О природе Зла

Виктор Печорин
 
   
Говорят, Основной вопрос философии – это «что первично, бытие или сознание».  Давайте честно: вас лично это волнует? Вас беспокоит, что первично? Полагаю, это последнее, что вы хотели бы узнать.
А вот феномен Зла вряд ли оставит кого-то равнодушным. C ЭТИМ явлением мы сталкиваемся постоянно, чуть ли не каждый день, на самих СЕБЕ ощущаем его последствия. Если какой-то вопрос и МОЖНО назвать Основным, так это вопрос о сущности Зла.
Как только на Земле появились живые существа, способные испытывать ощущения, они СРАЗУ ЖЕ почувствовали, что ОЩУЩЕНИЯ бывают ДВУХ видов: приятные и неприятные, хорошие и плохие, приносящие удовольствие – или страдание. Любое живое существо ИНСТИНКТИВНО отличает плохое от хорошего, зло от блага.  Даже АМЁБА, простейшее одноклеточное, старается избегать мест, где темно, холодно и мало пищи и устремляется к свету, теплу и ОБИЛИЮ питательных веществ. То есть ощущает, что такое хорошо и что такое плохо.
Человек – тоже живое существо, и он тоже на уровне инстинктов ощущает зло.
Младенец, только что появившийся из материнской утробы, кричит и плачет. Такова его первая реакция на этот мир, на причиняемые им страдания.
В отличие от животного, человек не только ПЕРЕЖИВАЕТ зло, но и ОСОЗНАЁТ его, то есть человек воспринимает зло как на уровне ОЩУЩЕНИЙ, так и на уровне ПОНЯТИЙ. А если уж в сознании человека появилось понятие Зла, то возникает и потребность в ОБЪЯСНЕНИИ.
Так вопрос о сущности Зла становится одним из ВАЖНЕЙШИХ, а может быть, и САМЫМ важным вопросом.
«Что такое Зло и как ВПОЛЗЛО оно сюда? В чем его корень и его семя?» - так сформулировал этот  вопрос Аврелий Августин Иппонийский, он же Августин Африканский, он же Блаженный Августин.
Именно ЭТИ вопросы, прежде всего, интересовали людей. А к кому они могли обратиться за объяснением, если не к РЕЛИГИИ, которая в древности была ЕДИНСТВЕННЫМ универсальным инструментом познания.
И религия эти объяснения предоставила. Не потому что могла или хотела. Не больно то хотела, и не очень могла. Религия ВЫНУЖДЕНА была дать объяснение, потому что существование в мире Зла ставит под сомнение САМУЮ ОСНОВУ религии, сам институт религии как таковой.
Главный ТЕЗИС религии состоит в том, что МИР со ВСЕМ, ЧТО В НЁМ, сотворен Богом, существом во всех отношениях совершенным, всемогущим, всезнающим, и благим. Соответственно, мир созданный таким существом должен быть совершенным. Но существование в мире Зла ПОРТИТ эту благостную картину, как ложка дёгтя - бочку меда.
- Если Зло существует, значит, оно ТОЖЕ сотворено Богом? Сотворил ли Бог Зло НАМЕРЕННО? Тогда он и есть отец и источник всего зла. Какой он после этого благой? 
Сотворил ли он Зло ПО НЕЗНАНИЮ, не ведая, что творит? Тогда какой он премудрый, всезнающий?
Сотворил ли он Зло ПРОТИВ своей воли, сам не ЖЕЛАЯ этого? Тогда какой он всемогущий?
Да и вообще, раз уж из его рук вышел столь несовершенный мир, в котором ПРИСУТСТВУЕТ Зло, это ставит под сомнение СОВЕРШЕНСТВО самого Творца. 
А если пойти ДАЛЬШЕ, то МОЖЕТ ли существо НЕ всемогущее, НЕ всезнающее, НЕ благое и НЕ совершенное - считаться Богом? НУЖЕН ли такой несовершенный Бог, и ЕСТЬ ли Он вообще? И зачем тогда нужна РЕЛИГИЯ и ее СЛУЖИТЕЛИ?
Это ВСЁ - вполне логичные вопросы и находились люди, которым они приходили в голову.
