Прощание с ММП

Вячеслав Кисляков 2
На пенсию надо уходить вовремя.

Их бьют, капитанов, железными, ясными фактами,
распяв на кресте штормовых, непредвиденных драм,
не зная: сердца капитанов пробиты инфарктами,
хоть их не фиксируют перышки кардиограмм.

А чайки противно скрипят, будто в шлюпках уключины.
Прибрежный маяк почему-то надолго погас.
А годы морские винтами сквозь сердце прокручены,
и в каждую дырку заложен тяжёлый фугас...
      
      Капитан-наставник Службы безопасности мореплавания (СБМ) Вячеслав Кисляков проработал в Мурманском морском пароходстве более 40 лет. Благодаря большому опыту, полученному на пассажирских судах и в Службе безопасности мореплавания, Вячеслав Васильевич подготовил для ММП более 70 капитанов и сотни судоводителей, которые работали и продолжают успешно работать в ММП и других компаниях.

      Для справки: Вячеслав Кисляков родился в 1948 году в деревне Копцы Витебской области Белоруссии в семье учителей. Его отец около 30 лет был директором школы. Мать – учительница биологии, зоологии и химии. После окончания восьмилетки в 1963 году Вячеслав подал документы в Ленинградское мореходное училище и вскоре ему пришёл вызов. Собирали его всей деревней… В семье Вячеслава даже чемодана не было – соседи дали ему сундучок деревянный, с которым он и приехал в Ленинград…. Попал на Невский,  кое-как училище нашел… Поступил  на судоводительское отделение ЛМУ. В 1966 году курсант Кисляков попал на годичную  практику в Мурманское морское пароходство. Его первым пароходом был «Илья Репин», затем – теплоход «Акоп Акопян», где Вячеслав работал в должности матроса 2-го и 1-го класса. Да так и остался на пассажирском флоте, не считая трех лет, проведенных на ледоколе «Капитан Воронин». Вячеслав Кисляков получил опыт работы практически на всех пассажирских судах пароходства. Вначале это были «старички» – «Вологда», «Илья Репин», «Сестрорецк», «Акоп Акопян», на котором он дошел до должности старпома, а с 1978 года - капитана.  С 1978 года – работал на теплоходах  «Канин», «Вацлав Воровский» и насовсем новых пассажирских лайнерах, построенные в конце 70-х годов в Югославии – теплоходы «Клавдия Еланская», «Мария Ермолова» и «Алла Тарасова». В 1988 году в должности капитана Кисляков вернулся на теплоход «Канин», который стал важной вехой в его биографии. После продажи теплохода «Канин» на Чёрное море капитан в 1995 году, Кисляков В.В. начал работать капитаном-наставником Службы безопасности мореплавания Мурманского морского пароходства.  Вячеслав Кисляков награжден медалью «300 лет Российскому флоту», знаком «Почетный работник МФ», юбилейными медалями Северного флота и ГС КСФ. В 2007 году за заслуги в сфере развития пассажирских перевозок на Севере В.В. Кисляков был награжден Почетной грамотой Губернатора Мурманской области, а в 2008 – Почетными Грамотами администрации г. Мурманска и Генерального директора ОАО «ММП».

      Отработав в ММП более 42 лет и прожив эти годы в Мурманске, я решил уйти на заслуженный отдых – пенсию и уехать в родной город моей жены – Боровичи, где в 2007 году мы построили  двухкомнатную квартиру. Город  Боровичи сравнительно  небольшой – около 60 тысяч человек, компактный, зелёный, окружённый со всех сторон лесами, реками и озёрами, в которых водятся различные грибы, ягоды, рыба и  дичь… Что нужно ещё человеку для полного счастья? В компании многие считали, что я ещё поработаю несколько лет, и для многих, моё заявление об уходе на пенсию было настолько неожиданным, что многие в это не хотели даже верить… Но я решил уйти и считал правильным, что на пенсию надо уходить вовремя, т.е. после своего 60-летия.
 
