Б. М. Шкундин генеральный конструктор земснарядов

Николай Кожевников
                «Гордится славою своих предков               
                Не только можно, но и должно;
                Не уважать оной есть               
                Постыдное малодушие!»
                А.С. Пушкин.
         
                Мое знакомство с Борисом Марковичем  Шкундиным

     В 1946 г. я сдал приемные экзамены и был зачислен студентом в Московский Торфяной Институт на механико-технологический факультет. Этот институт был открыт по указанию В.И. Ленина в 1922 г. сначала в составе Московской Горной Академии, а с 1930 г. был учрежден  как самостоятельный институт.
       
После Октябрьской Революции в 1917 г., и ранее, в России наступил голод на продовольствие и топливо.  Основным топливом в царской  России для промышленности был донецкий уголь, добыча его прекратилась из-за гражданской войны на Украине, которая продолжалась до 1922 г. Местным топливом для центральной России стали в этот период  дрова и кустарная добыча торфа. 
          
В 1914 году инженер Р. Э. Классон предложил и совместно с инженером В. Д. Кирпичниковым разработал гидравлический способ добычи торфа, который позволил существенно сократить трудоемкость торфоразработок.  Этот способ должен был использоваться на Шатурской электростанции, заложенной в 1916 году «Обществом электрического освещения 1886 года», но из-за событий 1917 года практически был осуществлен только в начале 1920-х годов.
      
Этот индустриальный гидравлический способ добычи торфа, названный «Гидроторфом», заключался в размыве торфяной залежи высоконапорной струёй воды и перекачки размытой массы по трубопроводу с помощью специального насоса – торфососа на поля естественной сушки торфяной массы.
      
Аналогом Гидроторфа была гидравлическая добыча золота.
      
Первоначальное применение гидравлическая добыча  получила в США в штате Калифорния при разработке золотоносных песков , при чем изобретателем  этого способа считается Матиссон (1853 г.).

   
Разработка золотоносных песков в штате Калиформия США
       
Способ  Гидроторфа был высоко производительным и нашел широкое применение на тепловых электростанциях после демонстрации Ленину отснятого  Р.Э. Классоном кинофильма.  В свою очередь этот способ послужил аналогом для развития гидромеханизации в СССР.
      
По окончании войны в 1945 г. Правительством СССР  принимается большая программа строительства Волго-Донского судоходного канала с Цимлянской ГЭС на Дону и  ГЭС на реках  Волге и Днепре. Наличие песчаных грунтов в поймах этих рек позволяло проектировать и строить крупные земляные плотины способом гидромеханизации, используя удачный довоенный опыт применения этого способа земляных работ, предложенный и внедрённый инженером Н.Д. Холиным  на строительстве канала Москва-Волга  с Иваньковской, Угличской, Рыбинской ГЭС (Волгострой МВД СССР).
      
Для подготовки инженерных кадров  строительства этих грандиозных проектов в 1948 году  в Московском торфяном,  Московском и Куйбышевском строительных институтах открывают отделения гидромеханизации.  Профессор Н.Д. Холин организует в МИСИ на кафедре гидравлики отделение и лабораторию гидромеханизации. Он преподает в МИСИ и Торфяном институте, в котором я учился с 1946 года. 
      
В  1949 г. я был зачислен на отделение гидромеханизации, которым руководил профессор, он же читал лекции. Для ведения семинаров  и подготовки дипломных проектов Холин привлек инженеров из Проектной конторы Управления Гидромеханизации Главгидроволгодонстроя МВД СССР, ранее работавших  с ним на Волгострое: инженеров Н.И Зайцева, Б.М. Шкундина, А.И. Огурцова и других.
    
На семинарах  я впервые, как студент нашей небольшой группы гидромеханизаторов был представлен Борису Марковичу Шкундину, в то время он был начальником Управления Гидромеханизации МВД в чине мйора. Конечно, это знакомство было только представительным.
      
Более тесное общение произошло на строительстве Цимлянской ГЭС Волгодонского канала летом 1950 г. на моей преддипломной производственной практике. Подробно прохождение практики описано в моей книге «Прошлое для будущего», я только приведу выдержки, касающихся этих встреч с Борисом Марковичем.
   
«Производственную практику  я проходил в должности десятника на намыве плотины ГЭС. Моим прорабом был молодой инженер, окончивший московский институт МИСИ, В.Ф. Дмитриев, в будущем он стал одним из руководителей треста «Трансгидромеханизация»
       
От него я получал сменное задания по намыву карты: распределению грунта по мере намыва, поддержанию обвалования, телефонной связи с оператором  земснаряда и передачи команд на запуск и остановку. Обслуживание карты намыва, в основном заключалось в поддержании обвалования с помощью лопаты, выполнялось  бригадой заключенных в составе до 20 девушек, которыми я руководил.  Это были украинские колхозницы, осужденные за мелкие преступления, например сбор колосков, оставшихся на поле. 
      