Если религия ХОТЕЛА выжить, - а она ХОТЕЛА, - то она ДОЛЖНА была дать этому объяснение. С этой целью возникло целое НАПРАВЛЕНИЕ в теологии  - «Теодице;я», что в переводе с греческого означает «богооправдание» (Термин введён Лейбницем в 1710 году).  Цель Теодицеи - ОПРАВДАТЬ Бога и снять с него ответственность за существование Зла. Теодицея – это не ОДНО какое-то учение, это множество РАЗНЫХ учений, каждое из которых пытается оправдать Бога ПО-СВОЕМУ и с использованием РАЗНЫХ аргументов.
Давайте вспомним несколько наиболее популярных объяснений, которые предлагает религия своей пастве.
Первое объяснение. Бог не создавал Зла. Это все Сатана. Он и есть источник Зла. Бог создал лучший из миров, но пришел Сатана и все испортил. А Бог тут ни при чем.
Второе объяснение. Ну ладно, на самом деле Бог сотворил ВСЁ, а значит, и Сатану. НО НЕ НАМЕРЕННО! Он не хотел создавать Зло. Он создал доброго ангела, но тот, свинья неблагодарная, набросился на своего же СОЗДАТЕЛЯ и стал Сатаной. Вот так и появилось Зло.
Третье объяснение. Ну ладно, на самом деле Бог создал Зло, и создал его НАМЕРЕННО. Но намерение его было БЛАГИМ. Зло существует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для вашей же пользы. Так сказать, в педагогических целях. А то, как бы вы выбрали добро, не зная Зла? 
Какой вывод можно сделать, выслушав эти оправдания?   Подозреваемый путается в показаниях, не так ли?
К тому же он пытается свалить вину на несуществующего, явно выдуманного, персонажа. Это я про Сатану.
- Почему это выдуманного? – возмутятся апологеты, - про него еще в Ветхом Завете написано.
Действительно, если пролистать от корки до корки все 39 книг Ветхого Завета, - а я это сделал, - то в трех из них, - заметьте, всего в трёх из 39! – вы встретите древнееврейское слово «сатан», причем в двух из этих трех книг оно упоминается только по одному разу.
Но там ничего не говорится о том, что тот, кого обозначают этим словом, действительно исчадие АДА.  Да и вообще «сатан» в Ветхом завете – это не имя собственное. Это название профессии. В переводе означает «обвинитель» или «прокурор». Тот, кто произносит обвинительную речь в суде. В одном случае «сатан» предлагает своему царю провести перепись населения, видимо, в целях упорядочения сбора налогов. В другом случае он подвергает сомнению праведность Иова и предлагает подвергнуть того испытанию. Как видите, ничего инфернального в этой фигуре нет, это просто обыкновенный ЧЕЛОВЕК при исполнении служебных обязанностей.
А вот если вы возьмете книги НОВОГО Завета, там уже Сатана изображается совсем иным, как некий злой дух, способный вселяться в людей и склонять их к злым деяниям. А в последней книге Библии, в Апокалипсисе, он вообще предстает в образе Зла КОСМИЧЕСКОГО масштаба.
Кстати, это позволяет нам вычислить момент, когда теологи нашли «козла отпущения», на которого можно было свалить ответственность за Зло. Случилось это во втором – третьем веках Нашей эры. В ту эпоху, когда христианство оформлялось в самостоятельную религию. 
Именно тогда сочинили историю про Сатану, достойную пера Лавкрафта или Сергея Лукьяненко.
В дальнейшем этот образ все более развивался, обрастал деталями, демонизировался. Современный ОБЛИК Сатаны, известный нам по художественной литературе и фильмам в жанре «хорор», сформировался в 16-м – 17-м столетиях, в эпоху «охоты на ведьм», а финальную отделку получил в 19 веке.
Изобретатели Сатаны ГОРДИЛИСЬ собой. Они нашли простой ответ на сложный вопрос, и этот ответ вполне удовлетворял НЕПРИТЯЗАТЕЛЬНЫМ вкусам их паствы. Служители зарождающейся церкви так УХВАТИЛИСЬ за образ Сатаны (или в греческом варианте «Диавола»), что внушали верующим: «кто не верует в Сатану, тот не верует и в Бога»!