      Руководство компании и мои коллеги по службе относились ко мне с большим уважением,  и я долго думал прежде, чем принять это своё нелёгкое для меня  решение. Как и положено по закону, заявление об уходе на пенсию я подал за две недели до Нового 2009 года – 15 декабря 2008 года. Большую роль в этом сыграла моя жена Елена, которая сказала мне: «А для чего мы тогда построили в Боровичах квартиру, если будем продолжать жить в Мурманске, а ты каждое утро будешь вставать в 6 утра и уходить на работу? Пора уже подумать и обо мне, кто привык тебя постоянно ждать – с работы, с рейса или с командировок. Всех денег всё равно не заработаешь, а годы уходят и уходят».

      30 декабря 2008 года я послал всем своим коллегам по ММП вот это письмо.

      Уважаемые капитаны, коллеги, друзья и сотрудники!
      31 декабря 2008 года мой последний день работы в ОАО «Мурманское морское пароходство», с которым я связал свою судьбу и которому я отдал 42 года своей жизни. Прежде всего, я обращаюсь к ветеранам пароходства, капитанам и людям, преданным нашей славной компании, которые много сделали для её развития и прославления ММП во многих портах мира. Хочу выразить искреннюю благодарность и признательность каждому, с кем эти долгие годы я трудился бок о бок на благо компании.

      Я всегда уважал преданных Мурманскому морскому пароходству людей, чей самоотверженный труд приносил свои достойные плоды, и на чью надёжность можно было положиться в самых трудных ситуациях. Это, прежде всего те, с кем я делил и радость и огорчения, те, кто были моими единомышленниками в вопросе создания  положительного имиджа компании, которая называется Мурманским морским пароходством.

      Мне тяжело осознавать, что отныне я вынужден покинуть тесный круг соратников и друзей, с кем я разделил лучшие годы моей жизни.

      Моя карьера завершилась в Службе безопасности мореплавания. Я достиг того, чего хотел – быть наставником молодых судоводителей, воспитывать в них чувство высокой ответственности до того, как они займут место на ходовом  мостике морского судна, став настоящим капитаном. Я старался прививать молодым штурманам чувство любви и уважения к  компании, в которой они трудятся, готовил их так, чтобы они стали профессиональными и высококлассными специалистами своего дела. Через меня и мою подготовку за 13,5 лет прошли сотни молодых судоводителей, а более 79 из них стали капитанами судов Мурманского морского пароходства.

     Уходя на заслуженный отдых, я желаю всем работникам ОАО ММП крепкого здоровья, большого личного счастья, успехов и благополучия.  Компании в  целом желаю процветания и хорошего будущего! Капитанам и судоводителям – 7 футов под килем.

     Поздравляю всех работников ОАО ММП с наступающим Новым 2009 годом! Всего Вам самого наилучшего в Новом году – пусть исполнятся все Ваши желания.

     Если кого-то когда-то обидел – простите. Сам обиды ни на кого не держу.

     С уважением, капитан-наставник СБМ Кисляков В.В.

     В течение 30 и 31 декабря я получил очень много тёплых слов благодарности от  коллег, капитанов, моряков и сотрудников ОАО ММП.

    Приведу только одно из них, которое мне прислала секретарь Генерального директора ОАО ММП – Метельская Валентина Михайловна.

     Уважаемый Вячеслав Васильевич!

     Всегда очень грустно расставаться с любимой  Компанией, друзьями и коллегами по работе. Но в этом новом для Вас амплуа, желаю крепкого здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, душевного спокойствия и достатка, Вам и Вашим близким. Пусть Вас всегда согревает тепло родного дома, где всегда царит радость, счастье и понимание. А Ваш бесценный опыт, твёрдость характера, смелость и решительность в сложных ситуациях всегда будут помнить Ваши ученики, Капитаны и все, с кем довелось работать.

    Примите искренние поздравления с наступающим волшебным праздником – Новым 2009 годом и Рождеством Христовым! Пусть наступающий год будет счастливым и благополучным для Вас, Ваших родных и близких.

     С глубоким уважением, Валентина Метельская.