Бригада охранялась так называемой конвойной точкой, состоящей их четырёх солдат МВД с собакой – овчаркой.
       
Вовремя моего дежурства днем и или ночью Борис Маркович приезжал с проверкой выполнения намыва  плотины и давал мне указания как правильно вести намыв и делился опытом работы гидромеханизации на довоенном Волгострое – канале Москва – Волга. По  существу для меня это было продолжением учебы и пополнением моих практических знаний.   Он был  прост в общении, несмотря на большую разницу в положении и возрасте.
          
Страшновато было работать в ночную смену. Степь, темная ночь освещённая прожекторами, женские бригады ЗК с конвоем и овчарками».
 
 С 1979  по 1992 гг. я работал в тресте «Гидромеханизация» Минэнерго, руководил лабораторией и отделом новой техники, сотрудничал со многими институтами и КБ, в том числе с отделом новых строительных машин института «Гидропроект».  Этот отдел под руководством  Бориса Марковича  занимался конструированием  новых  земснарядов и устройств для совершенствования гидромеханизации.
 
По моей инициативе был заключен договор между трестом и институтом на разработку новой техники. Я часто встречался с Борисом Марковичем для обсуждения и решения проблем гидромеханизации.
       
 В результате нашего тесного сотрудничества были разработаны и проведены  успешные натурные испытания новых устройств для намыва дамб с крутым пляжным заложением откоса для замены крепления откоса дамб бетоном или  камнем (совместное авторское свидетельство на изобретение СССР SU 1406294 A1) , и мобильные щитовые устройства для ограждения карт при намыве сооружений в замену устройств дамб обвалования (SU 1366588 A1 ; SU 1666629 A1).
      
Крепление откосов дамб по авторскому свидетельству SU 1406294 A1  использовано при намыве дамб ограждения  бассейна охлаждения на Курской АЭС. При этом достигнуто сокращение объема намыва около 500 тыс. кубометров.
      
При намыве дамбы из выпусков мобильного устройства заложение откоса свободного растекания на песчаном грунте было примерно 1 : 15, а при обычном торцевом безэстакадном намыве – 1 : 30, т.е. достигается двойное  уменьшение объема намыва. Это простое устройство можно рекомендовать для использования и сегодня при намыве дамб и  дорог.
       
 Мое сотрудничество с Борисом Марковичем приносило реальную экономию капитальных вложений,  описание  авторского свидетельства SU 1406294 A1   приведено ниже.
               

Краткая биография Б.М Шкундина по «Энциклопедия       гидроэнергетиков России и СНГ» Шкундин Борис Маркович, кандидат технических наук.
(1908 - 19.04.1999)

Родился в 1908 г. в г. Томске. С 1926 г.  учился в МВТУ, а затем в Московском архитектурно-строительном институте по специальности механизация строительства. Окончив институт, с 1932 г. работал инженером в тресте «Союзстроймеханизация», где вскоре  выдвинут главным инженером проектной конторы.
    
С 1935 по 1938 гг. руководит подразделением гидромеханизации на строительстве канала Москва-Волга, где впервые в России широко и эффективно используется способ гидромеханизации для сооружения плотин и дамб. По завершению строительства был награжден орденом Трудового Красного Знамени и направлен на строительство Куйбышевского гидроузла на Волге.
      
В 1941 г., с первых дней Великой Отечественной Войны, его назначают начальником отдела 7-й Сапёрной армии на строительстве оборонительных сооружений под Смоленском. В 1942 г. назначен начальником и главным инженером Проектно-изыскательского бюро № 7 института «Гидропроект» на строительство малых ГЭС на Урале для обеспечения электроэнергией оборонных заводов.
    
 С 1946 по 1953 гг. работал начальником Управления гидромеханизации Главгидро -волгодонстроя, осуществлявшее строительство земляных сооружений сначала Цимлянской, а затем Куйбышевской и Сталинградской ГЭС.  Применение способа гидромеханизации на этих объектах по объемам и интенсивности не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. Под его руководством  в рекордно сжатые сроки были сконструированы и изготовлены самые мощные земснаряды типа 300-40, 500-60 и 1000-80, последние мощностью до 4.5 МВт. За их разработку и освоение он был удостоен Государственной премии.
      
С 1953 по 1955 гг.  работает гл. инженером проектной конторы «Союзгидромеханизация», а с 1955 по 1977 гг. в институте «Гидропроект», где  организовал отдел новых строительных машин, работая начальником отдела, а с 1969 г. главным консультантом  по гидромеханизации земляных работ. По его инициативе были созданы новые земснаряды для разработки тяжёлых грунтов, блочный разборный земснаряд, принципиально новый дражно-шлюзовой земснаряд, земснаряды с погружным грунтовым насосом, являющиеся на сегодня наиболее перспективным оборудованием гидромеханизации. Написал и издал несколько справочников и учебников по гидромеханизации. Награжден многими орденами и медалями СССР.