Святитель Николай Сербский так прямо и говорит: "…отрицающие существование дьявола, КЛЕВЕЩУТ на Бога, ибо делают БОГА первопричиной зла".

Для более ВЗЫСКАТЕЛЬНОЙ публики  эконом-версия про Сатану не годилась. Апологетам пришлось напрячься и придумать что-нибудь поумнее. 
Блаженный Августин, например, огорошил всех таким экстравагантным решением.
 - Зла вообще нет, - заявил он. Да-да, не существует зла как субстанции, как бытия, как предмета, как вещества.
- Что такое Зло? – вопрошал Августин, - Покажите мне его. Его можно пощупать, взвесить, сказать, что оно находится вот здесь или вон там? Можно ли сделать с ним то, что мы делаем с вещами, которые реально существуют? Нельзя! А раз так, значит, Зла не существует. А нет Зла – нет проблемы. Если Зла нет, - какие претензии к Богу?
Конечно, такая аргументация не многих убедила. Это надо обладать очень изощренным философским, и, я не побоюсь этого слова, ДИАЛЕКТИЧЕСКИМ сознанием, чтобы проникнуться. Потому что любой непредвзятый человек, да, пожалуй, и предвзятый, интуитивно ощущает, что Зло-таки, ЕСТЬ. Даже в самой Библии, смотрите, как написано:
«И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски». (Ис.24:16)
А вы говорите, Зла нет!
Кого ты хочешь убедить, Блаженный Августин?
Видимо, сообразив, что зарапортовался, Августин поспешил поправиться: не то, чтобы Зла СОВСЕМ нет. Его нет как СУЩНОСТИ. А то, что называют Злом – это просто недостаток добра («Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла»).
Вот, оказывается, в чем дело! Зла нет, но бывает недостаток или отсутствие добра.  Это все равно, что сказать: электричества не существует, но есть недостаток отрицательно заряженных частиц на одном конце провода. СОФИСТИКА чистой воды.
Короче, чем дальше религия влезала в эти дебри – тем больше в них запутывалась. Чем больше она боролась со Злом, громя еретиков, благословляя крестовые походы, устраивая охоту на ведьм, тем больше мир погружался во ТЬМУ, тем больше в нем становилось ЗЛА, насилия и страданий. «Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже, чем само зло», - предупреждал современник Юлия Цезаря, римский поэт Публилий Сир. Да только кто его слушал?

В результате престиж религии обвалился до плинтуса. Но свято место пусто не бывает, и в середине 19 века на смену религии пришла мода на материализм, в котором место всемогущего Бога заняла всемогущая Материя. 
Материалистическая наука вместо оправдания Бога немедленно занялась ОПРАВДАНИЕМ человека.
Если религия возлагала на человека моральную ответственность за совершенное им Зло, то материалистическая наука, опираясь на теорию Дарвина, говорила, что сам человек тут ни при чем, он не виновник, а ЖЕРТВА неблагоприятных последствий эволюции.
- Зло, преступные побуждения в человеке, – заявляли одни ученые, - предопределены дурной наследственностью или биологическими мутациями. Такую точку зрения пропагандировал, например, небезызвестный ЧезАре ЛомбрОзо. Исследовав 383 черепа умерших и 3 тысячи 839 черепов ЖИВЫХ преступников, он  разработал учение о «преступном типе» «l’uomo delinquente», то есть о человеке, потенциально склонном к совершению зла, которого, как утверждал ЛомбрОзо, можно распознать даже по ВНЕШНИМ признакам.
- Дело не в биологии, - не соглашались  другие, - а в ИНСТИНКТАХ. Человек произошел от животного, а значит, несет на себе печать животных инстинктов, в том числе инстинкта разрушения, инстинкта агрессии, инстинкта убийства. Дремлющие внутри человека животные инстинкты, подавляемые воспитанием и давлением общества, не находя выхода, являются причинами неврозов и болезненных состояний, а иногда прорываются в виде эксцессов, причиняя окружающим зло.
