нас есть Прилучный, играющий конвульсии и приступы ярости хуже, чем дрессированный щенок рычит по команде «Фас!». Да что там, щенок – даже хуже, чем Петров! Трубецкой-Матвеев вообще непонятно, зачем был нужен. Чего он там ждал, пока Рылеев выпрыгивал из панталон и зазывал его на Сенатскую? Каховского не было от слова совсем. Бестужев-Рюмин только загадывал загадки, как выпить шампанское из перевёрнутого бокала, и на том откланялся из кадра.

Какие именно были проекты? Что включали в себя их предложения? Чем недовольны молодые дворяне, увидевшие жизнь во Франции во время освобождения Европы от Наполеона? Нам ничего не показали.

Поэтому, открываем учебники, граждане-дорогие-хорошие, и просвещаемся. Читаем Карамзина, читаем Акунина *да-да, вы не ослышались, ведь именно в сравнении познаётся истина*. Короче говоря, снимаем лапшу, милостиво навешанную за два часа экранного времени, и показываем, что у нас есть свои головы на плечах, и что мы вполне способны понять историю своей страны без политического налёта современности и искажения действительности прошлого.

По традиции статейка с картинками в моём ЖЖ блоге. Милости прошу: https://galka-zheglova.livejournal.com/9377.html