Добавления биографии Б. М. Шкундина к периодам его работы

Период работы 1935 — 1938 годы

В эти годы Б. М. Шкундин работал на строительстве канала Москва-Волга в г. Дмитрове Московской области в отделе «Гидромеханизация» Управления Волгостроя. Этим отделом руководил инженер Н. Д. Холин. В его состав входило проектно-конструкторское отделение (руководитель инж. А. А. Мороз), которое разрабатывало проекты производства работ, конструкции земустановок, землесосов (МВС), насосных станций, деревянных плашкоутов. Б. М. Шкундин был зачислен в 1935 г. инженером в это отделение и первоначально занимался проектированием плашкоуктов — прообраза земснаряда.

К новым землесосным станциям, нашедшим применение на Волгострое, следует отнести установку на плавучем плоскодонном деревянном судне, названным плашкоутом, землесоса со всасывающим устройством, высоконапорного насоса и гидромониторов. Перемещение плашкоута в забое выполнялось наплаву с минимальным приближением гидромониторов к груди забоя для увеличения интенсивности размыва грунта.


Шести землесосный плашкоут. ВолгоСтрой.
Первый электрический землесосный снаряд для строительных и горных работ в СССР был запроектирован и построен в 1937—1938 гг. по инициативе и под руководством Б. М. Шкундина. Этот землесосный снаряд был оборудован грунтовым насосом ЗГМ-1 и имел производительность по грунту 100 м3/ч. Затем на Дмитровском ремонтно-механическом заводе было изготовлено девять таких снарядов; они успешно работали на строительстве Южной гавани в Москве и на строительстве других объектов. Созданием этих землесосных снарядов, было, положено начало широкому внедрению землесосных работ в гидротехническое строительство. Так, если на строительстве канала имени Москвы (1932—1937 гг.) более 97% всех гидромеханизированных земляных работ было выполнено гидромониторами, то уже на строительстве Волго-Донского канала имени В. И. Ленина (1948—1951 гг.) гидромониторами было выполнено всего 2,5% названных работ, остальные 97,5% — электрическими землесосными снарядами.


Один из первых отечественных земснарядов с электроприводом и землесосом ЗГМ-1 постройки Дмитровского механического завода ВолгоСтоя в 1938 г. под руководством инженера Б. М. Шкундина.
Период работы 1938 — 1940 годы

В этот период развернулись работы по проектированию и подготовке строительства Куйбышевского гидроузла на Волге в створе поселка Красная Глинка. Проектирование гидроузла поручено институту «Гидропроект» МВД СССР под руководством дивизионного инженера С. Я. Жука, ранее руководившего строительством канала Москва-Волга. Для выполнения земляных работ на гидроузле Проектно-конструкторской конторе (ПКК) «Гидромеханизация» МВД, под руководством Б. М. Шкундина, поручено проектирование земснаряда 300—40 производительностью 300 м3 /час по песку (Q = 3000 м3 /час; Н = 40 м; N = 800 кВт). К 1940 году было построено и испытано пять земснарядов этого типа, они изготовлялись в Ростове-на-Дону на заводе «Красный Дон».


Земснаряд типа 300—40. Производительность по песку — 300 кубометров в час. Напор -40 м
Период работы 1946 — 1953 годы

С 1946 по 1953 гг. Б.М.Шкундин, в звании майора МВД, работал начальником Управления гидромеханизации Главгидроволгодонстроя, осуществлявшее строительство земляных сооружений сначала Цимлянской, а затем Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. Применение способа гидромеханизации на этих объектах по объемам и интенсивности не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства. Под его руководством в рекордно сжатые сроки были сконструированы и изготовлены самые мощные земснаряды типа 300—40, 500—60,1000—80.

Первенцем строительства была Цимлянская ГЭС построенная в 1952 г., которая входила в комплекс сооружений канала Волго-Дон. Песчаная плотина, объёмом 27 млн. кубометров выполнялась способом гидромеханизации.


Цимлянская ГЭС. Введена в 1953 г. Мощность — 200 МВ
Сжатые директивные сроки строительства (3 года) и высокая интенсивность земляных работ определяли постройку земснаряда большей производительности и напора, экономические расчеты подтвердили это. С одобрения С. Я. Жука, ПКК «Гидромеханизация» под руководством Б. М. Шкундина в 1949 г. выполнило проект земснаряда типа 500—60 с производительностью 500 м3 /час при напоре 60 м.

Заказы на детали и агрегаты для землесосных земснарядов 500—60 были размещены на 25 заводах страны. Корпуса земснарядов изготавливались на судоверфи «Ленинская кузница» в Киеве, там же происходила сборка земснарядов.