- Инстинкты – инстинктами, - утверждали третьи, - а все дело в негативном опыте, в болезненных детских переживаниях, которые запечатлеваются в человеческой психике на всю жизнь, приводя к психическим отклонениям и являясь причиной извращений и преступлений. Маньяками и убийцами становятся чаще всего жертвы семейного насилия или, наоборот, гипертрофированной материнской любви. 
- Да вы, мозгоправы, вообще не там ищете, - говорила еще одна группа ученых. – враг не внутри, он снаружи. Человек действительно жертва, но жертва не природы, а ОБЩЕСТВА, несправедливого общественного устройства. Всё зло является лишь следствием ВНЕШНИХ обстоятельств. Человек не САМ творит зло, его ПРИНУЖДАЮт к этому невыносимые условия ЖИЗНИ, дурная СРЕДА, социальное неравенство, бедность, бесправие и продажное правосудие. Вот в чем корень зла. И вообще, все до нас лишь объясняли мир, а мы хотим его изменить. Дайте нам изменить обстоятельства, из которых произрастает зло, тогда изначальное добро в человеке проявится автоматически. Дайте нам разрушить старые общественные институты, - частную собственность, деньги, сословные привилегии, государство с его аппаратом насилия, и построить НОВОЕ общество на принципах СВОБОДЫ, равенства и братства, - и в мире НЕ ОСТАНЕТСЯ Зла!
И что вы думаете? Им разрешили попробовать. Думаю, о последствиях рассказывать не нужно – они у всех на слуху. Революции, гражданские войны, кровавые тоталитарные режимы, «экспроприация экспроприаторов», физическое истребление «классово чуждых». Стало ли в мире МЕНЬШЕ Зла? Я вас умоляю!
«Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества»  - сказал Семен Франк, русский философ, высланный большевиками на так называемом «Философском пароходе» в 1922 году.
Наука распахнула ТАКОЙ ящик Пандоры, который теперь никто не знает, как закрыть. Ей-Богу, лучше бы она его не трогала.

Итак, ни путающаяся в показаниях религия, ни указывающий в противоположных направлениях материализм, хотя у них было ПРЕДОСТАТОЧНО возможностей, доказали свою ПОЛНУЮ неспособность разобраться в проблеме Зла, а все попытки УНИЧТОЖИТЬ Зло привели только к тому, что Зла и страданий стало в разы больше.   
Получается, никто НЕ МОЖЕТ? толком объяснить, почему в мире существует Зло и откуда оно взялось? Не говоря уже о том, как с ним бороться? Два извечных вопроса повисают в воздухе: «кто виноват» и «что делать».
Так что же, сложить ОРУЖИЕ перед этой проблемой, выкинуть белый ФЛАГ и сдаться Злу?
Нет, это не наш метод.
А нет ли в нашем распоряжении ДРУГОГО инструмента, который бы РЕШИЛ эту проблему? 
А ведь такой инструмент есть! Те из вас, кто знакомы с моими книгами, наверно, уже догадались, ЧТО я имею в виду. Правильно, это ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ Знание.
Несколько слов о том, что это такое. Трансцендентное Знание - это знание, полученное в результате ВЫХОДА за пределы физического мира.
Еще древние китайские мудрецы знали, что ПОЗНАНИЕ – это взаимодействие двух сторон, - субъекта и объекта, познающего и познаваемого. Субъект должен быть отлИчен, отделён от объекта. Иными словами, чтобы что-то ПОНЯТЬ, надо увидеть это СО СТОРОНЫ, надо ВЫЙТИ за пределы исследуемого.
Вот это явление и называется ТРАНСЦЕНДЕНЦИЕЙ - от латинского "transcendens" - "переступающий, выходящий за пределы".
Трансценденция - эффективный инструмент познания и этот инструмент УСПЕШНО используется как религией, так и наукой. Более того, именно ЕМУ и религия, и наука ОБЯЗАНЫ своими наиболее МАСШТАБНЫМИ достижениями.
