Дворцовая площадь

Григорий Аванесов
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

                ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ ПИТЕР

Дворцовая площадь – самая красивейшая площадь Петербурга. Площадь возможно уступает только площади Святого Петра в Риме. Первоначальное название Адмиралтейский луг, с 1918 до 1944 года площадь Урицкого — главная площадь Санкт-Петербурга.

Здесь соседствуют классические здания различных эпох, различных архитектурных стилей. Но несмотря на все разнообразие архитектурных решений они составляют единое гармоничное пространство. Эти здания формируют довольно строгий и очень торжественный облик площади.

Вид на Дворцовую площадь http://proza.ru/2020/04/01/2482

Особенно эффектно было рассчитано Росси восприятие фасада дворца со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного штаба. Во время праздничных мероприятий на площади может собраться до 35 тысяч человек (на «Алых парусах» в 2016 году).

                ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Жемчужина Дворцовой площади Зимний дворец (главный императорский дворец России), представляющий собой образец развитого русского барокко середины XVII века, с элементами французского рококо в интерьерах.

Панорама Зимнего дворца http://www.proza.ru/2020/04/02/31

Архитектор дворца Франческо Бартоломео Растрелли, который является признанным ведущим российским архитектором середины XVII века. К его имя было широко известно далеко за пределами России.

Зимний Дворец обращен главным фасадом к Дворцовой площади это выглядит максимально празднично. Три выступа по фасаду подчёркивают торжественность.
Отсюда торжественным дням выезжали на Большой Двор кареты зелёные Дворцовые и красные коллегии иностранных дел.

Дворец всегда поражал своей грандиозностью в нем: больше 10000 квадратных метров, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц.

До пожара во дворце находилось 450 голландских и коробовых печей. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами. 86 пневматических печей расположились в подвалах, нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы.

Большие зеркала в золоченых резных рамах, очень затейливая резьба деталей, многочисленная золотая лепнина, отлично отполированный мрамор, изящная скульптура, большие расписные плафоны, создающие впечатление раздвигающегося пространства, удивительный наборный паркет из редких пород дерева разных цветов - из всего этого складывал неповторимый стиль русского барокко.

Знаменитый Растрелли, как никто другой, в России, из Зодчих того времени, сумел собрать воедино великие творения мастеров живописи, утонченного ваяния, великолепной резьбы, замечательной лепки, создавая самый блистательный, уникальный и пышный стиль.

Прошли годы и уже после Растрелли, во дворце многое переустраивалось. Пожар 1837 года за 2-3 дня уничтожил внутреннее барочное убранство дворца.

Работы по восстановлению фасада, отделке парадных залов были поручены замечательному архитектору Василию Петровичу Стасову.

Стасов бережно отнёсся творению Растрелли, то что менее всего пострадала от пожара, он восстановил в стиле барокко, а именно главную или посольскую лестницу, Большую церковь, предцерковный зал.

Внешний вид дворца также был восстановлен по-прежнему. Зимний дворец украшают колонны, установленные в два яруса (около 400 колонн), надоконные рельефы, не повторяющее друг друга, ведь мастера работали с выдумкой и фантазии!

Вдоль края дворцовой крыши стоят скульптуры античных богов и богинь (почти 90 скульптур), а также гигантские вазы с прекрасными букетами (более 40).

                ГЛАВНЫЙ ШТАБ РОССИИ

Замечательным памятником является расположенный напротив Зимнего Дворца Главный штаб России, построенный по проекту К. И. Росси в 1819-1829 годах. Здание Главного штаба имеет общую длину 580 метров.

Архитектор соединил два корпуса здания создал торжественный въезд на Дворцовую площадь со стороны Большой Морской улицы и Невского проспекта.

Главный штаб охватывает большое пространство Дворцовой площади по дугообразной линии в здании все монументально.

В центре динамичная композиция, которую венчает колесница Победы шестёркой с вздыбленных лошадей. Арка Главного штаба http://www.proza.ru/2020/04/02/46

Высота арки (без скульптуры) — приблизительно 28 м, высота скульптурной группы — около 10 м при ширине более 15 м (работа скульпторов В. Демуг-Малиновского и С. Пименова). Триумфальная арка — памятник Победе России в Отечественной войне1812 года.

                АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ КОЛОННА

Александрийская колонна центре Дворцовой площади сооружалась на протяжении 1830 года 1834 года по проекту архитектора О. Монферана. В течение 3-х лет работали камнетесы на берегу Финского залива, высекая гигантский монолит из темно-красного гранита высотой 25,6 м. Александровская колонна на Дворцовой площади — самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита; http://www.proza.ru/2020/04/02/832

Александровская колонна — самый высокий монумент в мире, выполненным из цельного гранита. Самый большой из древних обелисков — весом в 230 тонн и высотой 32 метра — происходит из Карнака и ныне стоит перед Латеранской базиликой в Риме (расколот на три части).

В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Затем на специально сконструированном для этой цели судне колонну переправили в Петербург. Под ее основание было забито 1250 деревянных свай. Установка колонны на постамент состоялась в 1832 г., в ней принимали участие 2000 солдат-гвардейцев.

С помощью сложной системы блоков солдаты втащили колонну на заранее приготовленный постамент. Колонну ни как, не закрепляли. Она держится за счет собственного веса (вес, около 600 тонн).

Последующие работы были связаны с отделкой колонны, установкой барельефов на постаменте, а также установкой фигуры ангела (фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор  Б. И. Орловский), который венчает колонну. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. Общая высота колонны 47,5 м.

На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман.

На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран.

Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир. Монолит розового гранита был изготовлен в Пютерлакской каменоломне под Выборгом. В 1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены декоративные фонари у колонны. Её ошибочно часто называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник».

С Дворцовой площадью связаны важные исторические события. В XVIII и начале XIX веков Дворцовая площадь была местом проведения военных смотров и парадов. Здесь 9 января 1905 года произошел расстрел мирной демонстрации рабочих, вошедший в историю как Кровавое воскресенье.

Здесь происходили события Октября 1917 года. В советское время Дворцовая площадь была местом проведения демонстраций и парадов в дни революционных праздников.