Первые девять земснарядов были прибуксированы из Киева на площадку строительства в июле — августе 1950 г.


Земснаряд 500—60 и станция перекачки 300—40 на размыве льда в акватории у забоя земснаряда. Куйбышевгидрострой. Декабрь 1953 г.
За их разработку и скоростной намыв плотины Цимлянской ГЭС Б. М. Шкундин и начальник конторы гидромехизации МВД П. В. Шелухин были удостоены Сталинской Государственной премии СССР. Биографию и воспоминания П. В. Шелухина о работе в гидромеханизации привожу в приложении.


Земснаряд 500—60. Производительность по песку — 500 кубометров в час, напор — 60 м
Земснаряд 1000—80 и разработка котлована Куйбышевской ГЭС в 1953 году

С целью сокращения сроков строительства Куйбышевской ГЭС Б. М. Шкундиным при разработке проекта в 1949 г. было внесено предложение об одновременном производстве работ по устройству ограждающей котлован ГЭС перемычки и выемки грунта котлована с помощью нового мощного земснарядов типа 1000—80 и мощной землечерпалки «Пятилетка» с ёмкостью ковша до 80 литров до окончания работ по строительству перемычки и устройства водоотлива в котловане.

Предложение было очень заманчивым, при реализации оно сокращало сроки строительства ГЭС около одного года. Предложение поддержал С. Я. Жук и оно было принято к производству И. В. Сталиным, лично опекавшим строительство. Реализация проекта постройки нового земснаряда в сжатые сроки началась немедленно.

ПКК «Гидомеханизация» МВД (Н.И.Зайцев, Корчагин) срочно сконструировали мощный земснаряд 1000—80 мощнотью N = 5 мВт. На Сталинградской судоверфи под контролем представителя МВД (А.В.Кузьмин) в директивные сроки построили восемь земснарядов 1000—80. Шесть земснарядов 1000—80 и землечерпалка «Пятилетка» (капитан Арефьев) в 1951 г. были прибуксированы для выемки грунта котлована ГЭС. С наступлением весны и освобождения Волги от льда земснаряды были введены в работу. По существу вся акватория была занята земснарядами и плавучими пульпопроводами.

При вводе земснарядов в работу сразу обнаружились конструктивные недоработки плавучего пульпопровода. Соединение труб плавучего пульпопровода Д 800 мм было выполнено на шлагах московского завода «Каучук». Шланги не выдерживали давления 8 атм., которое развивал землесос, и часто разрывались. Кроме того, на течении поплавки не имели достаточной остойчивости и переворачивались.

Эти дефекты впоследствии были устранены: шланги заменили на металлические шаровые соединения, а поплавки были раздвинуты и изменена их конфигурация. В основном механические и электрические устройства земснарядов, включая мощный грунтовый насос, работали надежно, следует отметить приоритет отечественных конструкторов и завода, хотя конструкторы использовали как аналог приобретенный еще до войны американский земснаряд «Гидротехник» с деревянным корпусом. Корпус земснаряда 1000—80 был заменен на металлический. Впоследствии земснаряд «Гидротехник» успешно работал в начале 50-х годов на строительстве Горьковской ГЭС.

Но главной неприятностью оказалась совершенно низкая производительность земснарядов для выемки грунтов котлована. Вместо расчетной производительности в 500 -1000 м 3/ч часовая производительность этого мощного земснаряда не превышала 50 м 3/ч. Суммарный объём выемки грунта всеми земснарядами не превышал 50 тыс. кубометров в месяц при необходимом темпе по графику строительства до 0,5 млн. кубометров.

Грунты котлована представляли собой пластичную уплотнённую мореную глину с большим включением крупных валунов и гравия. Мощность фрезерного рыхлителя в 320 кВт оказалось недостаточной для разработки таких тяжелых грунтов, а наличие крупного валунника приводило в забивке проходных каналов грунтового насоса.


Землечерпалка «Пятилетка». Объём ковша 800 литров.
Землечерпалка «Пятилетка» прибусирована на Куйбышевгидрострой для выемки грунта из котлована ГЭС 1952 г. Командир землечерпалки — Арефьев. Это самая крупная землечерпалка на Волге В каюте судна я проживал зимой 1952 года.

Землечерпалка «Пятилетка» также оказалась непригодной для выемки таких грунтов: в колодце грунтового насоса валуны и глина застревали, а в ковшах залипал грунт.



Руководство гидромеханизации предпринимало всевозможные организационные меры: заменяли багермейстеров, начальников земснарядов и участков. Борис Маркович Шкундин и Виктор Иванович Ющенко переселились на земснаряды и в каюту «Пятилетки» и круглосуточно находились на земснарядах около месяца. Мне часто приходилось бывать вместе с ними на смене. Приехал начальник ГлавГидроЭнергоСтроя МВД, но все принимаемые меры не принесли успеха.

