Ключ

Елена Булатова
Я столько раз слышала эту историю от своей подруги, что уже кажется - она произошла не с ней, а со мной.

В тот давний август девушка, только что окончившая школу, поехала в другой город поступать в институт. Такое дальнее путешествие, да еще в одиночку было для нее впервые. Предстояло пожить две недели у почти чужих людей в коммунальной квартире, готовиться и сдавать экзамены, самой заботиться о пропитании и быте.

На первом же экзамене – сочинении – она познакомилась с парнем, назовем его, к примеру, Олегом. Впрочем, имя нам может и не понадобится. Он забежал в аудиторию самым последним, когда все уже размышляли над темами, и плюхнулся на единственно свободное место, которое было рядом с нашей героиней. А свободным оно оказалось за несколько минут до того: просто сидевший за одним с ней столом абитуриент разглядел в своем направлении на экзамен номер другой аудитории. Ошибся человек дверью – с кем не бывает? Пришлось ему встать и уйти. Вот так место и освободилось, что послужило началом многих судьбоносных событий, которых молодые люди, оказавшиеся за одним столом, пока себе представить не могли. Справедливости ради надо сказать, что их встрече помогла также скверная привычка молодого человека везде и всегда опаздывать - ее не искоренила даже недавняя служба в армии.

Так вот. Написали они сочинение и вышли вместе из института. Не без труда сориентировавшись в незнакомом городе, поняли, что идти нужно в одну сторону: ей – в свою коммуналку, а ему – в гостиницу (общежития для абитуриентов у института не было). Всю дорогу говорили, осторожно нащупывая общие темы. Настроение было возбужденно-радостное.
На следующем экзамене они встретились уже как давние знакомые, которым было что вспомнить. И ведь, действительно, было, поскольку только эти двое знали про то единственное свободное место. Сдали советскую литературу. До экзамена по истории оставалось четыре дня: времени – вагон и маленькая тележка, поэтому в тот день решили не заниматься, а отдохнуть. Встречу наметили на 17 часов.

Была пятница. Хозяйка комнаты, приютившая нашу абитуриентку, уехала на выходные к родителям, оставив ей свои ключи от комнаты и квартиры. Собираясь на свидание, девушка надела свое самое красивое голубое шелковое платье. Немного поколебавшись, примерила чьи-то туфли, стоявшие в коридоре в шкафу: они пришлись впору – темно-синие, с высоким каблучком и застежкой-перепонкой на кнопке. О таких она мечтала давно, да где их купишь во времена всеобщего дефицита? Брать чужое было, конечно, нехорошо - она это прекрасно понимала, но желание выглядеть в этот вечер красивой оказалось сильнее робких угрызений совести. К тому же, она рассчитывала туфельки вернуть часа через два – никто и не заметит.

Прогуляли до позднего вечера. Он проводил ее до подъезда и пошел в гостиницу. Уставшая от непривычной ходьбы на каблуках, она поднялась на свой пятый этаж и позвонила в квартиру. Никто не ответил. Еще позвонила – опять молчок. За дверью никого не было. Все жильцы разъехались на выходные дни, кто куда, а у нее с собой только один ключ от комнаты - второй, от квартиры, она взять забыла.
Никому не пожелаешь оказаться в такой ситуации в чужом городе, да еще на ночь – без документов, с копейками в кошельке, в легкой одежде и чужих туфлях. О чужих туфлях почему-то подумалось в первую очередь. Она представила, как в воскресенье вечером - и это в лучшем случае, а в худшем – в понедельник утром, перед работой, приедут жильцы, и хозяйка туфель заметит, что их нет. А потом явится в квартиру в ее обувке жиличка, неизвестно где бывшая все два дня… Стыд, да еще какой! Но ведь надо же что-то делать. И она побежала в гостиницу, где жил единственный в этом городе человек, которого она знала.

Уже по дороге сообразила, что знает только имя и город, из которого он приехал. Что-то тронуло пожилую женщину-администратора в сбивчивом рассказе перепуганной девчонки о каком-то ключе и уехавших соседях, и она, полистав книгу регистрации, вопреки всем должностным инструкциям, назвала два номера, где мог бы проживать разыскиваемый человек.
Она нашла его в первом же номере. Увидев ее, он изменился в лице – сразу понял, что случилось что-то непредвиденное. Вышел в коридор, стали думать вместе, что предпринять. О том, чтобы взломать чужую дверь, даже мысли не возникло. В гостиницу не пустят, бродить по городу – нет сил. Пошли на вокзал и просидели там без сна до утра.
Как действовать дальше, придумал он. Сначала внимательно осмотрел замок в двери коммунальной квартиры, а после восьми утра пошел по подъездам того дома, заглядывая в замочные скважины всех дверей. Если замок казался хоть приблизительно похожим, звонил в квартиру и просил ключ. О, благословенное время, в котором жили непуганые терактами и прочими злодеяниями советские люди! Представьте, из восьми или десяти квартир только в одной им сказали, что сейчас позвонят в милицию. Остальные хозяева доброжелательно выслушивали и вручали ключи или сами ходили с ними до тех злополучных дверей. С какого-то раза повезло и замок коммуналки открылся.
И тут ее прорвало. Впервые в жизни она рыдала в голос. Слезы текли и текли – то ли от пережитого напряжения и страха, то ли от радости, что все закончилось благополучно. А он неумело гладил ее по голове, как маленькую девочку.

…Первые соседи приехали вечером в воскресенье. Рассказывать им она ничего не стала, а выспавшись после бессонной ночи, засела за учебники. Впереди у них были еще два трудных экзамена.
А где-то наверху невидимый Вершитель судеб уже принял решение переплести их жизни навсегда. Именно поэтому они не только оба поступят в институт, куда поступить, кстати, было совсем не просто, но и через несколько лет поженятся. А когда расстанутся -  через несколько следующих лет - у них уже будут дети, от которых потом родятся внуки. И никуда этим двоим, всего-то писавшим вместе вступительное сочинение, будет не деться от того первого дня их встречи…