Юные смелые гордые. Ч. 1. Гл. 2

Григорий Калюжко
(В сокращении).

Глава 2. 1917 – революционный год.

 Февральская революция в России положила начало созданию новой формы власти и в нашем городе, который тогда назывался Романов-Борисоглебск. В марте 1917 года образовался Романово-Борисоглебский Совет рабочих и крестьянских депутатов. В первое время большинство в Совете принадлежало представителям партий социал-революционеров – эсерам и социал-демократов – меньшевикам. Другие социал-демократы (большевики) в данном Совете были в незначительном меньшинстве, всего лишь на 2–3 голоса. Председателем Совета был избран эсер Антонов. В Совете был и бывший городской голова Протопопов. Местные богачи, торговцы, зажиточные крестьяне (кулаки) продолжали жить почти так же, как при прежней власти.

Для лучшего понимания происходящего важны сохранившиеся воспоминания современников. Вспоминала Лидия Аверьяновна Старостина: В 1917 году большевики Романовской мануфактуры Классена вели настойчивую борьбу за массы, за освобождение их от эсеровско-меньшевисткого влияния. Пропаганда и агитация за ленинские тезисы социалистической революции, ежедневная кропотливая работа среди рабочих сделала своё дело: люди труда постепенно стали понимать, кто борется за их интересы, а кто только прикрываясь крикливыми, демагогическими лозунгами, хочет повернуть вспять неудержимый поток революции.

Важную роль в установлении советской власти и создании комсомола в Романове-Борисоглебске и Ярославской губернии сыграл большевик Панин Николай Николаевич. Николай – уроженец Романово-Борисоглебского уезда – подростком отправился на заработки в Петербург. За участие в рабочем движении неоднократно арестовывался и отбывал ссылку. В сибирской ссылке общался с В.И. Лениным, принимал участие в партийных акциях. Обогащённый опытом работы на питерских предприятиях, он возвратился в родные края. В 1911 году Н.Н. Панин на родине, в Романово-Борисоглебске. Здесь он открывает книжную лавку для прикрытия нелегальной деятельности. Впоследствии работает на фабрике Классена и ведёт революционную деятельность.

С весны 1917 года Панин – руководитель Романово-Борисоглебской большевистской организации, председатель Совета рабочих депутатов на льномануфактуре. После победы Октябрьской революции в Петрограде Н.Н. Панин становится во главе местного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и укома (уездного комитета) партии.

Вот как вспоминал о том времени Александр Иванович Валенков: В те годы прибыл на фабрику революционер Н.Н. Панин. Он поступил работать токарем механической мастерской, а я уже работал помощником нормировщика этой мастерской и почти ежедневно с ним виделся… Панин очень полюбил меня и хорошо проштудировал. А в 1916 году иногда доверял мне, я бы сказал, конспиративную работу. Фактом может служить хотя бы то, что он поручил мне в ночное время, когда фабрика не работала разбросать и приклеить хлебом листовки у машин рабочих и во всех уборных ткацкого цеха. А сделать это у меня была возможность, т. к. служащие были вне подозрения. Мне приходилось иногда работать ночью, особенно перед подсчетом зарплаты рабочим. И это поручение я выполнил без сучка и задоринки, разбросав под машины и в уборных эти листовки, несмотря на то, что в цехе этой фабрики водились крысы иногда ростом не меньше кошки. Я разбрасываю, приклеиваю, а они как враги вокруг меня носятся. Но поручение я всё-таки выполнил. Наутро переполох на фабрике, розыск, а я спокойно сижу и слушаю.

А.И. Валенков продолжал вспоминать о Февральской революции: Весть о революционном перевороте дошла до нас, рабочих и меня не сразу. Потом – уже в марте 1917 года события начали развиваться очень быстро. На фабрику начали приезжать представители губернии, из них меньшевики, эсеры, кадетики и наши большевики-подпольщики. Помню большевиков Розанову, М.И. Лебедева, Доброхотова, Буткина и других. На собрании помню, все выступали по очереди – началась борьба за овладение рабочим классом фабрики. Чего, чего в этих выступлениях не было сказано! И вот появляется большевистская литература, брошюры, газеты и я понял, что все рабочие должны их понять, научиться владеть этим оружием.

 В 1917 году, работая на фабрике, я уже активно участвовал в перевороте власти, помогая тов. Панину в ряде вопросов, которые он мне поручал. В начале 1917 года (март – апрель) на фабрике быстро организовалась партия эсеров. Как сейчас помню, в течение 3-х месяцев она выросла членством до 500 человек. Конечно, в неё шли 80 % малосознательных рабочих и большинство служащих. А почему это было так, ясно сейчас и понятно. Подробности излишни.
     
До 1917 года большевиков было на фабрике 2–3 человека, в т. ч. Н.Н. Панин. Побеседовав с Паниным, я просил его принять меня в ячейку большевиков. Но не знаю, чем тогда руководствовался Н.Н. Панин, посоветовав вступить в партию эсеров. Строго сказал: – Только рядовым, без особой там активности в их пользу и держать со мной, т. е. Паниным, хорошую связь. Я даже удивился, почему он мне это советует. Потом уже это до меня дошло, что он меня послал туда как лазутчика в стан врага, чтобы быть осведомленным обо всём там происходящем. Он так и заявил мне, что мне необходимо присутствовать там на всех заседаниях, всё знать о делах эсеров и срочно сообщать ему. Всё было строго засекречено, как он мне тогда говорил. До сих пор помню, как проходило тайное собрание эсеров, где было решено в час ночи арестовать всю группу большевиков при фабрике и особенно лидеров Н.Н. Панина, Арсения Лебедева и др. Собрание окончилось в 8 часов вечера. Эсеры назначили, кому всё это проделать. Я тут же: в 9 часов вечера был уже на квартире Н.Н. Панина и всё ему сообщил. Панин и его группа срочно сделали выводы и скрылись из города в ряде волостей и у знакомых в городе. Замысел эсеров был сорван. Я продолжал работать в этой партии более 4 месяцев.

Вскоре Н.Н. Панин организовал при фабрике Совет рабочих депутатов и возглавил его. А в сентябре 1917 года из Армии стали прибывать на фабрику солдаты (по демобилизации) – рабочие фабрики. Панин организовал партколлектив большевиков РКП(б) при фабрике. Их было уже 18 большевиков – рабочих фабрики. Работать стало веселей. Эсеры стали терять авторитет, и членство их быстро убывало, т. к. большевики, которыми руководил Панин, провели против них большую массовую работу, несмотря на то, что главари-эсеры и меньшевики всё время стремились большевиков компрометировать. Вспоминаю: эсеры организовали в городе погром винного погреба бывшего купца Денюхина и всю ночь громили склад, в котором было много разного вина в бочках и бутылках.

Бочки разбивали, вино выливали на улицу, а хорошие бутылочки с вином растащили эсеры себе по квартирам и хотели это всё, во-первых, свалить на большевиков, во-вторых, споить несознательных рабочих и жителей города. Мною этот план был срочно доведён до Н.Н. Панина и коллектив большевиков, которые своевременно подготовили свою охрану, подключив к этому военный гарнизон, не допуская рабочих к вину, а на другой день произвели у всех эсеров обыски – отобрали вино и отправив его на продсклады. Большевики срочно собрали на фабрике собрания рабочих, подробно рассказали, в чем виноваты эсеры и для чего они это делали. Рассказали о том, что задача эсеров была сделать погром и свалить всё на большевиков. Вот, мол, смотрите, какие они большевики, хулиганы, разбойники. Но это им не удалось.