В сентябре 1952 г. были закончены работы по сооружению перемычки и устройству водоотлива, земснаряды пришлось вывести из котлована, проран в перемычке был закрыт. К этому времени руководителем работ на правом берегу был назначен Александр Петрович Александров, впоследствии заместитель Министра строительства электростанций, а главным инженером всего строительства — Николай Васильевич Разин, который довёл стройку до ввода Куйбышевскую ГЭС в эксплуатацию. Оба эти инженера были талантливыми гидротехниками и энергетиками мирового масштаба и прекрасными организаторами строительства.

В начале 1953 г. выемку грунтов из котлована начали выполнять сухоройным способом с помощью экскаваторов СЭ-3 и автосамосвалов. Следует заметить, что и при этом способе были большие трудности с автодорогами и передвижением экскаваторов в забое. При дождях грязь на дорогах Жигулёвска была совершенно непроходимой.

Вся эта эпопея с выемкой котлована ГЭС с помощью земснарядов имела свои последствия. В 1953 г. Правобережный район гидромеханизации был ликвидирован, все земснаряды и кадры перебазированы на строительство объектов левого берега. Я был переведен инженером ПТО Управления гидромеханизации в Комсомольск, хотя еще около полугода жил в Жигулёвске.

Для Бориса Марковича Шкундина неудачное применение земснарядов на выемке грунтов котлована ГЭС имело тяжелые последствия. Начальник «КуйбышевГидроСтроя» генерал-майор МВД Иван Васильевич Комзин обвинил его в умышленном срыве сроков строительства. Такое обвинение в то время по последствиям было равнозначно расстрелу. На партсобрании Куйбышевского СУ Гидромеханизации он был исключен из партии, так как по законам того времени члена ВКП (б) не могли арестовывать.

Сразу после собрания ему удалось оторваться от чекистов и улететь в Москву искать защиты у генерала С. Я. Жука, который руководил институтом «ГидроПроект» и который хорошо знал Б. М. Шкундина по ВолгоСтрою и строительству Цимлянской ГЭС. С. Я. Жука знал и доверял ему И. В. Сталин и ему удалось защитить Б. М. Шкундина перед руководством МВД и снять обвинение в предумышленном вредительстве.

Но на стройку он уже не вернулся, С. Я. Жук зачислил его в институт специалистом по гидромеханизации. В этой должности он долгие годы (до 1996 г.) работал в «Гидропроекте» и под его руководством было создано несколько новых земснарядов и устройств гидромеханизации. Я тесно сотрудничал с этим талантливым инженером до самой его кончины в 1999г.


Земснаряд 1000—80 в карьере на строительстве Куйбышевской ГЭС. 1954 год.
Эти земснаряды на песчаных грунтах отлично работали и ими был обеспечен директивный пуск первого агрегата ГЭС в 1955 г. Предложение Шкундина о постройке земснаряда 1000—80 было своевременным, но не для выемки мореных грунтов с валунником из котлована ГЭС.

Далее в приложении приведена биография П.В.Шелухина и его воспоминания о работе с первых дней гидромеханизации на ВолгоСтрое под руководством Н.Д.Холина и на строительстве Цимлянской ГЭС под руководством Б.М.Шкундина.

Приложение. Биография П. В. Шелухина и его воспоминания о работе в гидромеханизации

Шелухин Павел Васильевич


1904 — 1977 гг.
Родился в 1904 г. В 1935 г. окончил Одесский институт инженеров водного транспорта, инженер-гидротехник. Вся его трудовая деятельность была связана с гидромеханизацией земляных работ. Он пришел в организацию гидромеханизации, когда она только зарождалась. Прошел все должностные ступени руководителя: инженер, прораб, старший прораб, начальник участка, начальник Главной Волго-Донской конторы гидромеханизации МВД СССР, управляющий трестом «Трансгидромеханизация» Минтрансстроя.

1935—1937 гг. — инженер на строительстве канала Москва-Волга в отделе гидромеханизации, руководимым одним из основателей гидромеханизации в СССР — профессором Н. Д. Холиным.

1937—1941 гг. — главный инженер отдела гидромеханизации на начинавшемся строительстве Куйбышевского гидроузла на Волге.

1941—1948 гг. — призван в Красную Армию, принимал участие в боях на Карельском, Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах. Был командиром взвода полковой артиллерии, политработником полка, инструктором политотдела дивизии и артбригады.

За мужество и героизм, проявленных в боевых действиях, награжден тремя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»

1948—1953 гг. — начальник Главной Волго-Донской конторы гидромеханизации МВД СССР на строительстве канала Волга — Дон и Цимлянской ГЭС.

В 1953 г. — начальник Казанского строительно-монтажного управления гидромеханизации, выполнявшим работы по защите земель от затопления водохранилищем Куйбышевской ГЭС.