     С 01 января 2009 года я ушел на пенсию после 43 лет работы в Мурманском морском пароходстве и уехал из любимого города Мурманска, с которым была связана вся моя жизнь, работа, море и семья. Дочь Оля уехала после школы в Ленинград. Там поступила и закончила ЛИСИ - Ленинградский инженерно-строительный институт, вышла замуж за Сашу Степанова, родила сына Илью и дочку Юлю, но, развелась... Позже Оля вышла замуж еще раз за Алексея, с которым и живет поныне. Надеюсь это уже навсегда.

     Сын Игорь пошел по моим стопам и стал штурманом, но до капитана так и не дотянул. Его жизнь была  вся в трещинах... Полюбил одну Наташу, но она вышла замуж за другого - богатенького, нашел вторую Наташу, но через несколько лет развелись и детей, слава Богу, так и не завели, полюбил третью Наташу, - родили дочь Сонечку, а в этом (2017) году они уже развелись. Сейчас Игорь живет с Сонечкой... а Наташа ушла к другому, пока Игорь был семь месяцев в море и зарабатывал деньги для семьи. Жаль нам его, но все ошибки в жизни он делал сам, так как не слушал советов родителей. Сейчас работает на буксирах в портофлоте. А я все надеюсь, что он станет капитаном ... Желаю ему этого от всей души. Жизнь ведь она такая штука, как морская тельняшка - то белая полоса, то черная...

     01 марта 2018 года будет наша золотая свадьба. Вот уже  полвека минет, как мы вместе. Все было в жизни, как у моряка, но наша Любовь до сих пор нас спасает... Дай Бог пожить нам  еще с десяток лет, и воплотить мои все задуманные планы в жизнь.

     Предисловие к своим воспоминаниям я начал писать давно (десять лет назад), но его я никогда и нигде не публиковал в своих главах, которых на ПРОЗА.РУ уже 143.
 А вот к этой 140 - юбилейной главе, я всё же решил посвятить это предисловие.

     "Сегодня вечером, перед Рождеством – 6 января 2009 года  в 19.40 , я начал печатать предисловие к моим будущим мемуарам. Давно хотел это сделать, но все время откладывал по разным причинам. Но…!   Каждый прожитый день угасает вместе с остатком жизни. Сколько еще осталось? Вот вчера узнал, что еще один мой сокурсник по ЛМУ - Диденко Саша, по кличке «Дед», ушел из жизни. Оказывается, умер он, еще 12 августа 2008 года. Рак.  Ничего у Саши не болело, и он не думал о смерти. А вот, раз – и человека нет. «Ничто не вечно под луной!». Как только человек появился на свет, он сразу же становится на дорогу, которая ведет его к смерти. А хотелось бы завершить то, что задумано и запланировано. Но, видимо, прав был мой отец, когда говорил мне: «Не загадывай, сынок, назавтра, а живи сегодняшним днем, да имей еще немного денег, чтобы тебя достойно похоронили. А там - как Бог даст». Memento mori (лат.) – Помни о смерти.

Не предавайся скорби тщетная душа! А лучше ясными очами взгляни вокруг:
Жизнь иссякает незаметно, и смерть неслышными шагами подходит вдруг.
Отрады длятся лишь мгновенья, но мукой каждая чревата, увы, для нас.
Прислушайся к людскому мненью: мил только прожитый когда-то, ушедший час.

Миг настоящий быстротечен. Едва явившись, исчезнет он в пучине лет;
И тот, кто мудростью отмечен, о днях грядущих не мечтает нисколько, нет!
Нет основания надежде, что будет что-нибудь прочнее в грядущих днях,
Чем то, что видели мы прежде. Все в мире - ВРЕМЯ, не жалея, ввергает в прах!

Что наши жизни? Это – реки, которые впадают в море, чье имя – СМЕРТЬ.
В нем растворяется навеки, исполненная зла и горя дней круговерть.
Бегут могучие потоки в безбрежную пучину эту, бегут ручьи;
Мы все равняемся там - в роке. И те, что  в рубище одеты, и богачи.

Что этот мир, как не дорога в мир иной, где нет ни воздыханий, ни горьких слез?
Но трудностей на ней так много; как уберечься от блужданий – вот в чем вопрос.
Путь начинаем с колыбели. Его, пока живем - свершаем,  а в смертный час,
Усталые приходим к цели, где свой покой мы обретаем - во гроб ложась.