Многие научные ОТКРЫТИЯ совершены не в результате ЛОГИЧЕСКИХ выкладок, научного дискурса, а имели в своей основе ИНСАЙТ, озарение, приходящее иной раз ВО СНЕ или в пограничных состояниях между сном и бодрствованием. Блестящий пример тому - открытие Фридрихом Кекуле формулы молекулы бензола, бензольного кольца. Сделав это открытие, Кекуле выступил на научной конференции и предложил своим коллегам - ученым, обратить самое ПРИСТАЛЬНОЕ внимание на этот способ познания.
Что касается религии, то самые АВТОРИТЕТНЫЕ священные тексты - это, по сути, записи ОТЧЕТОВ людей, получивших ЛИЧНЫЙ опыт трансценденции.
Так давайте ВЫСЛУШАЕМ очевидцев. ЧТО? они могут рассказать нам о природе Зла?
Первым приближением к раскрытию ТАЙНЫ Зла являются слова Иисуса из Галилеи:
Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека…
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это ЗЛО извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:15, 21-23)
Эти слова отметают в качестве источника Зла и внешнюю среду, которую ругали социальные реформаторы, и Сатану, которой стращает церковь. Если бы к СЛОВАМ Иисуса ПРИСЛУШАЛИСЬ, можно было спасти МИЛЛИОНЫ жизней, избежать гонений на ведьм и разрушительных последствий социальной инженерии. 
Но остается вопрос. Пусть, как утверждает Иисус, Зло исходит ИЗНУТРИ человека, но откуда оно там берется? Как оно туда ВПОЛЗАЕТ?

За более полным ответом обратимся к Сиддхартхе Гаутаме. Известно, что Сиддхартха получил опыт трансценденции во время ночной медиации в лесу, после чего его стали называть Буддой, то есть «ОБРЕТШИМ свет Знания». Похоже, вопрос о природе Зла ВСЕРЬЕЗ волновал Сиддхартху, и он получил подробное РАЗЪЯСНЕНИЕ из четырех пунктов. Первый пункт этого разъяснения, или как говорят буддисты, первая благородная истина, из уст самого Сиддхартхи звучит так:
«В МУКАХ рождается человек, он СТРАДАЕТ увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым - страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда СУГУБО мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — МУЧИТЕЛЬНЫ. Такова, о братья, БЛАГОРОДНАЯ истина о страдании».
Страдание – это ощущение, переживание Зла, а Зло – это то, что ПРИЧИНЯЕТ страдание.
Истина Сиддхартхи о том, что ВСЁ есть страдание, означает только одно: что мир полон Зла.

Вторая благородная истина, вынесенная Сиддхартхой из его трансцендентного опыта, говорит об ИСТОЧНИКЕ страдания – «дуккха самудая». Буддийская традиция развертывает вторую благородную истину в виде Двенадцатичленной ФОРМУЛЫ бытия, то есть цепочки причин и следствий. Но сводится эта формула к ТОМУ, что причина страдания состоит в ПРИНАДЛЕЖНОСТИ и привязанности человека к МАТЕРИАЛЬНОМУ миру.

Эта истина перекидывает МОСТИК к словам Иисуса о том, что зло исходит ИЗ человека. Человек - ЧАСТЬ мира, а поскольку мир ПОЛОН зла, то и в человеке ПРИСУТСТВУЕТ Зло. Поэтому из него и исходит зло. 
Зло исходит из человека по причине принадлежности его к миру, в котором полно зла.
Откровение Сиддхартхи МАСШТАБИРУЕТ Зло от человека  до целого мира.
Но опять остается вопрос: а что является ИСТОЧНИКОМ Зла в МИРЕ? Откуда в нем столько Зла, что оно ПРОНИЗЫВАЕТ всю человеческую жизнь и заставляет нас страдать?
Этот вопрос мы зададим ЕЩЁ одному очевидцу – Плотину. Плотин был поразительный человек. Он изобрел способ самостоятельно, по собственной воле, погружаться в состояние трансценденции. И он, пожалуй, ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто так точно и подробно описал свой опыт и приобретенные в нем знания. 
ПлотИн - человек, который поставил Злу ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ диагноз, ВСКРЫЛ его истинную природу.
«Не следует - писал Плотин в трактате «О природе и источнике Зла» - представлять себе зло просто как те или иные отдельные дурные вещи или поступки — несправедливость, например, или другой какой-нибудь порок, но как отдельное от всего НАЧАЛО, проявляющее себя в тех или иных формах».