1954—1957 гг. — управляющий трестом «Трансстрой» Минтрансстроя СССР.

1957—1964гг. управляющий трестом «Трансгидромеханизация» Минтрансстроя СССР.

Велики заслуги П. В. Шелухина и в после военные годы. На строительстве Цимлянского гидроузла под его руководством осуществлен скоростной намыв земляной плотины, крупнейшей для того времени. В 1951 г. за разработку, освоение и внедрение мощных земснарядов типа 500—60 и 300—40 ему совместно с коллективом присвоено звание лауреата Государственной премии. За осуществление скоростного намыва плотины Цимлянской ГЭС ему было вторично присвоено звание лауреата Государственной премии.

За участие в строительстве Волго-Донского канала и его заполнения водой с помощью земснарядов с гидроэлеваторами, он был удостоен высшей правительственной награды — ордена Ленина. В 1964 г. ему присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР».

С первых дней гидромеханизации. Воспоминания П. В. Шелухина

По окончании Одесского института инженеров водного транспорта в 1935 г. я был направлен на крупнейшую стройку того времени — строительство канала Москва-Волга, где впервые услышал слово «гидромеханизация». Более 60% объема земляных работ на стройке выполнялось в ручную тачками и грабарками. Экскаваторов насчитывались единицы. Гидромеханизация только зарождалась.

Отдел гидромеханизации, возглавляемый Н. Д. Холиным, в составе производственного, электромеханического и проектно-конструкторского отделений, а также механо-монтажного участка и лаборатории располагался в г. Дмитрове. Проектно-конструкторское отделение (руководитель А. А. Мороз) разрабатывало проекты производства работ, конструкции земснарядов, земустановок и другого оборудования, узлов земснарядов. Лаборатория гидромеханизации занималась снятием и исследованием характеристик землесосов, изучением условий работы.

Основное оборудование гидромеханизации составляли гидромониторные и гидромониторно-землесосные установки. Гидромониторная установка применялась при разработке входа в канал со стороны р. Москвы на Хорошевском спрямлении. Размываемый грунт самотеком поступал в реку. Была попытка гидротранспорта грунта земустановкой с диаметром всасывающей трубы 200 мм. Однако по грунтовым условиям землесос оказался непригодным. Стационарные земустановки были применены при намыве дамб нар. Сестре. Их оснащали землесосом типа МВС конструкции отдела гидромеханизации стройки. Этот землесос был несовершенен. В дальнейшем он явился прототипом землесоса ЗГМ.

Для магистрального пульпопровода применялись деревянные трубы заводского изготовления из клепки, оплетенной проволокой и покрытой битумным раствором. На стройку поступали также клепка и металлические бандажи, из которых на месте монтировали пульпопровод. Его монтаж был весьма трудоемким (за смену звено рабочих монтировало до 40 м).

Плавучей базой земснаряда служил деревянный плашкоут, на котором монтировали землесос типа МВС. Земснаряды применялись при намыве Оръевских дамб и добыче бетонитных песков в районе Иваньковской плотины. На указанных объектах я работал в качестве прораба и старшего прораба. На стройке велись также гидромеханизированные работы по добыче гравия и песка в карьере Табор под Дмитровым, на Яхроме и Икше.

Строительство канала Москва-Волга явилось первой крупной стройкой, где применялась и начала свое развитие гидромеханизация. За период строительства (1934—1937 гг.) способом гидромеханизации было выполнено 11 млн. м3 грунта (по выемке).

Второй крупной стройкой, на которой мне пришлось работать с 1938 г. по июнь 1941 г.. были работы по намыву территории и насыпей автомобильных дорог на болоте для жилищного строительства в Северодвинске. При комбинированном способе намыва территории грунт разрабатывался в морском заливе и подавался по пульпопроводу на расстояние до 5 км мощным рефулерным земснарядом «Онега» производительностью по грунту свыше 600 м»/ч на окраину города, где перекачивающая станция с четырьмя землесосами ЗГМ транспортировала грунт на 2 км к месту укладки. Для намыва территории использовались также земснаряды 100—35 на деревянных плашкоутах с землесосами ЗГМ и гидромониторно-землесосные установки 100—35. Плашкоуты строили на месте.

На строительстве насыпей автомобильных дорог производился замыв грунтом, так называемых корыт глубиной до 4 м, образуемых при выемке торфа вручную лопатами или экскаваторами в пределах профиля дорог. Грунт разрабатывали гидромониторно-землесосным комплексом, месячная производительность превышала 25 тыс. м3. За 1938—1941 гг. переработано более 5 млн. м3 грунта. Все вспомогательные работы, включая обвалование карт намыва, осуществлялись вручную. Намыв производился с деревянных эстакад.