Цена тому, что в жизни этой мы на пути приобретаем – ничтожна, да!
Еще не покидая света, все эти мы  блага  теряем - и навсегда…
Писательский зуд у меня был всегда – с детства, со школы. Писал в стенгазету, в «Пионерскую правду», а позже, учась в ЛМУ и работая в Мурманском морском пароходстве, я постоянно  вел дневники, собирал все письма, многие годы издавался в газетах и журналах. Особенно захватила меня Арктика, круизы, впечатления морской  жизни.

      Всегда, начиная с 10 лет, фотоаппарат был со мной. Это тоже своеобразная летопись жизни, которая помогает памяти. И вот сейчас, на 62-м  году жизни, я решился воплотить свои воспоминания на жесткий диск моего компьютера, а затем перепечатать все это на бумагу. Определенного плана я не составлял. Все как-то крутится в голове, но эта круговерть должна следовать хронологии, которая в целом у меня имеется в различных моих подборках. Начнем, как и должно быть с истории моей Родины, моей семьи и моих  самых дорогих и близких мне людей, благодаря, которым, я и появился на свет - мамы и папы. Ну, а дальше – куда кривая выведет.

     Не хочу сухости рассказа моей жизни, а поэтому, что-то должно рождаться у меня в традициях Виктора Конецкого – моего любимого писателя-моряка, с которым меня кое-что связывает по жизни. Я познакомился с Виктором Конецким ещё в 1967 году на теплоходе "Вацлав Воровский", когда он выходил в рейс на Джорджес банку, где происходила смена моряков-рыбаков.. Его я тогда ещё совсем не знал, но прочитав его первые повести о жизни моряков, я полюбил его и его книги навсегда. У меня собраны почти все его книги, которые я перечитывал не один раз. А когда мы близко сошлись с его женой - Таней Конецкой - удивительно добрым человеком, мы стали с ней  добрыми друзьями, я не  пропускаю ни одной публикации о Викторе  Конецком. Я часто общаюсь с Таней по телефону и по скайпу, и рад нашему случайному знакомству. Когда умер Виктор Конецкий, все моряки и я в том числе, тяжело восприняли известие о его кончине. Ведь из жизни ушел не только писатель, учивший лучше понимать океан и людей, но и наш морской  товарищ, живший той же морской жизнью, что и все мы - моряки.

      «Никуда не просись, ни от чего не отказывайся», – правило, которого придерживался Конецкий. Возможно, оно и определило его судьбу? Как бы то ни было, имя этого человека не оказалось забыто: в честь Виктора Конецкого назван танкер нового поколения компании «Совкомфлот». Это ли не лучшее признание заслуг морехода с душой художника?

      Конечно, будут и отступления от хронологии, будет и художественный вымысел, который должен дать более яркие картины прошедшего, ну и, конечно, - морские байки, без которых чтение будет тоскливым и неинтересным. Но основа – будет исторически правдива. Возможно, кому – то,  что-то может не понравиться – прошу прощения заранее. Когда писал в дневник свои записи, особенно, во времена перестройки – эмоции выплескивались через край, от той несправедливости, которая многих россиян отправила на тот свет, а власть имущие «правили Русью», набивая себе карманы народным добром и разворовывая Россию. Хотя, если подумать хорошо, – справедливости ведь никогда, за всю историю человечества и не было…

     Свои воспоминания посвящаю, прежде всего, памяти моих родителей, моей семье,  а также своей любимой жене - Елене, с которой мы вот уже связаны 42 года. Ведь, благодаря многим ее усилиям и помощи, я  и состоялся - как капитан и человек.
 Ну, что ж, как сказал Ю.А.Гагарин: «Поехали!» Начали! С богом! А судить  мой труд, будете вы – мои читатели, прежде всего – мои родные и близкие мне люди".
Сегодня, 01 апреля 2020 года я написал и опубликовал на ПРОЗА.РУ более 140 глав своих воспоминаний. Надеюсь, что 150 глав будет достаточно… Если я их напишу, то считаю, что своё дело жизни я сделал.