Стрижев. Филология ботаники. Ботаника оккультизма

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
А.Н. СТРИЖЕВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕРБАРИЙ

 «БОТАНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Справочная книга для ботаников, сельских хозяев, садоводов, лесоводов, фармацевтов, врачей, путешественников по России и вообще сельских жителей. Составил И. АННЕНКОВ. СПб., 1878 год».


Названия растений бывают двоякие, - пишет в предисловии автор, - ученые, на латинском языке, входящие в систематику, и простонародные, а за их недостатком переводные, искусственно созданные, то есть книжные. Количество простонародных (или книжных) названий зависит от степени замечательности или употребительности растений, а также от наблюдательности жителей того или иного края. Но отсутствие связи между простонародным названием и систематическим часто делает затруднительным идентификацию растения.
Отстранить такие затруднения и дать возможность каждому по систематическому названию растению отыскать все его простонародные или книжные названия и обратно и есть цель «Ботанического словаря».
Объясняя происхождение многих русских названий растений, словарь в какой-то степени разрабатывает источники их происхождения. Выделяется несколько слоев: систематические названия; простонародные и книжные; происшедшие от греков и римлян; средневековые фармацевтические; общеславянские и европейские; от народов, населяющих Российскую империю; внеевропейские названия; растения, получившие названия по продуктам, из них получаемым; названия, связанные с легендами и суевериями; провинциальные названия, а также термины, вышедшие из употребления.
К списку названий каждого растения составитель Словаря добавляет краткое описание его свойств, используемых в сельском хозяйстве, садоводстве, медицине и в различных производствах.
Н. Анненков начал работу над Словарем в 1850 году, затратив на его подготовку более четверти века. В 1858 году им была напечатана книга «Простонародные названия русских растений». На следующий год - предварительный вариант Словаря. В своем расширенном виде он и сегодня является настольным пособием для ботаников, сборщиков лекарственных трав, языковедов. Для всех... кто может его достать. Невероятный факт: с 1878 года Словарь не переиздавался.
Между тем автор считал, что главная работа еще впереди, а именно установление единообразной русской номенклатуры растений. Это возможно, писал он, «только при условии, чтобы выбор названий был основан на знании действительно существующих названий. Народу нельзя приказать называть растение тем или другим именем».
Однако приказали. И вот богатейшая традиция простонародных названий уходит в небытие. Официальная номенклатура существует для официальной науки. Окружающее же нас растительное многообразие превращается в неразличимую «траву», которая после нас хоть не расти. Утратившее свое имя обречено на уничтожение. Вытоптанное из культурной памяти сводится на нет с лица земли.
Фототипическое воспроизведение «Ботанического словаря» Николая Ивановича Анненкова стало бы крайне своевременным шагом в сторону от этой бездны.



БОТАНИКА ОККУЛЬТИЗМА


«ПАВЕЛ СЕДИР. «МАГИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ». Перевод с французского, второе издание. СПб., 1912 год».

Книга принадлежит к традиции, плохо известной у нас и потому привлекающей внимание. Примерно в годы издания этой книги о. Павел Флоренский отмечал однообразие мистического опыта. Распространяя выводы классического труда В. Проппа о структуре волшебной сказки, можно сказать, что это однообразие упорядоченное и геометрически четко выстроенное. Рассудочная мифология оккультизма расчерчивает линии, связывающие воедино планеты, земные стихии и вещества, эволюционную лестницу существ, органы человеческого тела, центры психики и области, недоступные научной проверке. Нарушения одной какой-либо части влекут за собой деформацию других, а также целого. Точно так же излечение человеческих болезней подразумевает влияние на связанные с ними внешние силы и положения. В духе воландовских опытов черной магии с последующим их разоблачением автор отмечает, что «с истинно-мистической точки зрения всякая магическая операция имеет характер возмущения в божественном плане, а потому рекомендуется воздерживаться от подобных действий».
Оккультизм соединяет нехитрую натурфилософию с поэтически предельными допущениями универсального мифа. «Зерно есть темница высших сил, а потому оно аналогически изображает грехопадение или миф о Сатурне, пожирающем собственных детей. Таким образом, произрастание есть битва, различные фазисы которой изображаются знаками; и нет на свете ни одного существа, которое не носило бы в своих внешних формах этих знаков». В книге наряду с этим высказыванием Сен-Мартена цитируются баснословные для нас источники: Парацельс, Бёме, Каббала…
Хотим мы или нет, но лексикон мировой культуры хранит и такие тексты о Пути Зерна. Оборотная сторона европейской науки, оккультизм, реализует невостребованные рационализмом стороны человеческого сознания. Официальное замалчивание приводит к расцвету «теневой» магии. Многие модные увлечения сегодняшней жизни пронизаны магическими приемами и соответствующими процедурами мысли и действия.
В книге добросовестно проводится классификация признаков растений по их соответствию знакам зодиака, определяются их качества, соотношения, взаимовлияния. Описаны правила магического использования растений в пищу, при лечении, изготовлении лекарств и... выращивании гомункулюса. «Естъ способ, посредством которого можно заставить вылупиться из яйца, высиживаемого курицей, существо, подобное человеку. Я этот опыт видел и даже сам могу его произвести. Маги приписывают этому существу чудесные силы и называют его настоящим мандрагором» (Агриппа фон Неттесгеймский).
К книге приложен «ботанический словарь герметической медицины». Межнациональный характер приводимых в нем сведений подтверждается органическим соединением их с добавлениями переводчика, пользующегося опытом отечественного знахарства.

«Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник»,

— писал, кстати, Борис Пастернак.

В заключение приведем данные о васильке (Centaurea cyanus) опустив лишь время наилучшего сбора ввиду положения светил и планет, а также ссылки на авторов. «По преданию этот цветок был открыт кентавром Хироном. Полезен от желтухи, колики, желчной лихорадки, подагры, скорбута, глистов и расстройства регул. Изгоняет демонов. С магической точки зрения, силы этого растения увеличиваются, если перед сбором прочитать над ним слова заклинания. Будучи положен в масло лампы с небольшой примесью крови самки удода, он заставляет присутствующих галлюцинировать. Если бросить цветок в огонь и после этого посмотреть на небо, то покажется, что звезды шевелятся. Дым от него, будучи вдыхаем, вызывает страх».

(«Человек и Природа», 1980-е)