На строительстве Волго-Донского судоходного канала — крупнейшего гидротехнического сооружения того времени — гидромеханизация получила дальнейшее и притом значительное развитие. Основным сооружением здесь являлась земляная плотина Цимлянского гидроузла, возводимая способом гидромеханизации. Протяженность плотины — 12,7км, наибольшая высота — 35 м. За 3 года (1950—1952) в тело плотины намыто 29 млн. м3 грунта, а всего на гидроузле выполнено 44,2 млн. м3 грунта, или половина объема земляных работ. Всего же на стройке способом гидромеханизации было выполнено 55 млн. м3 грунта (28% от общего объема земляных работ), что в 5 раз больше, чем на строительстве канала Москва-Волга. При намыве плотины (29 млн. м3) основной объем работ выполнен в 1951 г. (25 млн. м3), что определило ее скоростной намыв.

При средней интенсивности намыва плотины 50—55 см (по высоте) в сутки, что уже превышало нормы, в отдельные периоды в течение нескольких суток подряд интенсивность намыва на нескольких участках плотины достигала 150—165 см. Даже при такой интенсивности намыва водоотдача была нормальной, откосы оставались устойчивыми, плотность была в пределах нормы. Подготовленные для откачки воды из тела плотины иглофильтры и глубинные насосы почти не применялись, за исключением одной из карт правобережной части плотины, где для предотвращения наметившегося разрушения откосов были поставлены два яруса иглофильтров. Грунтовые условия для намыва плотины были благоприятными. В карьерах грунты были представлены преимущественно средне- и мелкозернистыми песками, на отдельных участках малозасоренными.

В процессе производства работ произошел ряд качественных изменений в развитии гидромеханизации:

1. Большие объемы земляных работ при сжатом сроке их выполнения вызвали необходимость конструктивно усовершенствовать, организовать изготовление и внедрить в производство мощные земснаряды 300—40, разработать конструкцию, изготовить и ввести в работу более мощные земснаряды 500—60. В предвидении больших объемов работ на строительстве

Сталинградского и Куйбышевского гидроузлов были спроектированы и из

готовлены первые три земснаряда 1000—80.

Если на предыдущих стройках применялись земснаряды производительностью по грунту не более 100—120 м3/ч, то на Волго-Доне основные объемы работ выполнены более мощными земснарядами 300—40 и 500—60. В 1951 г. здесь находились в эксплуатации 11 земснарядов 500—60, 16 — 300—40 и 10 — 100—35. Этими земснарядами выполнено соответственно 19; 24 и 6 млн. м3 грунта.

— Применение мощных земснарядов позволило сократить удельный

— расход электроэнергии в 1,5—2 раза, металла — на 30—40% и рабочей силы

— в 2 раза.

— Совершенствование технологии работ: строительство эстакад в

— процессе намыва; работа с несколькими перекачивающими станциями;

— оборудование трубопроводов специальной арматурой — температурными компенсаторами, шиберными задвижками, переключателями пульпы, предохранительными клапанами и вантузами; использование шиберных задвижек для равномерного намыва грунта; механизация вспомогательных работ путем широкого применения бульдозеров, трубоукладчиков, плавучих кранов, экскаваторов и других машин и механизмов.

— Четкая организационная структура, позволившая успешно справиться с большими объемами работ в сложных условиях и в сжатые сроки. На строительстве Цимлянского гидроузла была организована Главная Волго-Донская контора гидромеханизации. Для выполнения вспомогательных работ были организованы участки: ремонтно-механический, механо- и электромонтажных работ, механизации вспомогательных работ и транспорта. Участок вспомогательной механизации имел собственную ремонтно-механическую базу, в его составе находилось бульдозеров — 12,

— тракторов и тракторных кранов — 40, экскаваторов и гусеничных кранов -11, автомашин и автокранов — 85.

— Впервые в работе гидромеханизации при Главной конторе и на участках была организована круглосуточная диспетчерская служба, хорошая телефонная и радиосвязь. Оперативное руководство осуществлялось также через диспетчерские совещания.

Особую трудность представляло освоение мощных земснарядов, подбор рабочих для их команд. Большинство поступающих не имели опыта работы на земснарядах. С появлением на стройке земснарядов 300—40 {они изготовлялись в Ростове-на-Дону на заводе «Красный Дон») в роли учителей и наставников по обучению работе на них выступили руководящие работники гидромеханизации. Часто у пульта управления можно было видеть Б. М. Шкундина, М. А. Горина, А. Н. Потапова, Г. Я. Каменецкого и др. У них училась искусству багермейстера молодежь, прибывающая из мореходных училищ и техникумов, а также гидромеханизаторы-практики.

Гидромеханизация на Волгодонстрое была школой кадров. Здесь получили опыт работы десятки инженерно-технических работников, сотни рабочих на земснарядах. Большинство из них не оставили гидромеханизацию и явились основным костяком на строительстве волжских гидроузлов, Волго-Балтийского водного пути и других транспортных объектов.