Что же это за начало?
«Эта субстанция, - лежащая ниже всех образов, видов и форм, мер и пределов, не имеющая в себе ничего БЛАГОГО, но лишь получающая порядок и вид ИЗВНЕ, относящаяся к сущим вещам как жалкое подобие к ПРООБРАЗУ, ОНА-то и есть сущность зла».
Думаю, вы уже догадались, о какой субстанции говорит здесь философ?
Да он и САМ дает нам подсказку:
 «И вот эту-то субстанцию, известную под словом "МАТЕРИЯ", отыскивает наш разум и УКАЗЫВАЕТ на нее, как на первое зло, зло само по себе».
Почему, как говорил Будда, жизнь есть страдание, а мир полон Зла? Потому что этот мир – МАТЕРИАЛЬНЫЙ, он состоит из материи, которая есть Зло.
Почему, как сказал Иисус, зло исходит ИЗ человека? Потому что человек – существо материальное. «Телесная же природа, - разъясняет ПлотИн, - настолько зла, насколько она ПРИЧАСТНА материи».
Итак, трансцендентный способ познания в очередной раз доказал свою действенность. Вопрос, о который тысячелетиями бились лбами мудрейшие из мудрых, мы раскололи за несколько минут.
Источником Зла и самим по себе Злом является МАТЕРИЯ. 
Теперь, когда мы знаем правильный ответ, даже удивительно: почему такое ОЧЕВИДНОЕ решение не было найдено раньше.

Хотя постойте.
А почему мы должны доверять тому, что говорят нам эти люди – Иисус, Будда, Плотин? Как нам убедиться, что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО испытали опыт трасценденции? Что они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выходИли за пределы мира и ОТТУДА вынесли свое Знание? А не являются обычными фейковыми контактёрами? Неужели мы поверим кому-то нА слово, после того как нас пытались развести на веру сначала церковники, а потом материалисты? Эти профессиональные «мошенники на доверии».
Нет, мы не СТАНЕМ ничего принимать на ВЕРУ. Давайте ПРОВЕРИМ то, что нам говорят. Кажется, Сальери хвастался, что «поверил алгеброй гармонию»?  А давайте поверим утверждения Плотина – ФИЗИКОЙ?  А почему нет? Физика – от греческого «физис», то есть природа. Это наука о природе. А природа физического мира – материальна. Кому как не физике знать все про материю?
Что такое Зло с точки зрения физики? Это – РАЗРУШЕНИЕ. Вот давайте на конкретных примерах, первое, что приходит в голову:
болезнь - разрушение здоровья;
потеря денег - разрушение благосостояния;
измена любимого - разрушение семьи или доверия;
несчастный случай, например, сломана нога - разрушение тела;
клевета - разрушение репутации.
Самое большое Зло - смерть - полное и окончательное разрушение.
В японском искусстве есть такой жанр - "кусодзу".  В переводе означает «рисование девяти стадий разлагающегося трупа». Обычно это серия из 9 рисунков, изображающих последовательное разложение трупа, чаще всего почему-то женского, в очень точных графических деталях. На рисунках «кусодзу» наглядно видно, как, только что полный ЖИЗНИ, полный ЖЕЛАНИЙ и надежд человек превращается в неодушевленный ПРЕДМЕТ, плоть которого РАЗРУШАЕТСЯ,  рассыпается в прах, исчезает.
«Люди тлеют в могилах, НИЧЕМ становясь.
распадается АТОМОВ тесная связь»
- печально констатировал Омар Хайям. 
Итак, Зло - это разрушение. Это подтверждает  эмпирический опыт.
Так вот, Физики установили, что РАЗРУШЕНИЕ – есть ОСНОВНОЕ, фундаментальное свойство материи.
Материя, если предоставить её саму себе, если НЕ ОКАЗЫВАТЬ на нее внешнего воздействия, ПОСТОЯННО разрушается. Так же как человек на протяжении своей жизни постоянно стареет. Отменить этот процесс невозможно. Как бы мы ни поддерживали свое тело, к каким бы косметическим или хирургическим средствам не прибегали, – оно всё равно стареет и умирает, потому что таково свойство тела.