Среди особо отличившихся — начальники земснарядов В. М. Михайлов, ГП. Бовша, И. М. Груздев, багермейстер М. Н. Чикишев (в последующие годы работал начальником земснаряда 300—40 в СУ-478), которые в совершенстве овладели техникой работы на земснаряде и подготовили десятки молодых гидромеханизаторов. Из инженерно-технических работников следует отметить начальников участков Г. Я. Каменецкого, Л. А. Капкова и Е. В. Четверикова, первого главного инженера конторы А. И. Ухина, главного инженера РМЗ Г. Д. Никольского. Они вложили много труда и энергии в начальный период работы на Волго-Доне. Здесь выросли многие молодые

специалисты, начавшие работу рядовыми инженерами, как, например, В. Ф. Дмитриев, Г. С. Гречишкин.

По мере завершения работ на Волгодонстрое в конце 1951 г. и в начале 1952 г. часть инженерно-технических работников, а также 5 земснарядов 300—40, 10 — 500—60 (один земснаряд оставлен в Цимлянске), а также 5 земснарядов 1000—80, изготовленных на местном заводе, с командами были направлены на строительство Куйбышевского гидроузла.

Главная контора гидромеханизации и ее подразделения в составе оставшихся для окончания работ земснарядов 300—40 и 100—35 с командами с августа 1952 г. были передислоцированы на строительство Волго-Балтийского водного пути. В четвертом квартале 1952 г. здесь были проведены большие работы по устройству на новом месте и подготовке к зимним работам. На трех участках канала были начаты работы по выемке двумя гидромониторно-землесосными установками 100—35 котлована шестого шлюза, аналогично — на Водораздельном участке, а также тремя земснарядами 300—40 — в районе Шумкино-Анненского моста. Однако работать долго не пришлось. В мае 1953 г. строительство Волго-Балтийского водного пути было законсервировано, и все хозяйство гидромеханизации передислоцировано в Казань для выполнения работ по инженерной защите города.

Работы по инженерной защите Казани были начаты в 1954 г. Это был последний объект, в работе которого мне пришлось принимать непосредственное участие. Помимо намыва защитных дамб, были выполнены большие работы по разработке акватории и намыву территории Казанского речного порта. Общий объем гидромеханизированных работ составил 12 млн. м3 грунта. Хорошие воспоминания оставила работа группы энтузиастов гидромеханизации Казанского участка: Е. Г. Вершинина, В. Н. Гутовского, A.M. Сакса, И. П. Новикова, М. П. Старикова, И. Н. Горбанева и др.

В 1954 г. были начаты работы по инженерной защите Костромской низины от затопления. Предстояло намыть Идоломскую дамбу протяженностью 5 км. Карьер был представлен мелко- и тонкозернистыми песками с прослойками суглинков. Вскрыша на значительной площади карьера превышала 3 м. На конечном участке дамбы карьер отстоял от объекта намыва более чем на 5 км, что требовало двойной перекачки. Коллектив Костромского участка в сложных условиях успешно закончил за три года намыв дамбы объемом 7млн. м3. Следует отметить хорошую работу опытных гидромеханизаторов Е. Д. Тунчика и Г. Д. Никольского, вложивших много труда в руководство работами на объекте.

Самостоятельным путем развития шел трест «Трансгидромеханизация» НКПС, организованный в 1938 г. Трест был создан для выполнения гидромеханизированных работ по добыче балласта и возведению насыпей на строительстве железных дорог. Организатором и инженерным руководите- лем треста был Павел Поликарпович Дьяков. В 1957 г. в системе Минтранс-строя трест «Трансгидромеханизация» влился в состав треста «Трансгидрострой», в 1961 г. переименованного в трест «Трансгидромеханизация».

Трест «Трансгидрострой» (до 1954 г. — Управление гидромеханизации Главгидростроя), начав свою деятельность в 1946 г., в 1947 г. восемью земснарядами разработал около 500 тыс. м3 грунта. Количество земснарядов составляло в 1946 г. — 2, 1948 г. — 12, 1950 г. — 39, 1955 г. — 65, 1956 г. — 71. Преобладали земснаряды средней мощности и более мощные типа 300—40.Объединенный трест «Трансгидромеханизация» имел следующий парк земснарядов: 1957 г. — 164, 1958 г. — 172, 1960 г. — 180, 1965 г. — 206, 1970 г. — 220. В 1970 г. объем работ составил 52 млн. м3 грунта (в профиле).Гидромеханизаторы треста «Трансгидромеханизация» внесли немалый вклад в развитие народного хозяйства страны. Трест принимал участие в строительстве многих важнейших объектов транспортного строительства. Среди них намыв подходов к сотням мостов через реки Днепр, Дон, Оку, Москву, Волгу, Угру и другие реки нашей великой страны.