Как бы мы ни поддерживали, как ни оберегали любой материальный предмет – он все равно разрушится, потому что таково свойство материи.
Это свойство физики называют «энтропИей». Они вывели Закон энтропИи, согласно которому в изолированной системе (то есть в системе, на которую не оказывается какого-либо влияния извне, в системе, предоставленной самой себе) количество энтропИи НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ. Оно может ТОЛЬКО возрастать. И когда оно возрастет до МАКСИМУМА – система ПОЛНОСТЬЮ разрушится или, как говорят физики, аннигилирует то есть обнулится. (Нигил по латыни - это ничто, ноль).  Аннигиляция материи – это то же, что смерть, это наибольшее Зло.
Поскольку РАЗРУШЕНИЕ есть неотъемлемое, фундаментальное свойство материи, значит материи присуще Зло. Что, собственно, и требовалось доказать. Сама природа материи – это Зло.  ЗЛО – ЭТО МАТЕРИЯ. 
А разве не то же самое сказал ПлотИн еще в 3-м веке? Он не знал ни про энтропИю – это слово придумают только в 19 веке, -   ни про аннигиляцию. Он мог опираться ТОЛЬКО на свой опыт трансценденции. Но благодаря этому ОПЫТУ, он узнал ТО, что наука откроет лишь через тысячу семьсот лет после него!
Кстати, справедливости ради нужно сказать, что и про энтропию Плотин кое-что понимал. Вот послушайте, что он говорит про частицы, из которых состоят материальные тела: «Свойственное им беспорядочное движение ведет ко взаимному их разрушению». А? Каково? Как говорится, не в бровь, а в глаз. Я же говорю: потрясающий был человечище. Нынче таких не делают.
Что из всего этого следует?
Если Материя в самой своей основе поражена Злом, то есть разрушением, то и ВСЁ, что она производит, содержит в себе Зло. То есть ВСЕ вообще материальные предметы и явления. Вся Вселенная наполнена Злом. Весь наш мир – это ИМПЕРИЯ Зла.
Почему тело человека разрушается и умирает? Потому что оно состоит из материи и несет на себе ее родовые пороки, а точнее сказать – присущее ей Зло.
Почему, несмотря на наличие моральных заповедей люди постоянно лгут, воруют, прелюбодействуют, убивают друг друга, творят всяческое Зло? Да потому что ПРИРОДА их материальна, а Материя и есть Зло. И ЛЮБЫЕ проявления материальной природы – Зло.
И извержения вулканов, и землетрясения, и цунами, и лесные пожары, и засухи, и великие оледенения – это тоже Зло, хотя это и естественные явления. Естественные – значит природные, а материальная природа – это Зло.
Каждая клеточка нашего организма, каждый атом изначально отравлены ядом разрушения, ядом Зла.

Вот мы все, - каждый из нас - мечтаем  о  счастье.
Мы желаем друг другу счастья каждый ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, каждый Новый год. Но спросите  себя: можете ли вы назвать себя счастливым? Часто ли вы бываете счастливы? Когда вы ощущали состояние счастья последний раз? Если и испытывали - то лишь на краткий миг, и это состояние довольно быстро сменялось ДРУГИМИ ощущениями, гораздо менее приятными.
Может, это случайно, или временно?  Да нет, так было всегда. Восемьсот лет назад Омар Хайам написал такие строки:
Этот мир - средоточие ЗЛА и скорбей
Небосвод посылает нам БЕДЫ, злодей
Много лет за мирской суетой НАБЛЮДАЮ
Но покуда НЕ ВСТРЕТИЛ счастливых людей

Почему так происходит? Почему, как сказал поэт ДРУГОЙ эпохи "для веселья планета наша МАЛО оборудована"? Почему в нашей жизни счастье мимолётно, это лишь краткий миг, а несчастья и страдания преследуют нас постоянно?

Смотрите полную видеоверсию этой статьи на канале «ГНОСИС» на Youtube под названием «АД ЕСТЬ – ОН ЗДЕСЬ». Вход по ссылке: